В день рождения Театра на Таганке чествовали его создателя — Юрия Любимова
23 апреля 2014 года в Театре им. Евгения Вахтангова состоялась Международная конференция, посвященная творчеству выдающегося режиссера-реформатора Юрия Петровича Любимова, его роли в отечественном и мировом театре.
Ведь именно Вахтанговский — альма-матер Юрия Любимова (он начинал здесь как актер и преподавал в Театральном училище им. Б.Щукина), и именно этот театр стал колыбелью новой московской труппы. А подготовленный Любимовым выпускной студенческий спектакль «Добрый человек из Сезуана» по Брехту оказался и первым представлением будущей легендарной Таганки. Так что говоря о 50-летии Таганки, мы подразумеваем 80-летие творческой деятельности Юрия Любимова, а размышляя о достижениях мастера, говорим о том влиянии, которое оказали спектакли московского Театра на Таганке на мировую театральную культуру.
В адрес Любимова пришло множество писем. Поздравление от Президента РФ зачитал писатель Евгений Сидоров: «...Выдающийся режиссер, человек яркого таланта и огромной созидательной энергии, Вы никогда не шли легкими проторенными дорогами, а выбрали путь, достойный настоящего мастера и творца. Театр, созданный Вами 50 лет назад, стал уникальным явлением в отечественной и мировой культуре, символом смелого новаторства, социально острого и актуального искусства», — отметил В.В.Путин.
Врачи не разрешили Юрию Петровичу из-за проблем с сердцем приехать на конференцию, но его присутствие ощущалось во всем.
В большом зрительском фойе Театра им. Е.Вахтангова развернулась фотовыставка, повествующая о жизни и творчестве мастера. На стендах фотографии его прародителей — деда и бабушки, родителей, его супруги и помощницы во всех делах Каталин, сына Петра. Особое место отведено фотостраницам о легендарных спектаклях Таганки, которые помогали зрителям выстоять в «застойные времена» — «10 дней, которые потрясли мир», «Послушайте!», «Живой», «Шарашка», «Пугачев», «Гамлет», «Мастер и Маргарита»... Здесь и фото спектаклей недавних, поставленных с выпускниками руководимого Любимовым курса ГИТИСа: «До и после», «Арабески», «Горе от ума», «Замок». И, конечно же, фотохроника постановок прошлого года: «Бесы» в Театре им. Е.Вахтангова, опера «Князь Игорь» в Большом театре. Особенно интересовали всех стенды с драматическими и оперными спектаклями, поставленными Любимовым в Великобритании, Италии, Израиле, Греции и других странах мира.
Об этих спектаклях и о том, каким интересным было общение с Любимовым в Москве и на международных театральных фестивалях вспоминали в этот день друзья и коллеги Юрия Петровича: режиссеры Тадаси Сузуки (Японии) и Теодор Терзопулос (Греция), театроведы Власта Смолакова (Чехия) и Беатрис Пикон-Валлен (Франция). В числе гостей были и другие давние друзья мастера: Лора Гуэрра, директор Авиньонского фестиваля Бернар Февр д`Арсье, режиссер Анатолий Васильев, литературовед Юрий Манн, композитор Владимир Мартынов, писатели Сергей Есин и Евгений Сидоров.
Тадаси Судзуки и Теодор Терзопулос вспоминали, как работали вместе с Юрием Любимовым в Японии и Греции, а также в Москве, когда ставили спектакли с актерами Театра на Таганке, как обсуждали творческие находки коллег на российском Театральном фестивале им. А.П.Чехова и на международных фестивалях в других странах.
Юрий Манн вспоминал, как пришлось отстаивать перед чиновниками спектакль «Ревизская сказка» по поэме Гоголя «Мертвые души». В одной из сцен Чичиков, продолжая рассуждения о русском мужике, о русской деревне и ее превосходстве над Западом, должен был, по замыслу Любимова, затянуть песню... современную, которая часто транслировалась по радио и звучала, в том числе, и в запустелых советских деревнях, — «Русское поле». И торговец мертвыми душами пел: «Счастье и горе вместе с тобою», а потом, сбившись на дискант: «Здравствуй, русское поле, я твой тонкий колосок...» Реакцию зала предсказать было нетрудно. Но убедить цензора в оправданности такого саркастического режиссерского хода все-таки не удалось. Правда, нужный тон задала в этом спектакле ироничная музыка А.Шнитке, тогда тоже опального композитора.
Беатрис Пикон-Валлен подчеркнула, что главной темой творчества Любимова является тема свободы — как главной основы, «хлеба» подлинного искусства. И это роднит его и с мастерами прошлого, например с Мольером, роль которого Юрий Петрович сыграл в телеспектакле Эфроса, и с известными современными режиссерами, в частности с французским режиссером и драматургом Арианой Мнушкиной, которая общалась с Юрием Любимовым и во многом разделяла его творческие взгляды.
Власта Смолакова рассказала о том, что сначала попала в Театр на Таганке как стажер и была поражена эффектом катарсиса (очищения), который возникал во время представлений. Позже ей доводилось бывать на Таганке как сотруднице посольства Чехии в России и сопровождать в театр Вацлава Гавела, автограф которого хранится на знаменитой стене в кабинете Любимова. А на этой встрече в Театре им. Е.Вахтангова Власта Смолакова прочитала приветственное письмо, которое прислали Любимову сотрудники Библиотеки им. Вацлава Гавела.
Многие в тот день благодарили Юрия Петровича за помощь и поддержку, которую он оказывал начинающим режиссерам, актерам, театроведам, о его терпении и способности прощать. И еще об одном удивительном качестве Любимова говорил писатель Сергей Есин — об умении держать удар и отстаивать свои творческие позиции. И всегда это борьба не против, а за. Вот и сейчас мастер борется за реализацию новых творческих замыслов. Здоровья и успехов желают Юрию Петровичу все его почитатели, в том числе и сотрудники Дома русского зарубежья им. Александра Солженицына.
Все права на материалы, находящиеся на сайте bfrz.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов и новостей сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на bfrz.ru обязательна.