Семинар по наследию митрополита Антония Сурожского
16 февраля 2017 года в Доме русского зарубежья им. А.Солженицына прошел очередной семинар по наследию митрополита Антония Сурожского — «Свет на лице другого: воспитание детей», подготовленный совместно с Фондом «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского».
Поводом для проведения семинара стал выход в серии книг, рекомендуемых для чтения родителям, — «Библиотека Ю.Гиппенрейтер» (серия издается известным психологом, специалистом и автором книг о воспитании детей Ю.Б.Гиппенрейтер) — сборника текстов митрополита Антония «Воспитание души». В качестве текстов для обсуждения на семинаре были предложены два текста из этого сборника: «Цикл бесед о вере» (введение и первые три части) (Митр. Антоний Сурожский. Воспитание души. М.: АСТ, 2016. С. 31–43; или Митр. Антоний Сурожский. Человек перед Богом. М.: Фонд «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского», 2013. С. 29–39) и «Воспитание характера» (Митр. Антоний Сурожский. Воспитание души. С. 309–310). Докладчиками на этот раз были: доктор психологических наук, профессор МГУ Юлия Борисовна Гиппенрейтер и ее супруг, доктор физико-математических наук, профессор ВШЭ Алексей Николаевич Рудаков.
Вопросы для обсуждения на семинаре были предложены следующие:
1. Роль наставника: в чем она?
2. Нужна ли свобода ребенку?
3. Как быть авторитетным родителем?
Вели семинар, как обычно, Е.Ю.Садовникова и Н.В.Ликвинцева. После видеофрагмента с отрывком из беседы митрополита Антония, слово взял Алексей Николаевич Рудаков, инициатор того, чтобы тексты Владыки были изданы в «Библиотеке Ю.Гиппенрейтер», и один из составителей этого сборника. Он поделился воспоминаниями о том, как впервые встретился с текстами Владыки, ходившими в самиздате, и как мысли митрополита Антония помогали ему самому в его преподавательском опыте. Алексей Николаевич вспомнил известный момент биографии Владыки, как еще молодой Андрей Блум увидел «свет вечной жизни» на лице тогда еще незнакомого ему человека и попросил его стать ему духовным отцом, а сам стал таким образом его учеником. Докладчик поделился своими размышлениями о том, что это значит: быть учеником, чего такое ученичество требует от учителя (стать выше себя, чтобы ученик приходил не к тебе, но ты был бы для него путем); что такое вера в себя в контексте мыслей Владыки о вере в человека.
Юлия Борисовна в своем докладе опиралась на собственный опыт и примеры из жизни и на мысли Владыки о свободе и достоинстве человека, на описанный им детский опыт встречи с отцом Георгием Шумкиным, поразившим его, мальчика, тем, что тот любил детей, и когда они доставляли ему радость, и когда они его огорчали, всегда. Юлия Борисовна говорила о том, что Владыка не отделял ребенка от человека, что ребенок является человеком уже с первых дней своей жизни и потому требует к себе уважительного отношения. Для этого сам родитель должен пройти школу слушания и слышания, научиться слушать и понимать ребенка, уважать его достоинство, а не подгонять живого человека под заранее составленный педагогический проект или план. Такое уважение предполагает не потакание слабостям, но предоставление возможностей для самореализации, когда ребенок сам учится справляться с трудностями, приобретать навыки, овладевать собой; говорила о необходимости создания атмосферы общения, в которой ребенок может высказать, что у него на душе.
Аудиозапись докладов
Наталья Ликвинцева
фото Юлии Котиной
|