16 октября 2014 года в 18.30 Дом русского зарубежья им. А.Солженицына приглашает на презентацию книги М.А.Мендельсон-Прокофьевой «О Сергее Сергеевиче Прокофьеве. Воспоминания. Дневники. (1938–1967)» (М.: Композитор, 2012).
Выход в свет воспоминаний жены Сергея Прокофьева (1891–1953) – Миры Александровны Мендельсон-Прокофьевой (1915–1968) — долгожданное событие для всех почитателей творчества русского композитора. О чем эта книга? Прежде всего, о великом Музыканте и Человеке: о создании опер «Война и мир», «Повесть о настоящем человеке», Пятой и Шестой симфоний и многих других сочинений. В воспоминаниях подробно изложена история премьер и сценическая судьба балетов «Ромео и Джульетта», «Золушка», «Сказ о Каменном цветке». Искренне и с высокой степенью достоверности мемуаристка вспоминает о своем многолетнем творческом содружестве с композитором (Мира Александровна была автором либретто и текстов к некоторым сочинениям Прокофьева), о музыкальной и художественной жизни Москвы, Ленинграда, Новосибирска, Тбилиси, Нальчика военной и послевоенной поры, о друзьях и современниках композитора — Мясковском, Эйзенштейне, Шостаковиче, Немировиче-Данченко, Качалове и других. Работа над основной частью воспоминаний велась автором мемуаров совместно с Сергеем Сергеевичем Прокофьевым, по его просьбе. Опубликованные дневники композитора заканчиваются 1933 годом. Таким образом, воспоминания Миры Мендельсон существенно заполняют лакуну в биографии Прокофьева (так называемый «советский период» его творчества), позволяют создать информационный и эмоциональный баланс в освещении личности композитора. Целиком мемуары не издавались, публиковались лишь фрагменты воспоминаний. Исследователи и представители масс-медиа нередко обращались к этим материалам, использовали и широко цитировали их, часто без упоминания автора. Цель и предназначение книги — введение в научный оборот нового исторического источника, пополнение комплекса мемуарных свидетельств о жизни и творчестве Прокофьева и, в каком-то смысле, восстановление справедливости по отношению к Мире Мендельсон. Ведь она не только виновница разрыва Прокофьева с первой женой, Линой Ивановной, разлуки с сыновьями Святославом и Олегом, не только «политкорректная» и «благонадежно-правильная», с точки зрения сталинского официоза, спутница лидера советской музыки, написавшего к 60-летию Иосифа Сталина кантату «Здравица». Прежде всего, Мира — любящая женщина, отдавшая честно и сполна Сергею Прокофьеву все, что у нее было. Она дышала его дыханьем, улыбалась его улыбкой и мучилась сверх всякой меры при виде его мучений. Свои чувства к Мире Прокофьев высказал в музыке, написав Восьмую фортепианную сонату и посвятив сочинение ей. «Твоя соната», — говорил композитор. Одну из тем Восьмой сонаты он сочинил в Кисловодске после свидания с тогда еще двадцатитрехлетней студенткой Литературного института — Мирой Мендельсон. Благодаря страницам ее воспоминаний мы узнаем о «вопросе» Прокофьева, по его словам, «брошенном в Вечность» в финале Шестой симфонии: «Так что же такое жизнь?»
Основные источники издания: фонды Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени М.И.Глинки, РГАЛИ, Фонд Сергея Прокофьева (Лондон-Париж), Архив Д.Д.Шостаковича (Москва).
Куратор издательского проекта — М.А.Брызгалов, научная редакция, предисловие и комментарии Е.В.Кривцовой, рецензент — профессор Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского Е.С.Власова.
Все права на материалы, находящиеся на сайте bfrz.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов и новостей сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на bfrz.ru обязательна.