Харбинский политехнический институт. Краткая историческая справкаРодоначальником Харбинского политехнического института (ХПИ) является Русско-китайский техникум, созданный в 1920 г. для подготовки кадров по строительству и обслуживанию Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД). Директором техникума стал известный инженер путей сообщения Алексей Алексеевич Щелков. Преподавание осуществлялось на русском языке, для учащихся-китайцев были открыты годичные подготовительные курсы русского языка.
2-го апреля 1922 г. техникум был преобразован в Русско-китайский политехнический институт (РКПИ) с трехлетними подготовительными курсами и пятилетним сроком основного обучения. Эта дата и считается днем основания института. РКПИ имел два факультета: дорожно-строительный (декан – инженер путей сообщения П.Ф. Козловский) и электромеханический (декан – проф. Н.М. Обухов).
Большую роль в создании института сыграло руководство КВЖД во главе с её управляющим Борисом Васильевичем Остроумовым, которое предоставило помещения, оборудование и ассигновало ежегодную субсидию.
Институт возглавлялся Правлением общества по заведованию РКПИ. Председателем Правления был талантливый администратор, отзывчивый к вопросам высшего образования и нуждам студенчества, Николай Львович Гондатти, личный авторитет и влияние которого сыграли немалую роль в деле становления института.
Институт располагал прекрасными зданиями с большим земельным участком в лучшей части Харбина, имел устойчивый бюджет, опытный профессорско-преподавательский состав, стабильный приток студентов и обеспеченную практику для них. При институте были созданы необходимые лаборатории, столярные и слесарные мастерские. Гордостью института являлись громадный читальный зал и прекрасная техническая библиотека.
После установления в 1924 г. дипломатических отношений между СССР и Китаем КВЖД перешла в совместное советско-китайское управление, что отразилось и на положении института. Право обучения в институте было предоставлено только гражданам этих двух государств. Произошли изменения в административном и академическом составе института за счет пополнения его представителями советской стороны. Заведующие кафедрами по должности стали именоваться профессорами. Академическую часть возглавил Совет профессоров во главе с новым ректором Леонидом Александровичем Уструговым (1925–1935).
4 февраля 1928 г. РКПИ был переименован в Политехнический институт О.Р.В.П. (Особый район Восточных провинций), а с 1 ноября 1928 г. институт стал называться Харбинским политехническим институтом.
Институт продолжал успешно развиваться, ежегодно увеличивался приток русских и китайских студентов со всей Маньчжурии. К началу 1930 г. их насчитывалось 1026 человек. В состав ХПИ входили 17 кафедр и 4 доцентуры, число преподавателей с солидным научным и инженерным стажем достигло 65 человек.
При ХПИ работали Техническое училище, Маньчжурские курсы техников путей сообщения, Горные курсы и Китайские подготовительные курсы с трехлетним обучением. Планировалось открытие транспортно-экономического факультета и преобразование Горных курсов в горный факультет.
Положение ХПИ начало ухудшаться в 1932 г., со времени захвата Маньчжурии Японией и образования марионеточного государства Маньчжоу-Го (Даманьчжоу-Диго). Резко упало число желающих поступить в ХПИ. Марионеточное правительство уволило 12 преподавателей из СССР и назначило на преподавательские и руководящие должности 26 инженеров КВЖД. Длительность обучения в институте была определена в четыре с половиной года, ассигнования на институт значительно уменьшились.
В 1937 г. институт полностью перешел в ведение японской администрации, обучение велось на японском языке, русский персонал, за немногим исключением, был уволен. Для русских студентов образовали Северо-Маньчжурский университет (СМУ) (1938–1945) с политехническим и коммерческим факультетами, который явился продолжением ХПИ. Ректором университета стал японский профессор Т. Симизу.
После капитуляции Японии в августе 1945 г. и освобождения Северо-Восточного Китая Политехнический институт в Харбине был восстановлен с русским административным и академическим персоналом и проведением занятий на русском языке, учебный план перестроен по образцу советских вузов. Вскоре ХПИ открыл уже шесть факультетов: дорожно-строительный (декан – проф. П.С. Свиридов), электромеханический (проф. А.К. Попов), химический (проф. В.В. Шамраев), горный (горный инженер Ю.М. Зезюкевич), транспортно-экономический (экономист В.Н. Жернаков) и восточно-экономический (инженер Тянь Си-фу). Были открыты подготовительные курсы и вечернее отделение. К 1949 г. число выпускников ХПИ превысило 3500 человек.
Окончание гражданской войны в Китае и образование КНР внесли новые изменения в жизнь ХПИ. В 1950 г. было подписано Соглашение о дружбе между СССР и КНР, что предусматривало передачу Китаю прав на Китайскую Чанчуньскую железную дорогу (КЧЖД) и означало переход ХПИ под руководство китайских властей и функционирование его на китайском языке. В 1954 г. начался массовый отъезд русских из Харбина. Последние русские преподаватели покинули ХПИ в самом конце 1950-х годов.
В созданном и руководимом около 30 лет русскими ХПИ работали многие выдающиеся ученые, талантливые преподаватели: С.П. Тимошенко, П.Ф. Козловский, Н.К. Пафнутьев, П.С. Свиридов, Ф.Ф. Ильин, П.Ф. Федоровский, П.Н. Радищев, С.А. Савин, Л.А. Устругов, А.А. Щелков, В.Г. Мелихов, В.А. Белобродский, А.К. Попов, С.Н. Петров, В.А. Кулябко-Корецкий, В.Н. Жернаков и многие другие.
Институт вырастил немало высококвалифицированных инженерно-технических кадров. Высокие стандарты образования, заложенные в ХПИ, способствовали тому, что диплом института был признан во всем мире, а его питомцы, рассеянные по странам и континентам, проявили себя как квалифицированные специалисты – инженеры, преподаватели, ученые. Многие из выпускников после проектировали важные строительные объекты, становились директорами крупных промышленных предприятий, высокопоставленными инженерами.
В стенах ХПИ были заложены традиции поддержки и взаимопомощи, которые политехники сохранили на всю жизнь. Куда бы они ни были заброшены волею судьбы, везде стремились к общению на профессиональном и общественном уровне, о чем свидетельствуют существующие сегодня в Австралии, США, КНР, Японии, России объединения выпускников ХПИ. Крупнейшее из них — Объединение инженеров, окончивших ХПИ/СМУ в Сиднее.
Прежний Харбинский политехнический институт, претерпев исторические перемены и пережив многие превратности судьбы, ныне превратился в высшее учебное заведение нового типа — Harbin Institute of Technology (HIT) (Харбинский технологический институт). В Китае годом основания ХПИ считается 1920 год – год открытия Русско-китайского техникума, прообраза будущего института.
Постоянная ссылка на данную страницу: http://bfrz.ru/static/HPI_hist/
|