Памятные даты русского зарубежья, июнь 2018 - стр. 214 июня
125 лет со дня рождения Георгия Ивановича Черткова (14(2).06.1893, Самара, Россия – 6.12.1983, Глен Ков на Лонг-Айленде, США), участника Белого движения на Востоке России, литератора, педагога. Окончил гимназию (1912), Коммерческое училище (1913), Ташкентское военное училище (1915). Участник Великой войны на Западном фронте. За отличия награжден орденом св. Владимира IV степени с мечами. После Февральской революции 1917 занимался организацией подпольной работы против большевиков на Волге. Командовал стрелковой ротой в Добровольческой армии на Восточном фронте (1918-1922) и одновременно издавал антибольшевистскую газету «Последние известия». Участвовал в спасении офицеров Сибирской армии адмирала А.В. Колчака в Иркутске. Осенью 1922 входил в состав Приамурского правительства и ведал эвакуацией частей и соединений Земской рати Приамурского края. Последний белый офицер, покинувший на последнем корабле Владивосток перед тем, как его заняли большевики. Один из немногих русских эмигрантов, обосновавшихся в Японии, где прожил 18 лет. Работал корреспондентом русских газет издательства «Заря», выходивших в Харбине, Шанхае и Тяньцзине. Представитель Комитета Пакта Рериха и Знамени Мира в Японии. Там же возглавлял Общество русских эмигрантов. В 1940 переехал в Китай, до 1949 служил в муниципалитете Шанхая. Затем занимал должности в английских и американских компаниях в Бразилии. В США с 1951. Первое время работал в коммерческой фирме, затем в течение 15 лет преподавал русский язык в военной школе в Монтерее (шт. Калифорния). Выйдя в отставку, продолжал преподавать русский язык в Норвиче (шт. Вермонт) и в Свято-Сергиевской гимназии в Нью-Йорке. Состоял членом Русской академической группы в США (РАГ) и Конгресса русских американцев (КРА). Постоянный корреспондент газеты «Новое русское слово» в Нью-Йорке, подписывал свои статьи инициалами ГИЧ.
120 лет со дня рождения Петра Константиновича Лещенко (14 (2).06.1898, с. Исаево Херсонской губ., Россия – 16.07.1954, Тыргу-Окна, Румыния), прапорщика, эстрадного певца, танцора, ресторатора. В 1899 с семьёй переехал в Кишинев. Получил общее и музыкальное образование (1915). Окончил пехотную школу прапорщиков в Киеве (1917). Командир взвода в пехотном Подольском полку, был тяжело ранен. С 1918 жил в Бухаресте. С 1919 в составе танцевальной группы "Елизаров" выступал в театре "Алягамбра", затем в кинотеатрах Бухареста. Гастролировал по Румынии. В 1925 уехал в Париж, где учился в школе балета В. Трефиловой. Окончив школу, выступал дуэтом со своей женой с танцевальными номерами в парижских ресторанах. В 1926-1928 совершил гастрольную поездку по странам Европы и Ближнего Востока. В 1928 вернулся в Бухарест, работал в Бухарестском театре "Театрул Ностра". По нескольку месяцев жил и работал в Риге, Черновцах, Либаве, совершал турне по Бессарабии. В Риге он подружился с прославленным композитором Оскаром Строком — создателем популярнейших танго, романсов, фокстротов и песен. Именно Строку удалось соединить интонации жгучего аргентинского танго с мелодичностью и задушевностью русского романса. Лещенко исполнил и записал лучшие произведения прославленного композитора: «Чёрные глаза», «Синюю рапсодию», «Скажите почему» и другие танго и романсы маэстро. Работал и с другими композиторами, в частности с Марком Марьяновским — автором «Татьяны» и др. В 1933 переехал на постоянное жительство в Бухарест. В 1935—1940 сотрудничал с фирмами грамзаписи «Беллакорд» и «Колумбия» и записал более ста различных по жанру песен. В 1935 опять в Англии, выступал в ресторанах, в 1938 — в Риге, в 1940 — в Париже… Пластинки с его записями миллионными тиражами продавались везде: от Буэнос-Айреса до Токио. В 1937 в его ресторане «Лещенко» (открытом в 1935, закрытом в 1942) состоялся банкет в честь Ф.И. Шаляпина, который посетил с гастролями Бухарест. Петр Константинович не интересовался политикой. В 1942, приехав в оккупированную румынами Одессу, он дал концерты в Русском театре, а затем открыл свое кабаре в Театральном переулке. В октябре 1943 – марте 1944 по распоряжению румынского командования был отправлен на фронт в Крым, находился при штабе, затем заведовал офицерской столовой. Возвратился в Бухарест. В сентябре 1944, после входа в Бухарест Красной армии, давал концерты в госпиталях, воинских гарнизонах, офицерских клубах для советских солдат. В 1951 в г. Брашове был арестован органами госбезопасности Румынии. Умер в тюремной больнице. Местонахождение его могилы неизвестно. Архивы советского и румынского КГБ по делу Лещенко до сих пор не исследованы. За свою творческую жизнь записал свыше 180 граммофонных дисков. В Кишиневе есть улица и переулок, носящие его имя. В СССР первая пластинка из серии «Поет Пётр Лещенко» была выпущена фирмой «Мелодия» к 90-летию со дня рождения певца в 1988.
15 июня
20 лет со дня кончины Дмитрия Дмитриевича (Джимми) Винера (1908, Киев, Россия – 15.06.1998, США), летчика-испытателя вертолётов. В эмиграции с родителями с 1923 в США, где поступил на завод своего дяди И.И. Сикорского. Он был самым молодым, пятнадцатым по счету рабочим на заводе в Лонг-Айленде. Вначале выполнял разнообразные поручения: от посыльного до водителя грузовика. Одновременно учился в школе. В 1929 научился управлять самолетами, на которых налетал 1,5 тыс. часов. Перейдя на вертолеты, стал главным летчиком-испытателем заводов Сикорского в Бриджпорте (шт. Коннектикут). В 1945 во время бури участвовал в спасении людей с тонущей нефтеналивной баржи в заливе Лонг-Айленда с применением вертолета, снабженного подъемной лебедкой. Был первым гражданским пилотом, который провел операции по спасению летчиков в море с борта авианосца. На вертолете VS-300 установил рекорд длительности полета в восемь часов. Прослужив 44 года в авиации, Дмитрий Дмитриевич был признан самым выдающимся летчиком-испытателем вертолетов И.И. Сикорского. Сотрудники называли его Джимми. Состоял членом «Society of Experimental Test Pilots», был избран почетным членом «American Helicopter Society».
23 июня
130 лет со дня рождения Альберта Александровича Бенуа (23 (11).06.1888, Санкт-Петербург, Россия – 13.08.1960, Париж, Франция), архитектора, живописца, иконописца, религиозного деятеля. Окончил Институт гражданских инженеров в Петербурге. Преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художеств. В 1910 поселился в Париже, где окончил Специальную школу архитектуры. Выставлялся в Осеннем салоне и салоне Независимых (с 1923). Участвовал в выставках русского искусства в Брюсселе (1928), Белграде (1930), Париже (La Renaissance, 1932). Состоял членом парижского общества «Икона», был постоянным участником его выставок. С 1930 х занимался церковным строительством и религиозной живописью. Воздвиг храм-памятник на русском воинском кладбище в Мурмелоне (1937). Построил и вместе с женой, М.А. Бенуа, расписал церковь Успения Божьей Матери на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа (1939). Участвовал в завершении строительства храма Святителя Николая в Бари (художником выполнены все иконы и иконостас) и православной церкви в Сан-Ремо (Италия). Написал фрески в старческом доме в Монмаранси и ряд икон для храма Иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радосте» в Ментоне. Вместе с женой расписал нижний храм Свято-Александро-Невском собора в Париже. Автор эскизов более ста крестов и надгробий на кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа, в том числе надгробий Бунина, Мережковского, Гиппиус, Шмелева и др. По чертежам А.А. Бенуа на этом кладбище был воссоздан памятник галлиполийцам (уменьшенная копия), разрушенный землетрясением в Галлиполи в 1949. Многие работы Альберт Александрович выполнял безвозмездно.
110 лет со дня рождения Фёдора Ивановича Горба (лит. псевд. Печорин, Кубанский, Fedor Gorb) (23 (10).06.1908, хутор Западный Сосык Староминской станицы Ейского отдела Области Войска Кубанского, Россия – 21 (или 24).05. 1988, Джексон, США), литератора, священника Православной Церкви Америки (ПЦА). Окончил станичное двухклассное училище, помогал по хозяйству отцу. В 1929 семья была раскулачена и депортирована на Урал под Свердловск, откуда после долгих лишений сумела возвратиться в родные места в 1931. Окончил вечернюю среднюю школу и Ростовский метеорологический техникум. Работал на железной дороге, а после техникума устроился на Белореченскую метеорологическую станцию. В 1938, опасаясь ареста, переехал в г. Кубу Азербайджанской ССР. Однако там был арестован и отправлен на 3 года в лагеря. Отбывал заключение в Ухто-Ижемском ИТЛ (Коми АССР). В 1942 был мобилизован и отправлен на фронт. В том же году попал в плен. После освобождения из плена проживал в Европе до 1949, где публиковался в русских периодических изданиях, в том числе и на оккупированных территориях СССР (в частности, в Латвии). Материалы Ф.И. Горба были посвящены советской довоенной действительности, голоду 1933, лагерям и репрессиям. С 1945 — в Австрии. Насильственной репатриации избежал. Сначала писал под псевдонимом Фёдор Печорин, а после переезда в США в 1949 — под псевдонимом Кубанский. Под этим псевдонимом опубликовал несколько сот статей, очерков и рассказов в газетах "Новое русское слово" и "Россия" (Нью-Йорк), "Новая заря" (Сан-Франциско), "Наша страна" (Буэнос-Айрес), журналах "Казак" (Нью-Йорк), "Сеятель" (Буэнос-Айрес), "Общеказачьем журнале" (Нью-Йорк) и др. и около десяти книг. В 1963 рукоположен во иереи ПЦА (Православная Церковь Америки). Служил настоятелем церкви Рождества Пресвятой Богородицы в г. Джексон. См. публикации Ф.И. Горба (Кубанского) в каталоге библиотеки ДРЗ.
35 лет со дня кончины Владимира Николаевича Выграна (26 (13).03.1889. Екатеринослав, Россия – 23/24.06.1983¸ Сан-Франциско, США), генерал-майора Русской армии, общественного деятеля. Окончил Полоцкий кадетский корпус, Елисаветградское кавалерийское училище (1910). Участник Великой и Гражданской войн. Командовал дивизией. Награжден Георгиевским оружием. В эмиграции с 1920 сначала в Галлиполи, затем в Королевстве СХС, служил инспектором русского состава Пограничной стражи. Награжден орденом св. Саввы. Активно участвовал в деятельности Русского общевоинского союза (РОВС). После Второй мировой войны жил во Франции. Директор Русского кадетского корпуса в Версале (1947–1949). Председатель Объединения офицеров кавалерии. В 1950 обосновался в США. Почетный председатель Комитета помощи русским инвалидам зарубежья в Сан-Франциско. Возглавлял Союз военных инвалидов. В 1955 и 1959 в Париже участвовал в съездах Зарубежного Союза русских военных инвалидов. Состоял членом Общества русских ветеранов Великой войны в Сан-Франциско. Сотрудничал в журнале «Военная быль», в газете «Русский инвалид».
24 июня
135 лет со дня рождения Екатерины Николаевны Рощиной-Инсаровой (урожд. Пашенной, по мужу графини Игнатьевой) (24 (12).06.1883, Москва, Россия — 28.03.1970, Париж, Франция), драматической актрисы, режиссера, театрального деятеля. Впервые вышла на сцену в 1897. В 1899 была приглашена Н. Синельниковым в его киевскую труппу, затем играла в театрах Астрахани, Пензы, Москвы (театр Корша), Ростова-на-Дону, Самары и др. В 1905–1909 — в Петербурге, в театре Литературно-художественного общества, в 1909–1911 — в Москве, в 1911 перешла в Малый театр. С 1913 снова в Петербурге, в Александрийском театре. По словам В. Мейерхольда, Екатерина Николаевна в роли Катерины в "Грозе" А.Островского "со всем ее скитским обликом" была "точно сошедшей с картины Нестерова. "Она самая молодая и самая талантливая в Александринке", - писал режиссёр. Для неё он поставил "Пигмалион" Б. Шоу. Критика отмечала изящество ее игры, изощренность и тонкость нюансов, глубину переживаний. В 1918 уехала с мужем, офицером, графом С. Игнатьевым, из Москвы на юг, в 1919 эмигрировала. В Париже впервые выступила 5 января 1921 на вечере памяти Л. Толстого. В 1922 участвовала в спектакле "Ревность" М. Арцыбашева. Организовала свою труппу, затем открыла русский Камерный театр и студию в Риге, просуществовавшие два сезона. Вернувшись в 1925 в Париж, при поддержке Ф. Юсупова давала еженедельные спектакли в театре "Альбер". В 1926 отмечалось 25-летие сценической деятельности актрисы, ее приветствовали А.Куприн, И.Бунин, К.Бальмонт, Н. Тэффи, Вас. Немирович-Данченко, Б.Зайцев, Д.Мережковский, который назвал ее "одной из наших самых тонких и пленительных артисток" и пожелал "увидеть ее опять на милой старой Александрийской сцене в свободном Петербурге". В 1928 разошлась с мужем, с 1933 жила в парижском пригороде Булонь-Бийянкур. Главным источником существования было для нее участие в литературно-художественных вечерах ("Москва театральная"), концертах, сборных спектаклях, а также уроки актерской игры для русских и французов (среди ее учениц Ани Вернье, Лиля Кедрова). Играла на французском языке в театре Ж. и Л. Питоевых. До 1934 переписывалась с В. Пашенной, уговаривавшей ее вернуться на родину; с такими же предложениями обращался к ней и Вл. Немирович-Данченко. Входила в дирекцию воссозданного осенью 1934 в Париже Театра русской драмы. Режиссер и исполнитель ролей в "Цене жизни", в пьесе Тэффи "Старинный романс", в "Без вины виноватых" и "Женитьбе Бальзаминова" Островского. Играла до 1949. Последний раз выступила в 1957 на вечере памяти Тэффи. В том же году перебралась в пригород Парижа — Кормей-ан-Паризи (где был русский старческий дом) и прожила там еще 13 лет. «Мы с мужем впоследствии часто к ней ездили, — вспоминает Н.Б. Зайцева-Соллогуб. — Это была очаровательная старая дама — она просто притягивала к себе. Но она была очень одинока».
80 лет со дня кончины князя Николая Сергеевича Трубецкого (16 (4).04.1890, Москва, Россия – 25.06.1938, Вена, Австрия), лингвиста, филолога, историографа, основоположника евразийства, одного из основателей Пражского лингвистического кружка (1926), автора фундаментального труда по лингвистике «Основы фонологии» (Прага, 1939). Еще с гимназических лет Николай Сергеевич всерьез начинает заниматься этнографией, фольклористикой, языкознанием, а также историей и философией. В 1908 он поступил на историко-филологический факультет МГУ, посещая занятия по циклу философско-психологического отделения и затем по отделению западноевропейских литератур. В 1912 закончил первый выпуск отделения сравнительного языковедения и был оставлен на университетской кафедре, после чего командирован в Лейпциг, где изучал доктрины младограмматической школы. Вернувшись в Москву, опубликовал ряд статей по северокавказской фольклористике, проблемам финно-угорских языков и славяноведению. Был активным участником Московского лингвистического кружка, где вместе с вопросами языкознания изучали и разрабатывали мифологию, народоведение, этнографию, историю культуры, близко подходя к евразийской теме. После событий 1917 его университетская работа прервалась, он уехал в Кисловодск, а затем в Ростов. В 1920 он покидает Россию и переезжает в Болгарию, где начинает научно-преподавательскую деятельность в Софийском университете в качестве профессора. В этом же году издаёт свой основной труд «Европа и человечество», вплотную подводящий его к выработке евразийской идеологии. В дальнейшем деятельность Николая Сергеевича развивалась по двум направлениям: 1. сугубо научная, посвященная филологическим и лингвистическим проблемам (работа Пражского кружка, ставшего центром мировой фонологии, затем годы исследований в Вене), 2. культурно-идеологическая, связанная с участием в евразийском движении. Здесь он сближается с П.Н. Савицким, П.П. Сувчинским, Г.В. Флоровским, публикуется в "Евразийских временниках" и "хрониках", периодически выступает с докладами в различных городах Европы. В разработке евразийских идей к основным можно отнести его концепцию "верхов" и "низов" русской культуры, доктрину "истинного национализма" и "русского самопознания”. Князь сожалел, когда евразийство сделало уклон в политику. Потому в истории с газетой "Евразия" занял однозначно-непримиримую позицию по отношению к левому крылу движения и вышел из евразийской организации, возобновив публикации в обновленных изданиях лишь через несколько лет. Последние годы жил в Вене, где работал профессором славистики в Венском университете. После аншлюса Австрии подвергся притеснениям со стороны гестапо. Значительная часть его рукописей была изъята и впоследствии уничтожена. По свидетельству Л.Н. Гумилева, получившего эту информацию от П.Н.Савицкого, Николая Сергеевича не арестовали только потому, что он был «князь, аристократ, но в квартире его производились неоднократные, причем весьма грубые, обыски, повлекшие за собой инфаркт миокарда и раннюю смерть». См. публикации Н.С. Трубецкого в каталоге библиотеки ДРЗ.
26 июня
105 лет со дня рождения Владимира Григорьевича Третчикова (Тречикова) (26.06.1913, Петропавловск-на-Камчатке, Россия – 26.08.2006, Кейптаун, ЮАР), живописца. В 1924 семья бежала из СССР в Китай, обосновалась в Харбине, где юный Владимир брал первые уроки рисования у художников М. А. Кичигина и В.А. Засыпкина. После смерти родителей работал помощником декоратора в Русском оперном театре, украшал витрины в магазинах, подрабатывал ретушёром. Победив в художественном конкурсе, был принят на работу в Департамент народного просвещения, рисовал иллюстрации для учебников. По окончании школы в 1932 переехал в Шанхай, где работал в художественно-рекламной студии «Mercury Press», выпускавшей популярную ежедневную газету «Shanghai Evening Post». К 1933 получил должность арт-директора. Активно сотрудничал с журналом «Прожектор», рисовал обложки для книг издательства В. Камкина, иллюстрации для харбинского журнала «Рубеж» и газеты «Заря». Получил 2-ю премию на конкурсе эскизов обложки для альбома «Русские в Шанхае». Состоял в обществе «Понедельник» и иллюстрировал его журнал. Был избран членом совета содружества «ХЛАМ». В декабре 1933 «ХЛАМ» организовал его первую персональную выставку. С 1934 работал в Сингапуре арт-директором в рекламном агентстве «Warren Publicity». Преподавал рисование, начал заниматься живописью. В 1948 провел в Кейптауне и Йоханнесбурге первую персональную выставку (преимущественно картины, созданные на Яве). На выставке в 1949 показал портрет балерины Алисы Марковой в образе «Умирающего лебедя», который был растиражирован в открытках и репродукциях. В 1950–1960-е писал пейзажи и картины с цветами, этнические типы Южной Азии и Африки, портреты негров, стилизованные в духе народного африканского творчества, символические фантазии. Предпочитал устраивать выставки не в галереях, а в универсальных магазинах, куда чаще ходила его публика. Выпускал большими тиражами репродукции своих работ. Рекордным тиражом разошлась репродукция картины «Китаянка» (1952), ставшая его визитной карточкой. Создан фонд В. Третчикова.
Составитель кандидат филолог. наук В.Р. Зубова
Постоянная ссылка на данную страницу: http://bfrz.ru/static/2018.06.14-2/
|
|