Выставка памяти художника Александра Васильевича Харитонова
10 мая 2016 года в Доме русского зарубежья им. А.Солженицына прошла однодневная выставка памяти художника Александра Васильевича Харитонова (1931–1993), одного из самых ярких основоположников русского авангарда 1960-х годов.
Два раза в год, 5 февраля и 10 мая, на протяжении вот уже 23 лет, Татьяна Андреевна Соколова, вдова художника, чтит память мужа выставками, проходящими каждый раз на разных площадках — для того, чтобы все новые ценители смогли познакомиться с творчеством А.В.Харитонова. На этот раз честь принимать выставку выпала Дому русского зарубежья, во многом благодаря посредничеству Н.Д.Солженицыной. К Наталии Дмитриевне были обращены слова признательности Т.А.Соколовой за поддержку художника в самые трудные периоды его жизни.
Глубоко религиозное творчество А.В.Харитонова было вызовом официозу советского времени, — и Александр Васильевич немало пострадал за свою позицию, так, шесть раз его отправляли в сумасшедший дом. Но именно из-за перенесенных страданий художник, по свидетельству его супруги, не переставал говорить о том, что жизнь — это дар, это праздник, что нужно ценить каждую ее минуту.
В работах А.В.Харитонова не было прямого социального протеста, но может быть, поэтому его картины не постигла участь многих забытых теперь полотен… Основной образ, с которым ассоциирует творческую вселенную Харитонова знаменитый искусствовед Л.И.Иовлева, — «Свете Тихий», тот немеркнущий Свет, который, по слову Писания, «никогда не перестанет». Лидия Ивановна открывала первую постсоветскую выставку А.В.Харитонова через год после смерти художника, в 1994 году в Третьяковской галерее, и с тех пор каждый раз, принимая участие в памятных выставках художника, по ее словам, открывает для себя все новые и новые стороны его творчества.
Тем более, что Т.А.Соколова к знакомым, классическим работам художника в его знаменитой манере подражания древнерусской вышивке бисером, византийским истокам его творчества, всякий раз добавляет новые, менее известные работы. Даже на сравнительно небольшом пространстве экспозиции поражает разнообразие приемов и жанров — настоящий художник, А.В.Харитонов был выше какого-то одного приема, метода — все они лишь на службе у воссоздания иной, высшей реальности, о которой говорил один из учителей Александра Васильевича, по его собственным словам, —Ф.М.Достоевский.
Богослов В.А.Никитин признался, что на каждой выставке у него открывается новый взгляд на творчество художника, но неоспоримым остается присутствие в его картинах «горнего мира».
Философ и литературовед Анастасия Георгиевна Гачева отметила в работах Харитонова отражение идей Н.Ф.Федорова, родоначальника русского космизма, и подарила книгу Федорова Татьяне Андреевне Соколовой.
Всего две картины А.В.Харитонова находятся в Третьяковской галерее. Самая большая коллекция работ художника хранится, как это часто бывало в ХХ веке с работами русских художников, с архивами русских писателей, в американском собрании — в Музее Зиммерли Ратгерского университета (штат Нью-Джерси), благодаря радению крупнейшего коллекционера русского авангарда Нортона Доджа.
Поэтому Дом русского зарубежья приносит глубокую благодарность Т.А.Соколовой за уникальную возможность познакомиться с творчеством этого замечательного художника.
Светлана Дубровина
СМИ:
Телеканал «Культура» / 11.05.2016 «Дом русского зарубежья представляет выставку памяти художника-авангардиста Александра Харитонова»
Фото Ю.Котиной
|