В.Н. Тростников о В.П. АксеновеНеправда, что большое видится только на расстоянии. Два больших достоинства Василия Аксёнова особенно ярко открывали себя окружающим именно при его жизни; сейчас они как раз забываются. Одно из них было внешним, другое внутренним. В юбилейный год хочется о них вспомнить.
Внешнее достоинство Аксёнова я охарактеризовал бы словом «аристократизм», понимаемом в самом высоком смысле. Неизвестно, откуда он взялся у сына далеко не аристократичных родителей, выросшего в блатной среде Колымы, но он присутствовал в нём в такой мере, какая украсила бы потомка Рюриковичей. В нём не было и капли высокомерия, он с каждым говорил как с равным, но каждый ощущал в нём нечто такое, что совершенно исключало запанибратское с ним общение. Возможно, причиной здесь было то, что он очень мягко вёл разговор, сразу поднимая его на философский уровень, находя в любой заурядности что-то интересное, из-за чего собеседник невольно проникался к нему уважением.
Внутренним достоинством Василия Аксёнова был, конечно, его писательский талант. Как профессионал, я могу свидетельствовать, что он был прозаиком от Бога, обладающим тем, чему не научат ни в каких литинститутах, - способностью придумать такое сочетание слов, при прочтении которого в душе возникает нечто далеко выходящее за рамки смысла этих слов – что-то родное, когда-то близкое, а теперь ушедшее. Это некая магия, и дар такой магии даётся единицам, которые и есть настоящие писатели. На мой взгляд, аксёновский магизм сильнее всего ощущается в небольшой повести «В поисках жанра». Литературоведы как-то не обратили на неё внимания, а это подлинный шедевр.
Не могут литературоведы разгадать и тот парадокс, относящийся к Аксёнову, что всё своё настоящее он написал в советскую эпоху, когда кругом царила марксистско-ленинская ложь, и ничего настоящего, вроде бы, не могло быть опубликовано. Уехав в Америку и освободившись от партийной цензуры, Аксёнов ничего талантливого уже не написал. Что с ним там произошло – это с его аналитическим умом лучше всего объяснил бы он сам, но теперь об этом его уже не спросишь.
В.Н. Тростников
Эссе В.Н.Тростникова о В.П.Аксёнове было написано специально для данной выставки
*****
Виктор Николаевич Тростников родился в Москве 14 сентября 1928 г. Физик, математик, религиозный философ, канд. филос. наук. В 1953 г. окончил физико-технический факультет МГУ. Преподавал высшую математику в вузах Москвы и Ленинграда, доцент кафедры высшей математики МИИТа.
С В.П. Аксёновым познакомился и подружился в конце 1970-х гг. во время подготовки альманаха «Метрополь». В 1980 за участие в "Метрополе" был уволен с работы. Работал сторожем, чернорабочим, каменщиком, прорабом. Все эти годы продолжал печататься в самиздате и за рубежом. В 1988 по приглашению РПЦЗ ездил в США, где сделал доклад на тему "Тысячелетие крещения Руси". В начале девяностых Тростников гостил у Аксёновых в Вашингтоне.
Совершив еще несколько зарубежных поездок, сосредоточился на литературной работе, так как появилась возможность публиковаться на родине. Его работы проблемного характера по богословию, теоретической и прикладной философии, истории, политике печатались в различных журналах. С 1996 читал курс лекций по философии в Российском Православном университете. Имеет ряд публикаций по различным вопросам физики и математики, монографии по математической логике. Автор книг, посвященных науке, философии и богословию. Среди основных сочинений - «Мысли перед рассветом» (Париж, 1980; М., 1997); «Мысли о России» («Русское возрождение», Нью-Йорк, 1987, №1); «Научна ли научная картина мира?» («Новый мир» 1989, № 12); «Понимаем ли мы Евангелие?» (М., 1997); «Бог в русской истории» (Одесса, 1998); «Философия супружества» (М., 1999); «Раздумья в пути» (М., 2003); «Россия земная и небесная» (М., 2007); «Трактат о любви. Духовные таинства» (М., 2007), «Вера и разум» (М., 2009). См. публикации В.Н. Тростникова в каталоге библиотеки ДРЗ.
Постоянная ссылка на данную страницу: http://bfrz.ru/static/Trostnikov/
|
|