Открытие фотодокументальной выставки «Инженер Б.Г.Луцкий — русский гений автомобилестроения Европы» к 150-летию со дня рождения изобретателя
2 апреля 2015 года в Доме русского зарубежья им. А.Солженицына состоялось открытие фотодокументальной выставки «Инженер Б.Г.Луцкий — русский гений автомобилестроения Европы» к 150-летию со дня рождения изобретателя.
Трудно привыкнуть к тому, что гордость за талантливых соотечественников, испытываемая автором этих строк во время многочисленных выставок и вечеров в ДРЗ, неизменно сопровождается горечью… Вот и сейчас, глядя на фотографии столетней давности, рассматривая чертежи и многочисленные патенты, выданные уникальному изобретателю Борису Григорьевичу Луцкому, сокрушаешься: как же так получилось, что нам до сих пор не известны ни место, ни дата смерти всемирно признанного гения моторостроения, почетного гражданина Российской империи, обладателя ордена Святого Станислава за заслуги перед отечеством!..
Борис Григорьевич родился в 1865 году в Таврической губернии, в купеческой семье. В возрасте десяти лет способный мальчик поступил в Константиновское реальное училище в Севастополе, а в возрасте двадцати лет, будучи студентом Мюнхенской высшей технической школы, первым в мире сконструировал вертикальный двигатель внутреннего сгорания. Это было поистине революционным прорывом в моторостроении: созданный студентом Луцким двигатель стал прототипом всех последующих ДВС!.. В конце XIX — начале XX веков, утверждают специалисты, Луцкий был самым известным изобретателем не только Европы, но и мира.
Не перечислить большого количества золотых и серебряных медалей, коими был награжден российский инженер на авторитетных международных торгово-промышленных выставках. Крупнейшие германские компании приглашали молодого изобретателя на должность главного инженера и конструктора. В 1897 году Борис Григорьевич основал в Нюрнберге собственную компанию — «Общество по строительству автомобильных экипажей системы Луцкого». В 1899 году под руководством Луцкого консорциум «Моторфарцойг унд Моторенфабрик» создал легковой автомобиль «Феникс», ставший предшественником знаменитой модели «Мерседес» 1901 года!.. На первом же «Мерседесе» был установлен четырехцилиндровый рядный двигатель внутреннего сгорания вертикального типа, разработанный российским инженером.
Удивительная широта инженерной мысли Бориса Григорьевича проявилась в его сотрудничестве с российским военным ведомством, по чьему заданию Луцкий разработал целую серию моторов для подводных лодок и судов Императорского российского флота. В 1909 году по поручению российского правительства изобретатель разработал и построил в мастерских «Даймлер Моторен Гезельшафт» в Штутгарте и свой первый самолет — геликоплан. В этом же году Луцкий создал 100-сильный рядный авиационный двигатель «Аргус» — один из наиболее успешных двигателей того времени, использованный впоследствии знаменитым авиаконструктором И.И.Сикорским при создании его первых самолетов…
В 1920 году, в разгар Гражданской войны, Борис Григорьевич вынужден был покинуть Россию, в которой находился с 1919 года. До Второй мировой войны выдающийся инженер продолжал свою деятельность в Германии — создал в Берлине собственное предприятие «Завод Луцкого» по изготовлению пневматических ступиц для колес транспортных средств, изобрел уникальные сферические пустотелые колеса для самолета-амфибии и многое другое. Однако, как отмечают исследователи, даже в патентах на изобретения он подчеркивал свою связь с родиной, называя себя сначала «подданным России», «гражданином Российской республики», а затем и «бывшим подданным императора России».
След Луцкого обрывается в Берлине в 1943 году… В последние годы российские исследователи с энтузиазмом собирают материалы о жизни и творчестве этого уникального изобретателя, чьи способности и трудолюбие восхищали все мировое сообщество...
Свой вклад в популяризацию жизни и деятельности Бориса Григорьевича внес и Дом русского зарубежья, представив замечательную выставку о русском гении инженерной мысли в своих стенах.
Открывая экспозицию, директор ДРЗ Виктор Александрович Москвин, прежде всего, поблагодарил ее автора — сотрудницу экономического отдела Дома Наталию Клевалину, проделавшую огромную работу в рамках целого направления деятельности Дома русского зарубежья по возвращению в Россию имен талантливых инженеров, экономистов, виноделов и других ярких представителей инженерно-технических специальностей. Виктор Александрович выразил сердечную благодарность и художнику-оформителю ДРЗ Елене Абаренковой, сделавшей просмотр экспозиции удовольствием для посетителей Дома (от себя добавим, что Елена разыскала и включила в выставочное пространство дополнительный изобразительный ряд, в который вошли снимки здания Мюнхенской высшей технической школы, завода Лесснера в Санкт-Петербурге, Всемирной Парижской выставки 1900 года и т.д.). Представляемая выставка, продолжил В.А.Москвин, говорит, в том числе, и о промышленной мощи России начала ХХ столетия, и о Европе, которая «была более единой и имела прозрачные границы для перемещения людей». В завершении выступления Виктор Александрович поблагодарил архивы, музеи и частные собрания России, Украины, Германии, предоставившие материалы и документы для выставки в Москве.
Наталия Клевалина, поддержав В.А.Москвина, поблагодарила украинского автора книги о Б.Г.Луцком Александра Фирсова (Европейский университет, Черкасы), к сожалению, не приехавшего на открытие экспозиции, и представителя Музея индустриальной культуры Ольгу Карпову.
Церемонию открытия выставки продолжил историк автомобилестроения Константин Шляхтинский. До сих пор нет «точного портрета» Бориса Луцкого, констатировал исследователь, поскольку нет полной информации о нем. Однако, уверен историк, несомненен его патриотизм: молодой инженер Луцкий, на пике своей востребованности в Германии, прервал свою работу и уехал в Россию для исполнения воинской повинности!.. Всю жизнь, продолжил К.Шляхтинский, Борис Григорьевич считал себя российским подданным, постоянно предлагал российским военным свои изобретения…
Руководитель проблемной группы авиации Института истории науки и техники им. Вавилова, автор книги «Русская авиационная эмиграция» Дмитрий Алексеевич Соболев, продолживший выступления гостей ДРЗ, назвал каждый самолет Луцкого «шедевром». Работая над книгой, А.Соболев, по его словам, интересовался больше «вехами в авиации», нежели биографией Луцкого, которая «шла вторым планом». Исследователь поблагодарил организаторов экспозиции, которая представляет для всех заинтересованных лиц несомненную ценность.
«Нереально ярким» инженером, человеком назвал Бориса Луцкого исследователь его творчества, журналист Федор Лишин (журнал «Авторевю»), предоставивший для выставки в ДРЗ материалы об изобретателе из личной коллекции.
Приходите и вы, дорогие читатели сайта Дома русского зарубежья, на просмотр этой интереснейшей экспозиции, — судьба и заслуги выдающегося русского инженера Бориса Луцкого достойны нашей долгой и доброй памяти!..
Ирина Тишина
Фото: Ю.Котиной
|