Лекция К.В.Постернака «Раздвигая перспективу: русская архитектура во Франции»
21 марта 2017 года в Доме русского зарубежья им. А.Солженицына, в рамках научно-просветительского проекта «Отражения», Кирилл Владимирович Постернак, научный сотрудник Государственного музея архитектуры им. А.В.Щусева, заведующий сектором Биографического словаря архитекторов, рассказал о трех веках русско-французских связей через зодчество и представил богато проиллюстрированные видеорядом примеры русского архитектурного наследия во Франции, прежде всего, в Париже и его окрестностях и на Лазурном берегу.
Неожиданно и счастливо повезло: Кирилл Постернак собирал материал для выступления на одном из мероприятий Музея архитектуры им. Щусева. Специалист по эпохе барокко в русском зодчестве вышел за привычные хронологические рамки, открыв для себя русское архитектурное присутствие во Франции. А открыв, захотел поделиться с коллегами из музея in spe — с Домом русского зарубежья, экспозиционно-выставочный центр которого находится в процессе строительства.
Русские архитекторы строили немало в странах русского рассеяния, прежде всего, в Белграде и Харбине XX века. А вот русско-французские архитектурные связи уходят в глубину трех веков: Петр I не оценил французского классицизма и русских студиозусов в области градостроительства посылать туда отказался, а век спустя Монферан приподнес не случайно проезжавшему через Париж Александру I альбом с собственноручно исполненными французскими архитектурными видами. Французы начали строить в России, а во Франции стали возводиться первые православные храмы — хорошо известный собор Александра Невского на рю Дарю в Париже, первый православный храм в европейской (католической, между прочим) столице, а затем и церкви, часовни, усыпальницы по всему Лазурному берегу, удивляя и даже поражая французов экзотичностью русско-византийского стиля, который обретал самые невероятные формы, очертания и даже цветовые решения. Кирилл Владимирович останавливался и на внутреннем дизайне храмовых пространств, рассказывая о создании иконостасов и фресковой живописи. Мелькали слайды, каждой истории отводилось несколько минут — но многое запоминалось, тем более, что для сотрудников и постоянных посетителей Дома русского зарубежья имена иконописцев Юлии Рейтлингер или Дмитрия Стеллецкого давно не чужие.
В XX веке стиль рюс, на который парижане и миллионы гостей французской столицы достаточно надивились в русских павильонах довоенных Всемирных выставок, сменяется революционным авангардом К.С.Мельникова (выставка 1925 года). Его осуществленные проекты опережали современное строительство и идеи великого Корбюзье на десятилетия, а неосуществленные и сейчас кажутся ошеломляющими по дерзости и размаху. Торжеством советской России стал и павильон 1937 года, облицованный самаркандским мрамором и с устремленными вперед фигурами рабочего и колхозницы работы Веры Мухиной — через Марсово поле на пути их стремительного шага встал павильон гитлеровской Германии с мрачно восседающим на плоской его крыше стервятником. Какие символы! Какие знаки исторической судьбы…
Но были в Париже и архитектурные истории «эмигрантского происхождения»: Альберт А. Бенуа, Н.И.Исцеленов (Исцеленнов), И.И.Фидлер. Это, прежде всего, православное культовое строительство, во Франции не прекращавшееся в течение XX века, а также столичные многоквартирные дома, отражающие характер той или иной эпохи, и виллы, и даже участие в таких проектах, как мрачный небоскреб башни Монпарнас (расчеты делал Исцеленов) или Штаб-квартира ООН в Нью-Йорке (при участии инженера-строителя Владимира Бодянского).
Лекция завершилась новым визуальным образом современного Парижа, недавно открытым Русским центром, вызвавшим живое обсуждение собравшихся.
Татьяна Марченко
Фото Ю.Котиной
Коллаж Т.Марченко
|