Сергей Михайлович ЛифарьСергей Михайлович (Серж ) Лифарь - выдающийся танцовщик, балетмейстер, педагог, коллекционер родился 2 (15) апреля 1905 г. в Киеве в семье чиновника департамента водного и лесного хозяйства. В 1914-1920 гг. обучался в Императорской Александровской киевской гимназии. С 1913 г. Сергей Лифарь занимался музыкой по классу фортепьяно, мечтал стать пианистом. Война перевернула все его планы: во время перестрелок на киевских улицах он был ранен в руку. С мечтой стать музыкантом пришлось расстаться. Случайно попав на урок классического танца, юноша почувствовал, что его призвание - балет. Учиться танцевать он начал в 14 лет в Киевской студии Брониславы Нижинской. В 1923 г. по ее рекомендации Лифарь был вызван в Париж на просмотр в «Русский балет» С.П. Дягилева. 18-летний юноша практически без денег добрался через Польшу во Францию.«Я не буду описывать испытанные мной муки, страхи, опасности, когда я пересекал границу под пулями, цепляясь за вагон. Руки так свело холодом, что это даже помогло мне не сорваться», - вспоминал Лифарь. Несмотря на слабую подготовку, он был принят в прославленную труппу. Вскоре, благодаря упорной работе над техникой и выразительностью танца, Сергей Лифарь стал лучшим лирико-романтическим танцовщиком труппы и занял в ней ведущее положение. С 1924 г. Сергей Лифарь совершенствовал свое мастерство под руководством хореографов Энрико Чекетти и Николая Легата. Лифарь исполнил главные роли во многих знаменитых дягилевских балетах: «Кошка» (1927), «Аполлон Мусагет» (1928), «Блудный сын» (1929) - балетмейстер Д. Баланчин; «Зефир и Флора» (1925), «Ода» (1928) - балетмейстер Л. Мясин. Этапным в его творчестве стал 1929 год. Именно в этом году он выступил в качестве балетмейстера, поставив свой первый самостоятельный спектакль «Байка про лису, кота, петуха да барана» на музыку Игоря Стравинского. Друг и наставник Лифаря Сергей Павлович Дягилев признал в нем редчайший дар хореографа: «Когда Лифарь впервые появился на репетиции “Байки про лису…” Стравинского, подумалось, что он всю жизнь только и делал, что создавал балеты. Он точно знал, чего хотел». В этот же год Сергей Павлович Дягилев скончался. Антреприза Дягилева со смертью ее руководителя прекратила свое существование. В 1929 г., после смерти Дягилева, Сергей Лифарь был приглашен в Парижскую Оперу («Grand-Opera»), где поставил балет «Творения Прометея» на музыку Людвига ван Бетховена. C 1930 г. он возглавил балетную труппу «Grand-Opera» и оставался ее балетмейстером до 1958 г., а танцовщиком – до 1956 г. (с перерывом в 1944-1947 гг., когда он руководил труппой «Новый балет Монте-Карло»). Сергей Лифарь сыграл огромную роль в развитии балета во Франции, обогатил репертуар Парижской Оперы, поставив более 70 оригинальных балетов и большое количество возобновлений, в том числе такого знаменитого спектакля классического наследия, как «Жизель», в котором он исполнял роль Альберта с 1931 г. и до конца своей карьеры. Лифарь провел реформу театра, где вплоть до 1930-х гг. сохранялись порядки, заведенные в ХIХ веке. До прихода Лифаря балет в «Grand-Opera» занимал подчиненное положение. Балеты давались после оперных спектаклей в виде дополнения. Дирекция театра не верила, что публика придет на балетный спектакль. И только Лифарь сумел изменить положение, возвысив балетное представление до уровня искусства. Кроме того, Сергей Лифарь пригласил новых педагогов, и благодаря ему в труппе выросло несколько поколений выдающихся артистов. Под его руководством балетная труппа «Grand-Opera» стала одной из лучших в Европе. Стиль балетов Сергея Лифаря формировался постепенно, от постановки к постановке. Это были одноактные сюжетные балеты, преимущественно основанные на мифах и легендах – библейских, античных или средневековых. В центре его ранних спектаклей – герой, упорно идущий к своей цели: «Творения Прометея» (1929), «Икар» (1935), «Давид» (1937), «Александр Великий» (1937), «Рыцарь и девушка» (1941). В более поздних балетах возникла тема одиночества героя, невозможности противостоять судьбе: «Наутеос» (1947), «Фантастическая свадьба» (1955), «Гамлет или благородный безумец» (1957), «Пиковая дама» (1960). Сценографами лифаревских постановок были такие знаменитые художники, как П. Пикассо, Л. Бакст, А. Бенуа, Ж. Кокто, М. Шагал. В решении идеи спектакля Сергей Лифарь склонялся к аллегоричности, мелодраматической патетике и стилизации. Он внес в исполнительскую манеру артистов лиризм и выразительность. Тщательно разрабатывая партии протагонистов (главных героев), противопоставляя их кордебалету, Лифарь повысил значение мужского танца в балете. Сергей Лифарь пользовался средствами классического танца, но обновлял его, вводя новые движения. Сам он называл свой стиль «неоклассическим». Помимо исполнительской и постановочной работы немалое значение имела деятельность Лифаря как теоретика танца, писателя, просветителя. В 1935 г. Лифарь опубликовал «Манифест хореографа», один из главных тезисов которого – самостоятельность танца, независимость его от музыки. На практике он осуществил эту идею в балете «Икар». В 1947 г. он основал Хореографический институт (позже Университет танца) при «Grand-Opera». С 1951 г. руководил хореографическим отделением в Русской консерватории в Париже. На протяжении долгих лет Сергей Лифарь читал курс истории и теории танца в Сорбонне. Сергей Лифарь еще в молодости начал собирать редкие книги, и чем больше он отходил от балета, тем более увлекался коллекционированием. Лифарь владел ценным собранием пушкинских автографов и мемориальных предметов, основу которых составляли реликвии из коллекции С.П. Дягилева. Уникальная дягилевская библиотека, жемчужиной которой были 11 писем А.С. Пушкина, была приобретена им после смерти Дягилева. Сергею Лифарю принадлежит и главная заслуга в деле организации парижской выставки в 1937 г. «Пушкин и его эпоха», посвященной 100-летию со дня смерти поэта. На чествовании Лифаря Пушкинским Комитетом в Париже при закрытии выставки был зачитан адрес: «В этом Пушкинском служении здесь, вне Русской Земли, перед лицом иностранцев, Вы сумели добиться прямо поразительных результатов, побудив многошумный, живущий иными помыслами Париж заинтересоваться великим творчеством Пушкина среди тревог и забот, обуревающих сейчас мир. <…> …выставка «Пушкин и его эпоха» явилась совершенно исключительным и блестящим завершением всемирного прославления Пушкинского гения». В 1961, 1968, 1969 и 1976 годах Сергей Лифарь посещал СССР, побывал в пушкинских местах, передал безвозмездно в дар Пушкинскому дому в Ленинграде часть своей пушкинской коллекции. В последние годы жизни Лифарь увлекался живописью. Об этом периоде его жизни вспоминал барон Э.А. Фальц-Фейн: «Сережа в последние годы жил тихо, занимался своими громадными архивами, приводил их в порядок. Писал картины – в утрированно примитивной манере, нарочито сочными красками. Выставки его живописи имели успех… <…>. Одну из картин я у него купил и подарил Третьяковской галерее, чтобы ваши искусствоведы заинтересовались живописным талантом Лифаря». Заслуги Сергея Лифаря были высоко оценены. В 1935 г. после успешного представления балета «Икар» он получает звание «Этуаль» (первый танцовщик) «Grand-Opera». Ранее это звание присуждалось только танцовщицам. В 1956 г. в ознаменование 25-летия работы в «Grand-Opera» он получает Золотую медаль города Парижа. С 1976 г. становится почетным президентом Совета танца при ЮНЕСКО. В 1982 г. правительством Франции Сергею Лифарю было присуждено звание Кавалера ордена Почетного легиона. Сергей Михайлович Лифарь скончался 15 декабря 1986 г. в Лозанне (Швейцария) и был похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.
Выставку подготовили:
Автор М.В. Жаркова, дизайнеры Е.В. Есина, Е.В. Абаренкова, редакторы В.П. Позняк, Н.А. Егорова.
В оформлении баннера использован рисунок Павла Челищева «Серж Лифарь в роли Альберта в балете “Жизель”», 1932 г.
В экспозиции использованы книги, периодические издания, архивные материалы, подаренные Дому Русского зарубежья им. А. Солженицына Марией Ивановной Лифарь.
На выставке также экспонируются материалы из Российского Фонда культуры.
Постоянная ссылка на данную страницу: http://bfrz.ru/static/sergey_lifar/
|
|