Открытие выставки «Необыкновенная женщина с трагической судьбой: Лидия Андреевна Никанорова»
6 ноября 2015 года в Доме русского зарубежья им. А.Солженицына состоялось открытие выставки русской художницы, эмигрантки первой волны Л.А.Никаноровой «Необыкновенная женщина с трагической судьбой: Лидия Андреевна Никанорова».
Возможно, из женской солидарности всегда испытываю особую гордость за русских женщин, добившихся в эмиграции не только признания, но и подлинного уважения и любви. Таковой была и героиня открытия выставки — молодая, образованная, щедро одаренная русская художница Лидия Никанорова, — умница, красавица, прожившая на этом свете всего сорок три года…
Увы, о ее жизни и творчестве на родине долгое время ничего не было известно, хотя с работами ее мужа, востребованного в свое время на Западе русского художника и скульптора Георгия Артемова, специалисты и любители отечественного искусства уже знакомы. Возможно, наследие Лидии, ушедшей из жизни в конце 20-х годов прошлого столетия, так и осталось бы под спудом забвения, если бы не энтузиазм и энергия дочери Георгия Артемова от второго брака — Мари Артемовой-Теста, не только сохранившей архив своего отца и его первой супруги, но и сумевшей показать его в столице России.
Прежде всего, со словами благодарности к госпоже Артемовой-Теста, открывая выставку, обратился директор Дома русского зарубежья Виктор Александрович Москвин. Для нашего Дома, продолжил В.А.Москвин, важно показать искусство русского зарубежья во всей полноте, поэтому отрадно видеть работы художницы такого высокого уровня.
Как же он вырабатывался, этот «уровень», у женщины, мечтавшей, прежде всего, о серьезном «мужском» образовании? Организаторы вечера представили интереснейшие фотографии Лидии Андреевны, ее окружения и тех мест, где ей довелось учиться и работать.
Лидия Никанорова родилась в 1895 году в семье офицера. Вслед за меняющимися местами службы отца, менялись места жительства и учебы маленькой Лиды, которая, тем не менее, ежегодно оканчивала очередной гимназический курс с отличием. На одном из гимназических балов девочка знакомится с будущим студентом Казанского университета, математиком Павлом Бессоновым, ставшим ее постоянным корреспондентом на долгие годы. Эта уникальная переписка в дальнейшем ляжет в основу романа Вениамина Каверина «Перед зеркалом».
По окончании гимназии Лидия поступает на математическое отделение Бестужевских курсов в Санкт-Петербурге, мечтает и об архитектурном отделении. В то же время умная и удивительно способная барышня занимается в мастерской Добужинского и Яковлева, слушает лекции по искусству Византии профессора Успенского.
С 1914 года, узнали мы из комментариев ведущих вечера, начинающая художница часто бывает в Ялте, где знакомится с Юлией Рейтлингер и отцом Сергием Булгаковым, который становится духовным отцом и Юлии, и Лидии. В 1920 году из Ялты Лидия уезжает в Стамбул, где живет до 1923 года. В старых константинопольских храмах художница делает копии сохранившихся византийских фресок, что в дальнейшем отразится во французском периоде творчества художницы.
В эти же годы Лидия берет уроки живописи у русского художника Георгия Артемова, — у пары начинается роман, окончившийся браком и отъездом в Париж, где супруги Артемовы присоединились к артели русских художников и вступили в Союз русских художников во Франции. Во французской столице Никанорова и Артемов занимаются созданием декораций и оформительскими работами, организуют праздники и даже — участвуют в качестве художников в съемках фильма, производившихся на легендарной Корсике. С этого момента, дополняют комментаторы, супруги ежегодно проводили лето на полюбившемся острове, стали сами любимы и уважаемы местным населением, которое и сегодня готово показать, где находился домик русских художников. Это был один из самых счастливых периодов жизни Георгия и Лидии: им сопутствовал творческий успех, материальный достаток и признание окружающих…
В 1929 году экономический кризис в США положил конец продажам деревянных скульптур Георгия за океаном. Супруги перебираются в Париж, где устраивают выставку деревянных скульптур Артемова и живописи Никаноровой. Лидия — востребована, причем не только как художник, но и как оформитель, получая заказы на изготовление фресок в византийской стилистике.
Под Парижем, в Кламаре, Артемовы покупают собственный дом, здесь же — и многочисленная русская община, в том числе и отец Сергий Булгаков, Марина Цветаева… Известный цветаевед Лев Мнухин в завершении вечера рассказал о том, что Марина Ивановна упоминала в письмах из Кламара о чете русских художников, где «он» — самый выдающийся резчик по дереву во Франции…
В 1937 году у Лидии Никаноровой случился рецидив смертельной болезни, от которой она лечилась несколько лет назад. В 1938 году талантливой русской художницы, многогранного и глубокого человека, не стало…
Дом русского зарубежья еще раз благодарит Мари Артемову-Теста за удовольствие прикоснуться к наследию нашей соотечественницы и приглашает всех ценителей живописи на выставку, иллюстрирующую короткий, но яркий жизненный и творческий путь Лидии Андреевны Никаноровой.
Ирина Тишина
|