16 февраля 2017 года в Доме русского зарубежья им. А.Солженицына состоялось очередное заседание литературно-философских собраний «Отражения», посвященное известному философу, богослову, литературному и музыкальному критику Владимиру Николаевичу Ильину (1890–1974).
Заседание открыл Олег Тимофеевич Ермишин (ДРЗ), который продемонстрировал на экране фотографии В.Н.Ильина (как известные, так и малоизвестные), страницы его рукописей. Затем он прочитал доклад «Образ русской культуры в размышлениях В.Н.Ильина», в котором остановился на цикле работ Ильина по истории русской культуры. По мнению докладчика, можно говорить о своеобразном «культуроцентризме» Ильина, так как цикл работ по русской культуре, включающий рукописи по истории русской науки, музыки и философии, представляет собой взаимосвязанную систему идей, имеющую логическую законченность. Наука определяет сферу эмпирического знания и логического мышления, музыка отражает особенности в музыкально-звуковом восприятии народа (по выражению Ильина, «музыкальную душу» народа), философия относится к формированию общекультурного мировоззрения. История русской культуры, по мнению Ильина, прошла несколько разных периодов, для каждого из которых была характерна особая форма культуры. Морфология русской культуры (учение о формах русской культуры), ее обоснование на конкретных примерах есть самый значительный вклад В.Н.Ильина в изучение русской науки, музыки и философии.
На тему русской философии сделал краткое сообщение Николай Игоревич Герасимов (ДРЗ), рассказавший об отношении В.Н.Ильина к М.А.Бакунину. Давая характеристику Бакунину и его философским взглядам, Ильин исходит из общекультурных установок эпохи, названной им «эпохой Н.В.Станкевича», когда русские мыслители вдохновлялись немецкой философией и, прежде всего, Г.-Ф.-В.Гегелем. В интерпретации немецкой философии дальше всех пошел именно Бакунин, который, по определению Ильина, не был нигилистом, а разрушал культуру изнутри самой культуры, будучи образованным и философски мыслящим человеком. Пример Бакунина дает хорошее представление о том, как В.Н.Ильин использовал метод личностного анализа и подходил к творческому наследию отдельных мыслителей с точки зрения культуры.
Елена Владимировна Бронникова (РГАЛИ) сделала доклад «В.Н.Ильин о проблеме гениальности в русской культуре», значительная часть которого была посвящена размышлениям Ильина в его философских дневниках разных лет, подготовительных материалах к лекциям и публичным выступлениям. Осмысление гениальности с точки зрения богословия и философии проходит через всю жизнь Ильина в его опубликованных книгах и статьях, дневниковых записях. Особенно животрепещущим для Ильина было изучение этой проблематики на русском материале и ее историософское рассмотрение в контексте русской культуры. Творческие гении Андрея Рублева, М.В.Ломоносова, М.И.Глинки, А.С.Пушкина, священника Павла Флоренского и многих других неизменно привлекали внимание Ильина, который дал ряд определений гениальности, выявил отдельные особенности в жизни и творчестве гениев (создание превосходящей окружающую жизнь особой творческой действительности, существование вне времени, отчуждение от своей эпохи, одиночество, непонимание современниками, служение вечным идеалам и ценностям). В.Н.Ильин как «человек духа» соотносил себя с русскими гениями, в которых находил личные ориентиры для собственного творчества.
Елена Владимировна Кривцова (ДРЗ) в своем докладе «В.Н.Ильин о музыке ХХ века» рассказала об отношении Ильина к трем известным композиторам, его современникам — А.Н.Скрябину, И.Ф.Стравинскому, С.С.Прокофьеву. Ильин написал в разное время обо всех трех композиторах статьи, в которых дал характеристики их творчества. Скрябин и Стравинский были кумирами Ильина (первый — еще в юности, второй — уже в эмиграции), поэтому они получили в указанных статьях достаточно высокие и положительные оценки. Отношение же Ильина к Прокофьеву было преимущественно критическим, особенно к его позднему, советскому периоду. По мнению Е.В.Кривцовой, взгляды Ильина на творчество Прокофьева были предвзятыми, в его статье много ошибок, заметно плохое знание поздних сочинений композитора. В докладе Е.В.Кривцовой статьи Ильина о музыке получили определение «философско-эстетических работ», достаточно далеких от традиционного музыковедения. В конце доклада в качестве иллюстрации прозвучали три фрагмента из произведений Скрябина, Стравинского, Прокофьева.
В конце заседания докладчикам были заданы вопросы, особый интерес вызвали проблемы, связанные с архивным наследием В.Н.Ильина и малоизвестными страницами его биографии.
Все права на материалы, находящиеся на сайте bfrz.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов и новостей сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на bfrz.ru обязательна.