"В историко-спортивном музее РГУФКСМиТ открылась выставка о русских спортсменах в эмиграции"
Выставка «Игра на чужом поле. Русские спортсмены в эмиграции» открылась в Российском государственном университете физической культуры, спорта, молодежи и туризма. Ее подготовил Историко-спортивный музей университета совместно с Домом русского зарубежья имени Александра Солженицына. Экспозиция о судьбах русских спортсменов, покинувших родину после Октябрьской революции, и о спортсменах-эмигрантах второй половины ХХ века организована в преддверии празднования шестидесятилетия музея РГУФКСМиТ.
Торжественному открытию выставки предшествовала презентация экспозиции. В приветственной речи директор Историко-спортивного музея РГУФКСМиТ Елена Сидорова отметила, что этим проектом музей хотел бы обратить внимание на то, что тема эмиграции спортсменов актуальна и в наше время.
– Погружаясь в изучение судеб спортсменов прошлого и настоящего, мы попытались понять, какое спортивное будущее ждет нашу страну, будут ли по-прежнему уезжать из страны спортсмены, меняя гражданство, защищая флаги других стран? – размышляет Елена Сидорова.
На открытии выступили представители Дома русского зарубежья имени Солженицына куратор выставки НаталияКлевалина и художник Елена Абаренкова.Они уверены, что русская эмиграция – явление уникальное.
– В новых обстоятельствах русские спортсмены не только смогли добиться новых побед и рекордов, но и стать основателями новых спортивных направлений и тренировочных методик, которыми пользуются до сих пор в мировом спорте высших достижений, – говорит Наталия Клевалина.
Среди спортсменов-эмигрантов были и те, кто откровенно протестовал против большевистского режима. О футболисте, выступавшем в сборной команде России на Олимпийских играх 1912 года, Петре Соколове рассказала доцент кафедры истории физической культуры, спорта и Олимпийского образования РГУФКСМиТ Елена Долгополова.
– Это был самый неуловимый шпион, боровшийся с советской властью. Он сделал столько вылазок, но ни разу его не смогли поймать. Этим он и прославился, – добавляет Елена Долгополова.
Елена Сидорова также представила два уникальных экспоната из запасников музея РГУФКСМиТ. Это дореволюционная теннисная ракетка отечественного производства братьев Цыганковых, которые впервые в стране открыли производство спортивного инвентаря. Второй – это карманные шахматы, по которым многие в свое время узнавали спортсменов ГЦОЛИФК.
Все гости выставки могут познакомиться с историями спортсменов в эмиграции и увидеть уникальные экспонаты до 20 декабря.
«В Боснии и Герцеговине растет интерес к русской культуре»
Россия заинтересована в интенсификации двустороннего культурного взаимодействия с Боснией и Герцеговиной. Примером этого могут служить мероприятия, прошедшие 10 ноября в столице этого балканского государства и привлекшие повышенный интерес местной общественности. Так, Дом русского зарубежья им. А.И.Солженицына передал в дар Философскому факультету Сараевского университета коллекцию книг ведущих гуманитарных издательств, а ректор Российского литературного института им. А.М.Горького Алексей Варламов выступил с лекцией "Революция как месть за мечту". Обо всем этом этом в эксклюзивном интервью "РГ" рассказал посол РФ в Сараево Петр Иванцов.
Высокопоставленный дипломат отметил "растущий интерес в Боснии и Герцеговине к русской культуре". "Конечно, он носит традиционный характер, существовал здесь на протяжении многих десятилетий, - подчеркнул Иванцов. - Сегодня он становится более разносторонним, приобретает новые формы. Большое внимание местной общественности привлекают фотовыставки, кинофестивали, концерты российских исполнителей и коллективов, организуемые в том числе при поддержке посольства".
"Вручение книг Домом русского зарубежья им. А.И.Соженицына Философскому факультету Сараевского университета - одно из значимых в череде происходящих здесь культурных мероприятий. Помимо прочего, оно является индикатором растущего интереса к изучению русского языка, который становится здесь все больше востребованным. Выступление с лекцией российского писателя А.Н.Варламова на отделении русского языка философского факультета в Сараево с лекцией - наглядное тому подтверждение", - отметил Петр Иванцов.
Высокопоставленный российский дипломат добавил, что 12 ноября в Баня-Луке выступит знаменитый хор им.Александрова, а 2 декабря в Тузле состоится представление российского балета на льду. "Рассматриваем эти мероприятия в качестве важного вклада в укрепление дружественных отношений между нашими странами", - резюмировал Иванцов.
Напомним, что в настоящее время Босния и Герцеговина имеет сложную систему власти, учитывающую интересы трех государствообразующих народов. Она состоит из двух частей (энтитетов) - Федерации Боснии и Герцеговины (мусульмано-хорватской) и Республики Сербской. По сути это союз двух самостоятельных территориальных образований, над которыми стоят Совет министров и Президиум. Такая модель предусмотрена Дейтонским мирным соглашением, положившим здесь конец войне в 1995 году.
Между тем боснийцы: сербы, хорваты и бошняки позитивно относятся к России, ее истории и культуре. Это происходит несмотря на озвучиваемые здесь обвинения в адрес Москвы со стороны высокопоставленных представителей США. Однако антироссийские выпады получают достойный отпор со стороны местных политических лидеров.
«В Доме русского зарубежья открылась выставка, посвященная мастеру сатирической графики Серебряного века Николаю Ремизову»
Две ноты "Ре-Ми" на нотном стане.Так просто подписывал свои работы Николай Ремизов. Ведущий карикатурист дореволюционного журнала "Сатирикон", первый иллюстратор сказки Чуковского "Крокодил". В год 130-летия со дня рождения художника в Москве открылась посвященная ему выставка. Собиратели этой коллекции передали ее Дому русского зарубежья имени Александра Солженицына. На открытии экспозиции побывала Мария Трофимова.
Этой коллекции могло бы и не быть, говорят исследователи творчества русских художников-эмигрантов Ян и Лариса Вульфины. Случайно увиденная и приобретенная несколько лет назад на одном из аукционов картина "Извозчик" Ремизова и стала отправной точкой изучения судьбы и творчества художника.
"Нам стало интересно, как она была прочерчена и кем, потому что после 17-го года он был вычеркнут из словарей и энциклопедий, и уже в течение ста лет о нем практически ни слова нет ни одной книге", - рассказала куратор выставки Лариса Вульфина.
Николая Ремизова, сына актеров императорских театров, с детства интересовали декорации, костюмы, рисунок. Забытого на Родине художника за рубежом называют одним из ведущих сценографов XX века. "Мэр города Чикаго доверил ему оформить улицу Стейт стрит к рождественоскому карнавалу. До 17-го года он заставлял смеяться всю Россию, а после 17-го он поднял настроение целому мегаполису", - объяснила Лариса Вульфина.
Более 30-ти лет Николай Ремизов участвовал в создании крупных дизайнерских проектов для одной из богатейших женщин Америки, основательницы косметическиой империи Элизабет Арден. Дизайн флакона для её первого парфюма разработал именно он.
"Зная, что Арден любит лошадей, он смог воссоздать этот образ на рекламах и на парфюме, на выставке представлены оригиналы", - рассказал сокуратор выставки Ян Вульфин.
Фотографии, документы - на выставке их много. Теперь это все можно увидеть в первой и пока единсвенной книге о Николае Ремизове "Неизвестный Ре-ми". Исследователи работали со многими архивами - основной хранится в университете Лос-Анджелеса. В этом городе Николай Ремизов прожил большую часть своей жизни, работая в Голливуде арт-директором и художником-постановщиком.
Он сам признавался, что ему пришлась по душе "ненасытность Америки в требовании самого лучшего-в искусстве и жизни, она, по его мнению, "была близка идеалистической русской душе".
«В Доме русского зарубежья открылась выставка, посвященная Александру Понятову (в рамках кинофестиваля «Русское Зарубежье»)
В Доме Русского зарубежья открылась камерная выставка, посвящённая создателю первого в мире видеомагнитофона - Александру Понятову.
На выставке - фотографии и документы выдающегося инженера из семейного архива внучатого племянника Понятого - Николая Комиссарова и из собрания Дома русского зарубежья. После Первой мировой войны Александр Понятов уехал в США, где создал свою фирму "Ампекс", что значит Александр Матвеевич Понятов Экселенс - т.е. "превосходный". Она и стала пионером в области звука и видеозаписи, изображений и спецсигналов. Первый в мире видеомагнитофон Понятов представил в США весной 56-го года.
"Мы впоследствии сделали свой студийный видеомагнитофон, который стоял в "Останкино", и его помощь в этом была существенной. Была однажды выставка в Сокольниках, он не разрешал ни в одной стране подходить близко к своему видеомагнитофону, тут же поручил своим топменеджерам, чтобы после окончания выставки наши специалисты пришли, разобрали и посмотрели всё это", - рассказал внучатый племянник А. Понятова Николай Комиссаров.
Все права на материалы, находящиеся на сайте bfrz.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов и новостей сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на bfrz.ru обязательна.