110 лет со дня рождения художника Николая Лозового
Художник-авангардист Николай Лозовой по примеру своего учителя Павла Филонова никогда не подписывал свои картины. Считал их достоянием мастерской, отличался природной скромностью и не старался привлечь внимание к своей персоне. Но избежать популярности не удалось. Полотна мастера есть в коллекциях Русского музея, Третьяковской галереи и Пушкинского музея. Сегодня, к 110-летию со дня рождения Николая Лозового, в Доме русского зарубежья открылась персональная выставка «Традиции Петербургского авангарда». В экспозиции представлены графические и живописные работы, созданные в период с 1920-х по 1980-е годы, а также документальные материалы из семейного архива мастера. Рассказывают «Новости культуры».
От петербургского периода, когда Николай Лозовой еще был учеником Филонова и Малевича, до умиротворенного абхазского. Почти ровесник века (родился в 1901 и умер в 1992 году), художник перенес все трагедии ХХ столетия. Участник Гражданской и Великой Отечественной, лишенный избирательного права, узник ГУЛАГа, даже в заключении он продолжал рисовать.
«Человек находился в экстремальных условиях, и там, наверное, многие вещи воспринимаются острее. Поэтому его портреты этого периода наиболее острые, пронзительные. Хотя они и выполнены на подручных материалах, но это очень ярко и передает душевное состояние тех людей, которых он пишет», – говорит директор Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына Виктор Москвин.
В 1945 г. он уехал в Сухуми, где прожил до конца жизни. В его работах появились новые краски. Картины абхазского периода и сегодня восхищают искусствоведов своей живостью и неторопливостью. А ведь тогда для того, чтобы заслужить признание, нужно было соответствовать идеологии, о которой Лозовой совершенно не задумывался. Получивший блестящее образование, он преподавал в Сухуми русский язык и просвещал местную интеллигенцию.
«Это было очень важно для тех, кто учился в тот период, когда Николай Лозовой преподавал в Сухумском педагогическом институте. Только сейчас я как сухумчанка понимаю, за счет кого мы были хорошо образованы. За счет таких преподавателей, за счет таких просветителей, как Лозовой», – подчеркивает искусствовед Шазина Агрба.
Он был лично знаком с Мейерхольдом, учился в театральной студии Маршака и Черубины де Габриак. Николай Лозовой оставил после себя множество воспоминаний – архивами занимается семья художника. Его сын Александр – тоже художник. Своими любимыми называет картины, созданные отцом в его присутствии, то есть в Абхазии.
«Настоящий художник, как он мне говорил, должен быть очень скромным. Не пытаться в картинах придумывать сюжеты, чтобы кого-то обмануть или кого-то привлечь. Не делать кич, не выпячиваться со своим творчеством на широкие массы людей», – вспоминает Александр Лозовой.
В наследии мастера мало абстрактных картин, его творчество носило предметный, экспрессивный характер. Его стиль близок к неопримитивизму. Семейная коллекция – на выставке представлена ее часть – вызывает сегодня небывалый интерес среди искусствоведов.
В Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына в Москве открылась персональная выставка художника Николая Лозового
Сегодня в Москве, в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына открылась персональная выставка художника Николая Лозового «Традиции петербургского авангарда», посвященная 110-летию со дня его рождения, сообщила Апсныпресс перед открытием выставки ее организатор, директор галереи современного искусства «Шазина» Шазина Агрба.
В экспозиции выставки представлены графические работы художника, начиная с 1920-х по 1980-е годы, в том числе и сделанные в ссылке, в тюрьмах НКВД, живописные работы 1950-х - 1980-х годов и документальные материалы, уточнила искусствовед.
Выставка Н. Лозового продлится до 30 марта.
Николай Григорьевич ЛОЗОВОЙ (1901- 1992 г.г.). Живописец, график, ученик Петра Филонова и Каземира Малевича.
Эксперты считают, что в художественном наследии мастера мало абстрактных картин, творчество Лозового носило в основном предметный, экспрессивный характер и близко традиции неопримитивизма.
После демобилизации в 1943 г. из Красной Армии Лозовой поселился в Сухуме. Здесь он работал преподавателем русского языка, завел семью. После ссылки не принимал участия в выставочной деятельности, но продолжал заниматься живописью и графикой. С начала 1960-х поддерживал тесные дружеские и творческие отношения с Варварой Бубновой, также жившей в Сухуме после возвращения из эмиграции.
Умер Николай Григоьевич в возрасте 92 лет в ноябре 1992 года в оккупированном грузинскими войсками Сухуме. Лозовой оставил воспоминания о Павле Филонове (опубликованы в журналах «Эксперимент» в Лос-Анджелесе в 1995 и 2005) и Малевиче (опубликованы в книге «Малевич о себе. Современники о Малевиче» в Москве в 2004).
В 2006г. в Московском музее современного искусства прошла выставка «Традиции петербургского авангарда», посвященная творчеству трех мастеров: Варвары Бубновой, Николая Лозового и его сына Александра Лозового. В 2007 произведения Лозового экспонировались на выставке «Филоновцы: от МАИ до поставангарда» в галерее «Арт-Диваж» в Москве, там же в 2007 состоялась и его персональная выставка.
Произведения Николая Лозового находятся в крупнейших музейных собраниях России — в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном музее изобразительного искусства им. А. С. Пушкина.
Вышел в свет первый том «Летописи жизни и творчества Ивана Бунина»
Казалось бы, жизнь одного из самых прославленных русских писателей ХХ века, Ивана Бунина, детально описана им самим, в дневниках и автобиографической прозе. Но, как признавался сам автор: «В силу моей принадлежности к особому разряду людей мои ощущения времени, пространства и самого себя зыбки особенно». Ответ на вопрос – что это за люди? – можно искать в «Летописи жизни и творчества Ивана Бунина». Первый том издания накануне представили в Доме русского зарубежья. Рассказывают «Новости культуры».
Жизнь великого русского писателя расписана в этой летописи по дням, а иногда даже по часам. Столь полная летописная документально-биографическая книга о Бунине выходит первые.
«Этот жанр интересен и полезен тем, что читатель может проследить и историю конкретного текста: как создавалось произведение – повесть, рассказ или стихотворение, и проследить всю жизнь, – рассказывает составитель, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник ИМЛИ РАН Сергей Морозов. – Куда Иван Алексеевич ездил, где бывал, с кем встречался. Показать читателю Бунина как целостную личность, то есть человека, гражданина, писателя прозаика и поэта, переводчика, публициста, критика».
Просматривая дневники, письма писателя, изучая воспоминания его друзей и близких, принимая во внимания такие, казалось бы, мелочи, как счета из гостиниц, в которых останавливался Бунин, составители по крупицам восстановили хронологию, факты и значимые детали жизни писателя. Удалось сделать даже несколько открытий.
«Вот одно самое ранние стихотворение – их два – одно известно, а другое – нет, оно было просто на обороте этого листочка, – рассказывает Сергей Морозов. – Перевернул листочек, а там другое стихотворение. Оно не известно, оно не опубликовано, и нигде даже в описи этого архива не было. Стихотворение 1883 года, то есть Бунину там 12-13 лет. И, в общем, удалось с помощью двух луп всё-таки прочесть».
Документальные материалы составили увлекательный «роман» о жизни писателя до 39 летнего возраста. Здесь и три истории любви, и многочисленные путешествия, и важнейшая встреча с Толстым, и создание повести «Деревня». Читатель может проследить каждый шаг Бунина на пути к славе. Последний год, о котором повествует первый том, - 1909г. – именно тогда писатель удостаивается двух Пушкинских премий и звания почетного академика Петербуржской академии наук.
В Москве прошла презентация книги "Аромат расцветающих роз" Алишера Навои, выдающегося узбекского поэта и мыслителя.
Пять веков назад в тимуридском Хорасане его стихи читали, когда окунали в купель новорожденного. В Доме русского зарубежья им. А.И. Солженицына представили книгу "Аромат расцветающих роз" тюркского поэта, философа и государственного деятеля Алишера Навои, которого называют "Пушкиным узбекской литературы.
Директор издательства "Художественная литература" Георгий Владимирович Пряхин пояснил: "Он писал на староузбекском языке – чагатайском, сейчас почти забытом. Было определенное противостояние между языками персидским и чагатайским, который считался устаревшим. Он свой язык возвеличивал, поднимал. Он намеренно, обладая совершенными знаниями в области персидского языка, писал некоторые книги на староузбекском языке. Он продлил жизнь этого языка".
Все произведения Алишера Навои – это около 30 "диванов" (сборников стихов), "достанов" (поэм), а еще – философских и научных трактатов. В книгу вошли тексты песен, которые в Узбекистане считают народными, трогательные истории любви и расставания, детские сказки.
По стихам Навои можно представить, как проводил день труженик из Хорасана: поэт с документальной точностью описывает все, чем занимались люди в то время – как ходили за водой, когда доили коров, что если на обед. Иллюстрации к книге Алишера Навои - по работам художников XV века. На последних страницах – словарь, перевод узбекских слов на русский.
Выставка «Русская акция помощи в Чехословакии» откроется в Москве
В Москве откроется выставка «Русская акция помощи в Чехословакии: к 90-летию её начала». Она будет посвящена помощи многотысячной волне беженцев из России, разорённой Гражданской войной и голодом, сообщает сайт Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына.
Чехословакия начала программу помощи в 1921 году. Тогда беженцам было предоставлено временное убежище, дети, студенты средних и высших учебных заведений получили образование. Не были забыты и представители русской науки и культуры. Чехословацкое правительство предоставило русским эмигрантам возможность пребывания в стране и гарантированную, хоть и минимальную, финансовую поддержку вплоть до 1945 года.
Выставка была подготовлена и проведена Национальной (славянской) библиотекой Чешской Республики совместно с общественной организацией «Русская традиция» в рамках одноимённой международной конференции, состоявшейся в Праге в октябре прошлого года. В числе экспонатов выставки уникальные документы, предметы быта, фотографии. Московская выставка будет дополнена периодическими и отдельными изданиями, а также архивными документами из фондов Дома русского зарубежья.
В открытии выставки примут участие директор Славянской библиотеки Лукаш Бабка, председатель правления общественной организации «Русская традиция» Игорь Золотарёв, историк русской Праги, куратор выставки Анастасия Копршивова и член оргкомитета конференции Алексей Келин, долгие годы возглавлявший Объединение российских соотечественников в Праге.
Алёна Польских, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»
В Афинах прошел творческий вечер Дома русского зарубежья
1 февраля 2012 года в Российском центре науки и культуры (РЦНК) г. Афины при поддержке Представительства Россотрудничества в Греции и Союза русских эмигрантов в Греции им. кн. С.И.Демидовой состоялся творческий вечер представителей Дома русского зарубежья им.А.Солженицына «...Ничего забыть мы не должны».
В вечере приняли участие историк эмиграции, помощник директора Дома русского зарубежья Игорь Домнин; кинорежиссер, лауреат Премии Национальной Академии кинематографии «Золотой Орел», Президент Международного кинофестиваля «Русское Зарубежье» Сергей Зайцев; историк и литератор, известный представитель жанра авторской песни «певец Зарубежной России» Виктор Леонидов.
Фильмы, продемонстрированные сотрудниками Дома русского зарубежья «Посольство на Таганском холме» (авторы И.Домнин, С.Зайцев), «Погибли за Францию» (режиссер С.Зайцев), вызвали большой интерес у соотечественников, так как представляли собой актуальность и документальную подлинность исторических событий. Концерт барда В.Леонидова, последовавший за просмотром фильмов, в очередной раз был воспринят с энтузиазмом и большой благодарностью как русскоязычной публикой, так и приглашенными греческими друзьями. Представители Дома русского зарубежья им.А.Солженицына рассказали о новых творческих проектах, исторических находках и пополнении фондов Дома русского зарубежья новыми ценными коллекциями.
Представители Дома русского зарубежья им.А.Солженицына в РЦНК г.Афины не впервые. Подобные творчески и вместе с тем документально насыщенные мероприятия, по мнению организаторов, участников и приглашенных вечера полезны для развития и сохранения историко-культурных связей настоящих и будущих поколений российской диаспоры в России и за рубежом.
Материал любезно предоставлен Российским центром науки и культуры
Дайджест наиболее интересных материалов, выпущенных 2 февраля на ленту ИТАР-ТАСС “Вести с пяти континентов”.
/Подробнее эти и другие познавательно-развлекательные материалы корреспондентов ИТАР-ТАСС из-за рубежа см. на ленте “Вести с пяти континентов”/.
АФИНЫ. /Юрий Малинов/. Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына намерен поддерживать самые тесные связи с представителями российской эмиграции с целью сохранения, изучения и популяризации истории и современной жизни русского зарубежья. Об этом помощник директора Дома русского зарубежья историк Игорь Домнин заявил на творческой встрече представителей Дома с членами Союза русских эмигрантов в Греции имени княгини Софьи Илларионовны Демидовой и местной общественностью, состоявшейся в Российском центре науки и культуры /РЦНК/ при посольстве РФ в Афинах.
2 февраля 2012 г. в московском Доме русского зарубежья им. А.Солженицына состоялся «Русинский вечер». В качестве главного организатора мероприятия выступила межрегиональная общественная организация «Объединение русинов» (председатель – Андрей Васильевич Фатула).
Объединение было создано в конце 2011 г. на базе региональной общественной организации «Русинское землячество «Карпатская Русь», которое уже с 2007 г. проводило русинскую национальную работу в Московском регионе. Вечер был открыт после исполнения Государственного гимна Российской Федерации и русинского национального гимна «Я русин был, есмь и буду» на слова русинского просветителя Александра Духновича. Также публике были продемонстрированы краткие видеосюжеты Закарпатье и его культуре. С основным докладом выступил председатель «Объединения русинов» - доцент, кандидат юридических наук, полковник в отставке Андрей Васильевич Фатула. Он детально рассказал о русско-русинских связях в XIX-XX вв. и новейшей истории русинского движения в России. В заключение собственного выступления А.В. Фатула вручил почетные грамоты организации подвижникам русинской идеи в Москве – Йозефу Михайловичу Гливке и протоиерею Стефану Пристая. С приветственным словом к присутствовавшим обратились также заместитель директора Департамента межнациональных отношений Министерства регионального развития РФ Алексей Петрович Зенько и заместитель директора Института этнологии и антропологии РАН Владимир Юрьевич Зорин. В качестве отдельного пункта мероприятия состоялась презентация собрания сочинений Юрия Венелина «Истоки славянства и Руси» - о работе над подготовкой этого издания к гостям вечера обратился его составитель и автор комментариев кандидат исторических наук Павел Владимирович Тулаев. Приятным сюрпризом для всех стала музыкальная программа. Так, брат и сестра Матфей и София Куцин исполнили русинскую колядку, а солист Дважды Краснознаменного Академического ансамбля имени А.В. Александрова, уроженец Хустского района Закарпатья Василий Иванович Штефуца исполнил несколько русских и русинских песен. В качестве модератора вечера выступил историк-русинист Михаил Дронов. Всего в мероприятии приняло участие свыше 70 человек, в том числе делегация Института Стран СНГ и Ассоциации православных экспертов во главе с К. Фроловым.
Фильм новосибирского священника «Царь Болгарский» отмечен наградами
В Москве в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына состоялся просмотр документального фильма протоиерея Александра Новопашина "Царь Болгарский" о ныне здравствующем последнем православном царе Симеоне II. Фильм создан по благословению митрополита Новосибирского и Бердского Тихона.
Впервые кинокартина была показана в Новосибирске в ноябре прошлого года. Премьерный показ собрал свыше тысячи зрителей. Фильм представлял Заслуженный артист России Юрий Беляев. После просмотра он рассказал о том, как создавался фильм и подробно ответил на многочисленные вопросы зрителей. А уже 8 декабря фильм священника Александра Новопашина стал лауреатом в номинации «Лучший телевизионный фильм» на XVI Международном фестиваля «Радонеж».
Награждение победителей прошло в столичном доме Пашкова. Из-за болезни автор не смог приехать на церемонию награждения, поэтому Диплом вручили ведущему фильма Заслуженному артисту России Юрию Беляеву и оператору Кириллу Новопашину – сыну отца Александра. В последних числах января «Царя Болгарского» посмотрели в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына.
На просмотре фильма присутствовал член новосибирского Александро-Невского братства при соборе во имя святого благоверного князя Александра Невского, настоятелем которого является протоиерей Александр Новопашин, Дмитрий Индинок.
Дмитрий Индинок рассказал корреспонденту АНН, что фильм был принят очень тепло. Некоторые зрители были растроганы до слез. Они говорили о последнем оплоте монархии, которая по воле Божией, сохранилась на Болгарской земле, о личности Болгарского Царя Симеона II, которая «очаровывает и завораживает» своими человеческой простотой, кротостью и одновременно духовным величием.
Документальный фильм «Царь Болгарский» представил в Доме Русского зарубежья Юрий Беляев. Артист вел беседу как всегда очень профессионально и просто, чем подкупил публику. После просмотра фильма Юрий Беляев показывал слайды, на которых были запечатлены рабочие моменты съемок фильма, делился своими впечатлениями о Царе.
Зрители выразили свою благодарность автору фильма священнику Александру Новопашину, а также отметили профессиональную операторскую работу его сына Кирилла Новопашина. Дмитрию Индинку удалось встретиться и поговорить с Президентом международного кинофестиваля «Русское Зарубежье», членом Международного объединения кинематографистов славянских и православных народов, режиссером, сценаристом и продюсером Сергеем Зайцевым. Сергей Зайцев рассказал, что ему очень хотелось показать публике «Царя Болгарского» - хорошее неформатное кино, относящееся к неигровому кинематографу. Он также признался, что хочет, чтобы этот фильм посмотрели на православном кинофоруме «Золотой Витязь» и в иркутском филиале Дома Русского зарубежья.
«Этот фильм – проповедь Православной веры, он дает еще один повод всерьез задуматься о нашей истории, о нашем отношении к Отечеству», - сказал Дмитрий Индинок.
Кинокартину уже посмотрели многие известные актеры и кинорежиссеры. Классик отечественного кинематографа Евгений Ташков («Жажда», «Приходите завтра» «Майор Вихрь», «Адъютант его превосходительства», «Уроки французского», «Три женщины Достоевского») назвал картину «замечательной». «Очень глянулся фильм» Ивану Бортнику. «Прекрасная работа! Трогательно, глубоко. Личность героя масштабна, удивительна. Ура!», - написал отцу Александру, посмотрев фильм, актер и режиссер Семен Морозов.
«Мы все знаем отца Александра как священника, но он еще и работает как профессиональный кинорежиссер», - сказал актер, режиссер, сценарист и композитор Сергей Маховиков.
В настоящее время документальный фильм «Царь Болгарский» отобран в конкурс Международного Сретенского православного кинофестиваля «Встреча», который будет проводиться с 17 по 22 февраля в Боровске.
Все права на материалы, находящиеся на сайте bfrz.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов и новостей сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на bfrz.ru обязательна.