Члены Ощества «Икона» Владимир Павлович Рябушинский (1873, Москва – 1955, Париж)
Родился в Москве в семье известных промышленников. Представитель знаменитой династии старообрядцев-поповцев. Учился в Практической академии коммерческих наук в Москве (1891), а затем в Гейдельбергском университете (Германия). Банкир, фабрикант. Один из учредителей Торгово-промышленной палаты. Общественный и политический деятель, член ЦК «Союза 17 октября» («партии октябристов»), затем член партии прогрессистов. Женат на В.А. Рябушинской (урожд. Хутаревой). С начала Первой мировой войны добровольно отправился на фронт, принимал участие в боях. Был произведён в офицеры и награждён орденом Св. Георгия четвертой степени. Затем принимал участие в Гражданской войне. Участник Ясского совещания организаторов Белого движения. Эмигрировал из Крыма в Константинополь, затем переехал во Францию. На чужбине не удалось продолжить фамильное дело. Член-основатель и первый председатель Общества «Икона» в Париже (1927–1951). С 1951 по 1955 годы почётный председатель Общества. Активный член кружка им. Андрея Рублёва, ставившего своей целью ознакомление французов с русским искусством и с иконописью. Посвятил иконописи многие работы, выдержки из которых печатались, в частности, в рижском старообрядческом журнале «Родная старина». К концу жизни потерял зрение. Скончался 7 октября 1955 года в Париже. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. В архивном собрании Дома русского зарубежья хранится фонд его брата Николая Павловича Рябушинского (Ф.51).
Елена Сергеевна Львова, княжна (1894, Москва – 1971, близ Парижа)
Начала заниматься иконописью во Франции в 1922 году. Состояла членом Общества «Икона» с момента его основания (1927), некоторое время была заместителем председателя; участвовала в выставках Общества. Самые значительные работы: иконостас Сергиевского Подворья в Париже (совм. с Д.С. Стеллецким; исполнила все лики), иконостас церкви Знамения Пресвятой Богородицы (совм. с Д.С. Стеллецким; ныне в церкви на бульваре Эксельманс), деисус из 7 икон для Ильинской церкви на православном кладбище в Хельсинки, иконы для церкви в Монбельяре, образ Пресвятой Богоматери для православного храма в Льеже, иконы для иконостаса и образ Печерской Пресвятой Богородицы для Храма-Памятника в Брюсселе, иконостас храма в Монбельяре во Франции. В 1936 подарила икону для Храма-Памятника кораблям русской эскадры в Бизерте (Тунис). Исполнила много небольших домашних икон. Следуя традициям, не ставила авторской подписи на работах. В 1996 три её иконы экспонировались на юбилейной выставке, посвящённой 70-летию Общества «Икона», при Соборе Св. Александра Невского в Париже. Похоронена в Сент-Женевьев-де-Буа.
Николай Иванович Исцеленнов (1891, Иркутск – 1981, Сент-Женевьев-де-Буа)
Родился в Иркутске в семье иркутского городского головы И.Ф. Исцеленнова и Н.Н. Пятидесятниковой. По завершении иркутской гимназии (1909) поступил на архитектурное отделение императорской Академии художеств, в декабре 1917 года получил звание художника-архитектора за проект Военно-исторического музея. Зимой 1920 года перешёл финско-русскую границу и поселился в Хельсинки, где женился на художнице М.А. Лагорио. В 1921–1924 годах жил в Берлине, работая в русских издательствах художником-иллюстратором и оформителем. С октября 1925 года поселился в Париже. На волне подъёма русской культурной жизни в эмиграции Н.И. Исцеленнов нашёл своё жизненное призвание в строительстве и оформлении русских православных церквей во Франции, Бельгии, Финляндии. С 1928 года – член Общества «Икона», с 1951 по 1971 годы состоял председателем Общества, а с 1971 по 1981 годы – его почётным председателем. Принимал участие во всех выставках Общества с иконописными и графическими работами. К числу лучших работ относятся звонница Сергиева Подворья, Храм–Памятник в Брюсселе (1934), русская церковь в Льеже, архитектура иконостасов Знаменской церкви в Париже, Ильинской церкви в Хельсинки и др. Умер 24 февраля 1981 года в Сент-Женевьев-де-Буа, где и похоронен.
Зинаида Евгеньева Залесская (урожд. Гарутт) (1928, Марсель)
Училась в Югославии: окончила начальную школу в Белграде, Русский девичий институт в Белой Церкви. Высшее образование получила во Франции по специальности «химия». В течение тридцати лет состояла сотрудником НИИ керамических материалов в Париже. В 1958 году вышла замуж за Ю.П. Залесского, и в 1963 году они посетили Россию, где экспозиция икон в Музее древнерусского искусства имени Андрея Рублёва произвела настолько сильное впечатление, что по возвращении в Париж З.Е. Залесская всю дальнейшую жизнь связала с древней и новой иконописью. В 1965 году она вступила в Общество «Икона», а в 1979 году была избрана председателем Общества. Многолетнее общение с иконописцами приобщили З.Е. Залесскую к профессиональному иконописному делу. В 1990-е годы и позже З.Е. Залесская неоднократно приезжала в Россию. По её инициативе были созданы филиалы парижского Общества «Икона» в Иркутске и в Ярославле.
Дмитрий Семёнович Стеллецкий (1875, Брест-Литовск – 1947, Сент-Женевье-де-Буа)
Сын военного инженера. В 1896 году поступил на архитектурное отделение Академии художеств в Петербурге. В 1903 году получил звание скульптора-художника за группу «Узники». Писал маслом и темперой картины, стилизованные в духе иконописи и древнерусской миниатюры. С 1910 года – член общества «Мир искусства». В начале Первой мировой войны оказался в Париже, где изучал романское искусство. В Россию не вернулся. С 1927 года – член-основатель Общества «Икона», постоянно участвующий в выставках Общества. Автор росписей и иконостаса Сергиева Подворья в Париже (где работал совместно с княжной Е.С. Львовой), а также иконостаса церкви Знамения Божией Матери. Исполнил иконостасы в церкви Сен-Рафаэль и русской церкви в Гренобле. Писал иконы для храмов Парижа, Ментоны, Марселя, Болгарии и Югославии. В 1942 году поступил в старческий дом в Сент-Женевьев-де-Буа. В последние годы почти ослеп.
Павел Александрович Фёдоров (1878, Россия – 1942, Париж)
П.А. Фёдоров окончил Морское инженерное училище им. Николая II в Кронштадте. Участник Русско-японской войны, контр-адмирал. В эмиграции начал заниматься иконописью и иконографией. Был членом Общества «Икона», с 1933 года – староста Общества. Один из лучших иконописцев Русского Зарубежья. Исполнил отдельные иконы и иконостасы в Успенской церкви на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, в Соборе Александра Невского, в церкви Св. Серафима Саровского, в церкви в Льеже, Храме-Памятнике в Мурмелоне. Жил в Клиши. Читал доклады по иконописи, вёл кружок иконописи, участвовал в выставках Общества «Икона».
Георгий Вадимович Морозов (1899, Одесса – 1993, Сент-Женеевьев-де-Буа)
Сын художника-иконописца. Член Общества «Икона» с 1930 года и многолетний его вице-председатель. Технику иконописи изучал у П.М. Софронова. Сотрудничал с Д.С. Стеллецким и П.А. Федоровым. Письмо его отражало душевное равновесие и молитвенное настроение, в котором он всегда находился. Исполнил иконы и иконостасы для церквей Св. Сергия в Париже (1943–1953), Ильи Пророка в Хельсинки (1954–1956), Успения Пресвятой Богородицы в Португалии (1957–1958), церкви бенедиктинцев в монастыре Шеветонь (Бельгия), церкви Успения Богоматери на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа и др. Читал доклады, проводил беседы, обучал иконописи. Пел в хоре церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы. Умер в старческом доме в Сент-Женевьев-де-Буа, похоронен в Медоне.
Альберт Александрович Бенуа (1888, СПб.- 1960, Париж) Маргарита Александровна Бенуа (урожд. Новинская) (1891, Россия – 1974, Лонжюмо)
М.А. Бенуа училась в рисовальной школе у Альберта А. Бенуа. Стала его женой и верной помощницей. Альберт А. Бенуа – сын и ученик акварелиста Александра Александровича Бенуа (Конского), архитектор, художник, инженер, член Общества «Икона» и постоянный участник его выставок. Художник поселился в Париже вместе с женой в 1910 году. С 1923 года выставлялся в салонах: Осеннем и Независимых. По проекту А.А. Бенуа сооружён Храм–Памятник на русском воинском кладбище в Мурмелоне (1937). Художником вместе с женой спроектирована и расписана церковь Успения Богоматери в Сент-Женевьев-де-Буа (1939) и весь окружающий её ансамбль в псковско-новгородском стиле конца XV века, расписан вместе с женой нижний храм Кафедрального Собора Св. Александра Невского, исполнен иконостас и все иконы храма Святителя Николая в Бари и др. Художником и архитектором созданы эскизы более ста крестов и надгробий на кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа, в том числе памятника галлиполийцам (копия памятника, разрушенного в Галлиполи, в Турции). Как зодчий церкви Успения Богоматери, похоронен в крипте храма в Сент-Женевьев-де-Буа. В архивном собрании ДРЗ в большой коллекции Н.А. Струве (Фонд 12) хранятся и материалы А.А. Бенуа.
Светлана Яковлевна Рышкова-Чекунова (урожд. Офросимова) (1903, Петербург – 1981, Париж)
Детство художницы прошло в Царском Селе. Под впечатлением Феодоровского государева собора она полюбила древние иконы, которые для этого собора из разных мест собирал художник Сергей Чехонин. У этого знатока древнерусского искусства уже в эмиграции она училась иконописи, после чего еще три года стажировалась у П.М. Софронова и в мастерской французского реставратора Louis Chaux. Среди основных следует назвать работы: икона «Покров Пресвятой Богородицы» для Собора Св. Александра Невского в Париже, исполненная по поручению Центрального правления Казачьего союза (1950), и ряд других икон, «Святая княгиня Ольга» в храме Святого Серафима Саровского, иконы для храма Христа Спасителя в Аньере и церкви Знамения Божией Матери в Париже. Как член Общества «Икона» Светлана Яковлевна участвовала во всех его выставках. За свою общественную деятельность она была награждена орденом Почётного легиона.
Юлия Николаевна Рейтлингер, в монашестве сестра Иоанна (1898, Петербург – 1988, Ташкент)
Ю.Н. Рейтлингер из семьи прусских баронов. В 1915 году Юлия поступила в Рисовальную школу Общества поощрения художеств, которую помешала ей закончить революция. Эмиграция Ю.Н. Рейтлингер началась в Польше (1921), затем, переехав в Прагу, она училась на философском факультете Университета (1923). Именно в Праге Юлия встретилась второй раз с отцом Сергием Булгаковым, духовное общение с которым продлилось 20 лет и повлияло на формирование её как иконописца. Во Франции, где она оказалась в 1925 году, художница брала уроки иконописи у Д.С. Стеллецкого, у старообрядческих мастеров и в мастерской Мориса Денни. В 31 год Юлия Рейтлингер закончила первую в своей жизни роспись храма Св. Иоанна Воина в Медоне. Через три года она была пострижена митрополитом Евлогием и стала сестрой Иоанной. В 1955 году исполнилось её заветное желание и завещание отца Сергия – она вернулась в Россию. Медонские фрески пережили войну и, спасённые Никитой Струве, были привезены им в Россию в 2003 году, став основой творческого наследия Юлии Рейтлингер на родине. В ДРЗ развернута постоянная выставка работ И. Рейтлингер. См. также фрески Ю.Н. Рейтлингер в музейном собрании ДРЗ.
Елизавета Павловна Озолина (урожд. Колюжная) (1939, Иерусалим)
Е.П. Озолина, реставратор, иконописец и член Общества «Икона», руководит школой иконописания при мэрии Парижа. Иконописец являлась участницей многих выставок Общества «Икона». Елизавета Павловна обучалась иконописи у кн. Е.Д. Голицыной в Вифании при Гефсиманском монастыре (1950–1964) и у Л.А. Успенского в Париже (1966–1968). В 1968 году она училась в Голландии в Академии художеств. Из крупных работ её известны: иконостас для храма в Бристоле, отреставрированные фрески и иконы в церкви Св. Иова в Брюсселе и отреставрированные росписи А.А. Бенуа в Сент-Женевьев-де-Буа.
Тамара Владимировна Ельчанинова (1897, Минск – 1981, Париж)
О себе писала: «Начала писать иконы в 1926 году, в год посвящения в священники моего мужа, Александра Ельчанинова, чтобы работать в той же области. Прошла курсы иконописания… при Обществе «Икона», руководимые П.А. Федоровым. Даже приблизительно не могу определить количество написанных икон. Из больших работ – иконостас для походной церкви Русского Студенческого Христианского Движения (РСХД), иконостас в церкви Joliet (США), иконостас в старческом доме в Каннах…». Для Собора Св. Александра Невского в Париже Т.В. Ельчанинова выполнила икону «Знамение» Божией Матери в киоте и триптих в приделе. В эмигрантском иконописном творчестве работы Т.В. Ельчаниновой заняли одно из первых мест: строгие лики, изящность отделки, прекрасные, не имеющие себе равных серебряные оклады и ризы отличают её произведения.
Наталия Григорьевна Спасская (1938, Париж)
В детстве Наталия Григорьевна училась у Г.Н. Слободзинского, а затем в художественных школах в Париже. Окончила Сорбонну (1962), работала переводчицей. В 1972–1973 годах училась у Г.В. Морозова, а с 1980 по 1984 годы – у Л.А. Успенского. Член Общества «Икона» с 1972 года. С 1979 года – секретарь Общества. До 1996 года активно участвовала в его выставках. Иконописец – автор многих икон в храмах, среди которых церковь Преподобного Серафима Саровского в Париже, Успенская церковь Сент-Женеевьев-де-Буа, Собор Св. Александра Невского, церковь Введения во храм, церковь Николая Чудотворца в Булони и др.
Постоянная ссылка на данную страницу: http://bfrz.ru/static/chleni_ikona/
|
|