18 ноября 2015 года в Доме русского зарубежья им. А.Солженицына при участии Департамента культуры города Москвы состоялся вечер «Голубой бант для Франции».
В анонсе вечера его инициатор и организатор, режиссер Ирина Рогачева о себе не написала ни слова, а напрасно! Имена талантливых деятелей искусства кино — не важно, игровое оно или нет, — должны сегодня звучать наравне с именами героев их произведений, поскольку истинное просветительство нынче справедливо приравнивают к гражданскому подвигу. Режиссер Рогачева не первый раз обращается к теме русского зарубежья: на вечере памяти Аллы Николаевны Баяновой, с аншлагом состоявшемся в нашем Доме несколько лет назад, Ирина демонстрировала свою картину о судьбе прославленной русской певицы «Счастливая Лешка», а представленный фильм «Голубой бант Атлантики», давший название вечеру, участвовал в программе IV Международного кинофестиваля «Русское зарубежье». Демонстрацию ленты и вечер организаторы посвятили 130-летию со дня рождения выдающегося инженера-кораблестроителя Владимира Ивановича Юркевича, создавшего легендарный трансатлантический лайнер «Нормандия», отправившийся в свое первое плавание ровно 80 лет назад…
Замечательный фильм, отмеченный долгими аплодисментами благодарных зрителей, рассказал о судьбе Владимира Ивановича и его главного «детища» — красавицы-«Нормандии», к созданию которой он шел многие годы… Рожденный в 1885 году в семье литератора, актера, художника, участника знаменитого «Абрамцевского кружка» Ивана Викентьевича Юркевича и Александры Николаевны Иванской, будущий кораблестроитель был вполне «сухопутным» ребенком, с отличием окончил 4-ю московскую гимназию, решив, однако, поступать в Санкт-Петербургский политехнический институт на самое сложное, корабельное отделение. Из двадцати пяти поступивших на курс золотых медалистов, повествуют нам создатели картины, к написанию дипломных работ были допущены только четырнадцать, среди них — молодой, талантливый Владимир Юркевич, уже в то время начавший разработку «абсолютно новаторской модели корпуса корабля».
По окончании курса Юркевич принимает решение стать военным кораблестроителем, для чего учится еще один год, получает звание подпоручика и направление на военный завод для участия в испытаниях линейного крейсера «Измаил». В начале Первой мировой войны уже поручик Юркевич становится строителем подводных лодок типа АГ на военном заводе в Ревеле. В 1917 году завод эвакуировали в Петроград, а В.И.Юркевич получил назначение в Николаев, к тому времени оказавшийся в горниле Гражданской войны. В 1920 году Владимир Иванович вместе с супругой Надеждой Евгеньевной уезжает из страны «в длительное путешествие», — нет, говорят нам авторы фильма, Юркевичи не хотели эмигрировать из страны, они покинули ее до тех пор, пока «все не успокоится». Однако судьба распорядилась иначе, и молодые выходцы из России стали апатридами — лицами без гражданства…
В 1924 году дипломированный военный инженер Юркевич трудится на заводе «Рено» в качестве… рабочего — в Европе кризис!.. В 1929 году поступает на должность чертежника на один из французских кораблестроительных заводов, где выставляет на конкурс свой проект модели корабля и побеждает! Модель Юркевича на испытаниях смогла развить невиданную для того времени скорость, поскольку имела специфическую форму подводной носовой части, способствовавшую наименьшему сопротивлению воды!.. До сих пор, комментирует в фильме достижение кораблестроителя журналист и автор книги «Нормандия» Алексей Широков, все океанские лайнеры построены по формуле Юркевича, задуманной им еще со студенческой скамьи!..
В 1932 году, при стечении большого количества знаменитостей и представителей средств массовой информацию, Франция с помпой спустила на воду настоящий шедевр кораблестроения — самое большое пассажирское судно в мире, получившее имя «Нормандия». Еще три года корабль начиняли «внутренностями» по последнему слову науки и техники, оформляя каюты и общественные помещения в стиле арт-деко. В 1935 году «Нормандия» — корабль-город — приняла на борт две тысячи пассажиров, в чьем распоряжении оказывались рестораны и кинозалы, магазины и несколько палуб. Пассажирами лайнера, вспоминают герои фильма, были самые богатые и известные люди планеты — банкиры, политики, писатели, художники… Корабль легко двигался со скоростью 30 узлов — 60 км/ч и почти не оставлял за собой волн. Благодаря русскому гению, подчеркивают создатели фильма, Франция стала обладателем самого быстроходного судна, награжденного за рекорд скорости призовым кубком «Голубой бант»…
Увы, судьба корабля, прославившего своего создателя на чужбине, оказалась трагической: во время Второй мировой войны «Нормандия», пришвартованная в американском порту, была арестована вместе с другими французскими судами. Новые ее распорядители планировала переоборудовать гигантский лайнер под авианосец, однако в 1942 году на борту изуродованного корабля вспыхнул пожар… Как же так получилось, недоумевают авторы и участники фильма, что люки нижних кают к моменту пожара оказались открытыми, и хлынувшая в них при незначительном наклоне корпуса вода перевернула, а затем и потопила корабль…
Владимир Иванович Юркевич, ставший свидетелем бед своего главного труда, рассчитывал на возрождение корабля после того, как по решению ВМФ США «Нормандия» была поднята из воды. Инженер уговаривал представителей разных стран, в том числе и СССР, восстановить судно, обращался даже в ООН, но тщетно: Штаты продали лайнер по цене металлолома… Тяжело, вспоминают участники фильма, переживал русский инженер потерю «Нормандии», закончив свой жизненный путь, как и она, вдали от родных берегов…
По окончании показа Ирина Рогачева поблагодарила Дом русского зарубежья за предоставленную возможность еще раз продемонстрировать фильм и показать выставку, содержащую подлинные документы из семейного архива В.И.Юркевича и уникальные экспонаты с корабля «Нормандия». Мы в свою очередь говорим слова благодарности за интереснейший вечер режиссеру и всем устроителям вечера, в том числе и потомкам братьев и сестры Владимира Ивановича Юркевича — Петра Ивановича, Сергея Ивановича и Софьи Ивановны, сохраняющим память о своем славном роде.
Все права на материалы, находящиеся на сайте bfrz.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов и новостей сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на bfrz.ru обязательна.