Выставка «Фото-сравнения» к 150-летнему юбилею С.М.Прокудина-ГорскогоС 26 августа по 16 сентября 2013 года в Доме русского зарубежья им. А.Солженицына проходила выставка «Фото-сравнения», посвященная 150-летнему юбилею С.М.Прокудина-Горского — русского фотографа, химика, изобретателя цветной фотографии.
Выставка была представлена в рамках презентации книги Н.А.Нарышкиной-Прокудиной-Горской «Семейная сага: секунды, минуты столетия...»
Небольшое размышление на тему фото-сравнений по Прокудину-Горскому
Зачем нужна эта работа?
Во-первых, чтобы понять, как изменилась наша страна за 100 лет, что стало с ней и с ее памятниками. Часто сравнения бывают весьма красноречивы и, как правило, безрадостны. Города заросли зелеными дебрями, словно их покинули жители, многие памятники утрачены или находятся в плачевном состоянии. Крайне редко современные снимки смотрятся не хуже, чем у Прокудина-Горского.
Во-вторых, фото-сравнения имеют важную исследовательскую цель — они служат лучшим подтверждением правильности авторской подписи (или идентификации), а иногда позволяют выявить ошибки (самый ярким и свежий пример — фрески и иконостас Федоровской церкви в Ярославле).
В-третьих, фото-сравнения весьма важны для реставрации снимков Прокудина-Горского, а именно для определения максимально точного цветового баланса и тональности. Конечно, в идеале фото-сравнение должно быть для этого сделано в то же время года и при том же освещении. Особенно это важно, когда речь идет об объектах с устойчивым цветом (например, скалы).
Делать фото-сравнения интересно, это как спорт, как фотоохота. На пути к цели приходится преодолевать немало трудностей. Даже если удалось добраться до места съемок в нужное время года и повезло с погодой (она должна быть такая же хорошая или плохая, как при съемках самого Прокудина-Горского), это не гарантирует выполнения задачи. Сразу выясняется, что в большинстве случаев повторить ракурс невозможно.
Причина № 1. Все заросло, и ничего не видно за деревьями. Остается сделать снимок «в кусты» и потом с ближайшего возможного ракурса. Также сплошь и рядом старый вид перекрывают новые дома. Выход тот же.
Причина № 2. Точка съемки отсутствует как таковая. Прокудин-Горский любил снимать с колоколен, многие из которых снесли в 1930-е гг. Как правило, ничего не поделаешь. Теоретически можно использовать автоподъемник. Иногда отсутствуют также пристани и мосты, с которых снимал Прокудин-Горский. Надо искать лодку!
Причина № 3. Точка съемки находится на закрытой территории (завод или частный огород). Особо упорным людям удается попасть и туда ради заветного кадра. В монастырях на пути к точке съемки теперь любят ставить таблички «посторонним проход запрещен». Но, как говорится, если очень надо, то можно (пока никто не видит).
Причина № 4. Административный запрет на съемку в церквях и музеях особенно. Царской грамоты у нас нет. Кстати, Прокудину-Горскому она сама по себе не давала никаких прав на съемку конкретных объектов — он вынужден был получать разрешение у местных «начальников». Так что все зависит от способностей к переговорам.
Весьма часто трудности с точкой съемки бывают преодолимыми, но для этого нужно залезть в жуткие заросли крапивы, в кучу строительного мусора, забраться на какой-нибудь карниз. Тут все зависит от сноровки и решимости.
Вечная беда при съемке памятников архитектуры — посторонние люди в кадре. Приходится просить их отойти на секундочку. Сложнее с машинами, которые теперь ставят на каждом шагу. Недавно в Кирилло-Белозерском монастыре мне не повезло — как раз на месте точки съемки поставили КамАЗ!
В результате всего вышеописанного точный ракурс выдержать удается весьма редко (забыл сказать, что Прокудин-Горский еще снимал с очень высокого штатива!). Поэтому лучше вообще не переживать по этому поводу. Даже примерного ракурса вполне достаточно для достижения всех трех обозначенных выше целей. Реально точный ракурс необходим лишь в том случае, когда вы собираетесь делать анимацию из фото-сравнения.
Фото-сравнения одних и тех же мест надо делать регулярно. Все быстро меняется. Вчера еще не было Успенских соборов в Витебске и Ярославле, а сегодня они уже сияют свежей краской. Получатся совсем другие фото-сравнения!
Важно помнить, что скоро ваши собственные снимки «в том же ракурсе» станут исторической ценностью.
Вячеслав Ратников, автор проекта
Куратор выставки: И.А.Лопухина.
Подготовка выставки: В.В.Владимирова, С.Ю.Урбан, В.В.Щетинин.
Выставка представлена в холле 4-го этажа.
Наш адрес: Москва, ул. Нижняя Радищевская, д. 2 Проезд: м. «Таганская» (кольцевая) Тел.: (495) 915-10-80
пРОКУДИНА-гОРСКОГО
Постоянная ссылка на данную страницу: http://bfrz.ru/static/260813_Prokudina-Gorskogo/
|