Выставка из цикла "За Веру и Верность" Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына Российский Фонд Культуры
выставка из цикла "За Веру и Верность"
7 декабря 2010 г.- 30 января 2011 г.
«Франция – страна моей свободы…»
Одной из самых известных благотворительных организаций в эмиграции стал «Российский общественный комитет помощи голодающим в России» во Франции. Он возник в августе 1921 в Париже, когда стали поступать сведения о чудовищном голоде в Поволжье и на Украине. «Целью Комитета была «организация помощи голодающим на основе полной аполитичности и исключительно в гуманитарных интересах», причем главная задача состояла в «доставлении помощи непосредственно в места голода». Так говорилось в Уставе этой организации. Председателем Комитета стал бывший эсер Н.Д. Авксентьев, одним из членов – П.Н.Милюков. Комитет сразу развернул бурную деятельность. Через Американскую Администрацию помощи (АRА) и Комитет Гувера сотни пудов хлеба, одежды, консервов различными путями доставлялись в Россию. Душой Комитета был Сергей Федорович Штерн – издатель, публицист, общественный деятель. Как писал о нем его современник: «…В этом скромном человеке горел великий огонь – и доброта сердца, и неподдельная любовь к другим. Поэтому Сергей Федорович оказался в центре всех организаций, задачей которых есть помощь детям, старым, больным, нуждающимся». В его архиве, полученном Российским Фондом Культуры, сохранились бесценные сведения о щедрости наших известных писателей и художников, бывших в изгнании, но все равно старавшихся помочь своей Родине.
Этот архив попал в Россию не совсем обычным путем. Наш соотечественник Заурбек Эльбиев, живущий в Ницце, увидел, как со стройки выкидывают чемодан, из которого сыпались русские письма. Это оказался архив С.Штерна, который З.Эльбиев впоследствии передал в Фонд Культуры. В составе архива – письма А.И.Куприна, автографы великих русских художников И.Я.Билибина и О.Э.Браза, чудом попавшие письма главного теоретика анархизма князя П.А.Кропоткина, послания бывшего Премьера Временного Правительства князя Г.Е.Львова и министра финансов М.Е.Бернацкого. В этих документах – уникальные сведения об организации русской благотворительной работы, которую наши соотечественники вели на земле Франции, которую замечательный поэт русского изгнания Николай Туроверов назвал «страной моей свободы».
Материалы Российского Фонда Культуры переданы на временное хранение в Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына
«Триумф в Америке»
Выставка русского искусства в Нью – Йорке в 1924 году стала одной из самых заметных в истории нашей культуры. Она явилась своего рода символом заката еще существовавшей свободы, когда российские художники самых разных направлений могли спокойно, без цензуры, представлять свои произведения за рубежом. Более 1200 работ лучших художников России самых разных направлений - от «Мира Искусства» до футуристов - были представлены в Нью-Йорке. Среди них были художники, уже покинувшие Россию, и те, кто жил в новом советском государстве – И.Е.Репин и К.П.Петров – Водкин. Инициаторами выставки стали неутомимый И.Э.Грабарь и великий просветитель И.Д. Сытин. В тяжелой борьбе с Комитетом по организации заграничных выставок при ВЦИКе сотни работ были собраны и отправлены в Америку, где пресса буквально захлебывалась от восторга перед новым «русским чудом». Одним из организаторов с американской стороны был бывший секретарь Дягилева Николай Гришковский. У него же хранились некоторые работы и архив оргкомитета выставки. Эти материалы «всплыли» в американском городе Лейквуд, в архиве знаменитого русско–американского общества «Родина», одного из главных культурных центров зарубежья, где русскими офицерами в 1953 году был организован Музей русской истории. Спустя полвека, в 2000 году, огромное собрание «Родины» передали в Российский Фонд Культуры. Инициатором и исполнителем этой беспрецедентной акции стала вице- президент Российского Фонда Культуры Елена Николаевна Чавчавадзе. Так уникальные рисунки и автографы М. Добужинского, С. Виноградова, И. Грабаря, С. Судейкина, письма Л. Бакста, И. Сытина и многие другие реликвии отечественной культуры, долгие годы хранившиеся за океаном, вернулись в Россию.
Материалы Российского Фонда Культуры переданы на временное хранение в Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына
«Cны о Сереже»
О массовых расстрелах после ухода Врангеля. «Убивали ночью. Днем они спали, а другие в подвалах ждали. Целые армии в подвалах ждали. Недавно бились открыто, Родину защищали… Родину и Европу, на полях прусских и австрийских, в степях российских. Теперь, замученные, попали в подвалы», - писал Александр Исаевич Солженицын о расстрелах в Крыму в 1920 -21 гг. Среди тысяч погибших офицеров, поверивших обещаниям новой власти и явившихся на регистрацию, был и единственный сын великого писателя Ивана Сергеевича Шмелева Сергей. Он родился 6 января 1896 г., учился в артиллерийском училище. Воевал на фронте Первой мировой, был офицером Добровольческой Армии А.Деникина, но из-за туберкулеза легких оставил фронт и работал в комендатуре в Алуште, где жил вместе с родителями и не смог принять участие в эвакуации в ноябре 1920 г. Его дважды арестовывали, а потом он исчез. И лишь через много месяцев его отец узнал страшную весть. Сегодня точно установлено, что Сергей Шмелев был расстрелян 29 декабря 1920 года. Живя в эмиграции, И.С.Шмелев ни единого дня не расставался с мыслями о своем единственном ребенке, замученном на крымской земле. «Мы были окаменевшие, уже не живые – светило солнце мертвых», - писал Шмелев. «Смерть в Москве, может быть – в Крыму. Уеду умирать туда. Там у нас есть маленькая дачка. Там мы расстались с нашим бесценным, нашей радостью, нашей жизнью. Так я любил его, так, так любил, и так потерял страшно. О, если бы чудо! Чуда, чуда хочу!» Трагедию Крыма он описал в своей потрясающей книге «Солнце мертвых» и бережно хранил фотографии и письма сына. Шмелев пытался записывать свои сны. Сны, где он беспрестанно встречался с Сережей. «Видел во сне Сережу – он пришел! Я его целовал и еще видел несколько дней спустя: он как будто бы приехал после дальней дороги». В 2002 году наследник Шмелева, сын его племянницы Ив Жантийом–Кутырин передал большой архив Ивана Сергеевича из Франции в Москву, в Российский Фонд Культуры. Среди множества документов были материалы, связанные с Сергеем Шмелевым, в том числе и уникальная записная книжка «Сны о Сереже».
Материалы Российского Фонда Культуры переданы на временное хранение в Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына
«Певец ледяной пустыни»
Пусть свищут пули, льется кровь, Пусть смерть несет гранаты, Мы смело двинемся вперед Мы – русские солдаты.
Мало кто знает истинного автора этого знаменитого гимна Алексеевского пехотного полка, а потом и всей Добровольческой армии - Ивана Ивановича Новгород–Северского, воина, отмеченного в воспоминаниях А.И.Деникина фразой: «отличнейший боевой офицер, вне очереди аттестован на полк». П.Н.Врангель лично пожаловал ему чин полковника, когда Новгород – Северскому было всего 26 лет. И.И.Новгород – Северский (настоящее имя и фамилия Ян Пляшкевич) родился в 1893 году, детство провел в городе Александровск–на-Амуре, учился в Омском механико-техническом училище, окончил военную школу в Иркутске. Далекие его предки были переселенцами из Новгород–Северского, поэтому он выбрал такой псевдоним. В молодости будущий автор знаменитого гимна объездил весь Север, всю Сибирь, работая землемером. Впоследствии это отразилось в маленьких «книжках–тетрадках», которые Новгород–Северский издавал уже в эмиграции, в Париже: «Заполярье», «Тундра», «Арктика», «Айсберги», «Чум», «Шаманы». Иван Сергеевич Шмелев называл Новгород–Северского «певцом ледяной пустыни»: «Я прочитал и увидел, унылая тундра открыла чуткой душе поэта редкую красоту… В этих книжках нет слова «Россия». Но ее чувствуешь в безмерности снеговой пустыни». Судьба Новгород–Северского была схожа с тысячами других его российских современников. Первая мировая, Добровольческая армия, бои в Крыму, контузия, эвакуация в Константинополь. Затем была Болгария, где он работал на соляных шахтах. А после в его жизнь навсегда вошел в Париж, где Иван Иванович учился в Свято–Сергиевском богословском Институте. Новгород–Северский был человеком глубоко верующим и православные темы стали основой его творчества, что также нашло отражение в ряде книг: «Матерь Божия Державная», «Христос у моря галлилейского – видение Петра», «Димитриевская суббота», «Гнев Господень», «Книга пророка Иезекиля». Во Франции Новгород–Северский женился на русской певице и сказительнице Юлии Александровне Кутыриной, племяннице жены Ивана Сергеевича Шмелева. Главным смыслом жизни Ивана Ивановича была работа. До самой своей смерти в 1969 году в городке Ванв под Парижем он писал свои «книжки–тетрадки» - поэмы и прозу о России и о православной вере, о Севере и пережитых днях гражданской войны и эмиграции. В его стихах, написанных под влиянием северных старинных сказов, представал облик древней и величественной страны, которую он любил всем сердцем
Материалы Российского Фонда Культуры переданы на временное хранение в Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына
«Царскосельские мадонны…»
Эмалевый крестик в петлице И серой тужурки сукно… Какие прекрасные лица И как это было давно.
Какие прекрасные лица И как безнадежно бледны- Наследник, императрица. Четыре великих княжны…
Эти потрясающие строки Георгия Иванова вспоминаются каждый раз, когда думаешь о судьбе генерал–майора Александра Васильевича Сыробоярского, умершего в 1946 году в городе Лейквуд в штате Нью–Джерси (США). На его могиле надпись: «Грех наш прости…». Наверное, он считал главным грехом то же, что и другие его соратники по изгнанию, непонятно как уцелевшие в битвах Первой мировой и Гражданской - гибель России. России, которой он продолжал служить и на чужой земле. А.В.Сыробоярский родился в Полтаве в 1888 году. Затем – Кадетский корпус, Киевское военное училище. Брусиловский прорыв – Сыробоярский первым ворвался по горящему мосту в Луцк. Дважды был ранен. Госпиталь в Царском Селе, где он познакомился с Императрицей Александрой Федоровной и дочерьми последнего русского императора, работавшими там медсестрами. Воспоминания об этих незабываемых встречах стали одними из главных опор в его непростой жизни, завершившейся за океаном. Уже в США, куда он приехал в 1923 году, на основе своего архива, в котором были записки Великих Княжон и Императрицы, он составил и издал «Памятку», посвященную расстрелянной царской семье. В нее вошли редкие фотографии, запечатлевшие образ венценосных мучеников, снимки госпиталя в Царском Селе. Незадолго до кончины А.В.Сыробоярский передал все свои уникальные материалы в музей Общества «Родина», созданный Лейквуде русскими эмигрантами в 1953 году и ставший одним из самых известных культурных центров русского зарубежья. А.В.Сыробоярский приложил немало сил, чтобы не пропало русское наследие, разбросанное по всему миру. Среди многочисленных медалей, архивов полков и других военных соединений, картин и книг одной из главных «жемчужин» стал альбом генерала Александра Сыробоярского. В него бережно, с любовью, вклеены конверты и телеграммы, подписанные Императрицей Александрой Федоровной, письма и открытки от Великих Княжон Ольги и Татьяны, которые они посылали своему царскосельскому другу уже из заточения. Сначала письма шли из Тобольска, потом – из Екатеринбурга. В альбоме – 154 фотографии Царскосельского госпиталя, Федоровского Собора в Царском Селе, снимки раненных, медсестер, Великих Княжон, вместе с другими разделявшими всю тяжесть работы в лазарете.
Материалы Российского Фонда Культуры переданы на временное хранение в Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына
«Мой дядя Ваня»
Ивана Сергеевича Шмелева, великого русского писателя, Юлия Александровна Кутырина (1891 – 1979) и ее сын Ивистион Жантийом Кутырин называли просто – «дядя Ваня». Юлия Александровна - певица, исполнительница русских народных сказов, была племянницей жены Шмелева Ольги Александровны, а после ее смерти оставалась самой близкой к писателю, взяв на себя всю заботу о нем. «Спасибо тебе, милый друг, за то, что ты все понимаешь и мне даешь опору, помогаешь», - писал Иван Сергеевич Кутыриной в одном из последних писем. Именно она, человек глубоко верующий и живущий русской культурой и ее сын, крестник писателя, понимали его как никто другой. Юлия Александровна родилась в семье дворянина, юриста и философа Александра Дмитриевича Кутырина, получила прекрасное образование, окончила с серебряной медалью Московский Екатерининский институт, была прекрасной пианисткой. В 1918 она вышла замуж за французского дипломата Рене Андре Эдмонда Жантийома, в 1920 у них родился сын, которого крестил И.С.Шмелев. В 1926, уже после развода, она обвенчалась с поэтом–эмигрантом, боевым офицером, автором знаменитого гимна Алексеевского полка Иваном Ивановичем Новгород–Северским (Яном Пляшкевичем). После кончины Ольги Александровны Шмелевой Кутырина не только помогала Ивану Сергеевичу в непростом быте, но и вела переписку с его переводчиками и издателями. Иван Сергеевич Шмелев умер 22 июня 1950 года. В своем завещании он просил при первой возможности перезахоронить останки его и супруги Ольги на кладбище Донского монастыря. После кончины великого мастера Юлия Александровна положила много сил на издание его книг, а в собственном доме создала музей писателя. Это был, едва ли не первый музей русского зарубежья. Выполняя волю Юлии Александровны, ее сын, Ивистион Шмелев–Кутырин, передал архив И.С.Шмелева в Российский Фонд Культуры. А 30 мая 2 000 года при огромном стечении народа состоялось перезахоронение останков Ивана Сергеевича и Ольги Александровны Шмелевых на погосте Донского монастыря в Москве. «Сегодня исполняется последняя воля великого русского православного писателя Ивана Сергеевича Шмелева. Его останки упокоятся в родной московской земле. Настало время, когда мы можем воздать должное этому прекрасному человеку, православному писателю и истинно русскому патриоту», - сказал, открывая церемонию перезахоронения, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Материалы Российского Фонда Культуры переданы на временное хранение в Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына
Постоянная ссылка на данную страницу: http://bfrz.ru/static/zavery/
|
|