Презентация книги О.В.Каримова «Неизвестный Миклухо-Маклай»
9 сентября 2014 года в Доме русского зарубежья им. А.Солженицына состоялась презентация книги О.В.Каримова «Неизвестный Миклухо-Маклай» (М.: Кучково поле, 2014).
Кто из нас не читал в детстве удивительную книгу «Человек с луны», составленную из заметок и статей знаменитого русского путешественника, ученого и общественного деятеля Николая Николаевича Миклухо-Маклая! Скольким мальчишкам судьба российского исследователя стала ярким примером насыщенной, полной романтики и приключений, жизни, — жизни ради добра и справедливости!.. Вот и автор представляемого издания военный историк Олег Каримов не смог, по его признанию, не взяться за работу над книгой о Николае Николаевиче, когда появилась возможность ввести в научный оборот неопубликованные архивные данные.
Новые сведения о деятельности Миклухо-Маклая, по словам Олега Владимировича, занимают около 30 процентов от всех архивных материалов книги и открывают читателям малоизвестные стороны деятельности путешественника, а именно «выполнение им специфических задач в интересах Министерства иностранных дел России, Морского министерства и Русского географического общества». В течение года автор провел серьезную исследовательскую работу в ряде ведущих архивах страны (Архиве внешней политики Российской империи при МИД России, Архиве древних актов и Русского географического общества), чтобы явить на свет документы, «отражающие государственный и военно-стратегический характер донесений Миклухо-Маклая по политическим и географическим оценкам обстановки на дальних от России землях».
Собственно презентацию своего издания Олег Каримов начал с биографии Николая Николаевича. Дата дня рождения путешественника — 17 июля — стала неофициальной датой празднования Дня этнографа, — настолько велика популярность Миклухо-Маклая как ученого и гуманиста. Родился будущий путешественник в Новгородской губернии, жил и учился в местах службы своего отца, занимавшего высокие посты в отделениях Николаевской железной дороги. Большая часть его юношества прошла в Санкт-Петербурге, где он учился во 2-й гимназии, которую, по разным причинам, так и не окончил. Не имея на руках аттестата, молодой Миклухо-Маклай посещал Санкт-Петербургский университет как вольный слушатель, однако и там его ждала неудача, — за участие в студенческих волнениях 1861 года и дисциплинарные нарушения последовало отчисление…
Дальнейшее образование будущий ученый получал в нескольких университетах Германии, довольствуясь, по словам автора исследования, «одним яйцом в день» и тратя все имеющиеся средства на книги и лабораторные опыты. Рвение «русского князя» (так иногда называли немецкие преподаватели любознательного студента, а он не отрицал) было замечено, и вскоре Миклухо-Маклай оказался в составе экспедиции Эрнста Геккеля (немецкого естествоиспытателя, введшего в научный оборот слова «питекантроп» и «экология») на Карибы. По окончании экспедиции молодой биолог решил продолжить путешествие, и, переодевшись в арабскую одежду, отправился изучать быт и нравы марроканцев. С этого момента Миклухо-Маклай всерьез заинтересовался этнографией, отказавшись сдавать экзамен практикующего хирурга.
Многим известна дальнейшая деятельность Николая Николаевича в Новой Гвинее, к жителям которой русский путешественник привязался всем сердцем и всю свою дальнейшую жизнь боролся с работорговлей. Не зная, как прекратить вывоз папуасов с их коренных земель, Миклухо-Маклай обратился в российское правительство с просьбой создать на северо-восточной оконечности Новой Гвинеи русскую колонию. Просьба популярного к тому времени путешественника и исследователя была рассмотрена, но окончательный вердикт по такому «затратному» делу был отрицательным, — в то время Россия находилась в ожидании вероятной войны с Великобританией и не решилась на создание дальней колонии рядом с островами британского подданства.
Привлечь внимание российского императора к возможной колонизации гвинейских территорий разочарованный Миклухо-Маклай попытался и иным способом: он предложил себя в качестве секретного агента, имеющего возможность сообщать российскому командованию о внешней политике Великобритании и Австралии (в то время Николай Николаевич удачно женился на дочери вице-премьера Австралии). Таким образом, путешественник направил в адрес высоких российских инстанций несколько донесений, из которых в архивах нашей страны сохранилось только три. Эти документы и стали основой для утверждения автора книги о выполнении этнографом «специфических задач» в пользу военных и иностранных ведомств Российской империи…
…Через несколько месяцев после отказа русского царя от колонизации северо-востока Новой Гвинеи эти территории были заняты Германией, которая изыскала силы и средства на постройку колонии, просуществовавшей до начала Первой мировой войны…
Умер Николай Николаевич Миклухо-Маклай в возрасте сорока двух лет, успев приобрести на родине огромную популярность, но так и не успев завершить своего главного дела — защиты коренного населения Новой Гвинеи. Перед смертью он приехал в Россию и добился личной встречи с императором, в результате чего им были получены средства на переезд семьи и огромной коллекции в Санкт-Петербург…
Так получилось, добавил Олег Каримов, что большую часть своей сознательной жизни путешественник провел заграницей, что дает основание презентовать новую книгу о нем в стенах Дома русского зарубежья…
Ирина Тишина
|