«Неизвестные фотографии показали в Музее истории Великой Отечественной войны»
60 снимков. И за каждым стоит судьба человека. Все кадры подлинные. Сделаны солдатами и офицерами вермахта. Они наглядно показывают нацистскую политику массового уничтожения. Всё то, что происходило «по ту сторону». Чтобы собрать коллекцию (в ней свыше 5 тысяч уникальных фото), понадобилось более 10 лет. В музее представлена лишь малая часть. Из Минска экспозиция отправится в другие города.
«6 снимков с той стороны фронта. Выставка фотографий времен оккупации открылась в Музее истории Великой Отечественной войны 22 июня»
О жизни в оккупации от родителей или бабушек, наверное, слышал каждый из нас, навсегда впитав в себя боль и горечь. Однако поколения меняются, и все меньше живых свидетелей тех страшных дней. Открывшаяся 22 июня в Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны выставка «По ту сторону» представляет новые свидетельства — неизвестные фотографии с оккупированной территории СССР и советско–германского фронта 1941 — 1945 гг. Есть тут и снимки, сделанные в Беларуси. Сколько десятилетий минуло, а смотришь на них — и сжимается сердце...
Коллекция, собранная историком Георгием Шепелевым, преподавателем Национального института восточных языков и цивилизаций (Париж), в 2000 — 2010 годах, насчитывает свыше 5.000 оригиналов фотографий — отдельных снимков, серий или даже целых альбомов, сделанных солдатами вермахта. Казалось бы, зачем нацистам собственными руками документировать свои преступления? Анна Галинская, заместитель директора музея по научной работе и куратор выставки, живо интересуется темой:
— Когда мы говорим об оккупации, мы должны понимать, что захватчики не могли сделать какие–либо снимки, отражающие ужасы, происходившие на оккупированных немцами территориях. Следует отметить, что даже в нашем музее хранятся именно трофейные карточки. Те, кто фотографировал, старались показать, как слаб дух пленных, как бедно живут в СССР люди, утвердить свое превосходство над жителями оккупированной территории, подчеркнуть храбрость «непобедимых» войск. Но бесстрастная фотобумага показала всю низменную суть гитлеровских головорезов...\
Война началась для нацистов успешно, потому первые фотографии, отправленные солдатами на родину — в семейный альбом родителям или невестам, выдержаны в оптимистическом ключе: непобедимая гитлеровская армия захватывает новые земли, обеспечивая «жизненное пространство» арийской расе. На этом снимке зафиксирован выход наступающей армии вермахта на старую, до 1939 года, советскую границу у станции Негорелое в Минской области 24 июня 1941 года.
На арке, стоящей на бывшем погранпереходе, еще сохранились транспарант «Привет трудящимся Запада!» и красная звезда.
Снимки горящих городов и деревень в альбомах солдат вермахта нередки. Некоторые фотографы, видимо, все же чувствовали себя неуютно, фиксируя разрушения. Тогда на оборотах фотокарточек или на полях альбомов появлялись надписи в духе «Это война» или «Город, разрушенный русскими при отступлении». Впрочем, чаще подобные изображения оставляли без комментариев: нацистская доктрина не предполагала сожалений об уничтоженной цивилизации «недочеловеков». Не всегда указано, где снимки сделаны. Иногда местность на фото удается опознать по архитектурным памятникам: так произошло с этим изображением, сделанным в Бешенковичах Витебской области. Ориентиром послужила церковь св. Ильи Пророка на заднем плане.
Глумление. Делая снимки советских военнопленных, солдаты или охранники концлагерей всегда старались запечатлеть их в максимально униженном и неприглядном виде. Такие кадры использовались и для нацистской пропаганды, и для самоутверждения: содержавшиеся в нечеловеческих условиях плохо одетые люди, подвергавшиеся пыткам, раненые, измученные голодом и холодом, — чем не фон, чтобы подчеркнуть «героизм» сытого и экипированного фашиста и славянского «недочеловека»?
На фотографиях из коллекции Георгия Шепелева пленные спят вповалку в выкопанных ямах, пытаясь согреться, прижавшись друг к другу, или просят еду у тех, кто к ним подходит. На этом снимке, сделанном в одном из лагерей, есть люди в гражданской одежде и даже подростки — можно предположить, что это и военнослужащие, и местные жители.
Жизнь в оккупации. Гитлеровская армия не щадила мирное население, не участвовавшее в боевых действиях: местных жителей, женщин, детей, стариков. На снимках запечатлены солдаты, выносящие из деревенских домов убитых кур, сцены казней с улыбающимися карателями рядом с виселицей. Это фото сделано в Витебске в июне 1942 года. На нем перед операцией против партизан эсэсовцы гонят группу женщин на расстрел. Они должны защитить солдат от возможных противопехотных мин. Трое вооруженных людей в гражданском это негодяи — местные полицаи. Снимок сделан с башни немецкого танка.
Холокост. На оккупированной территории Советского Союза были убиты около 3 миллионов евреев: расстреляны или уничтожены в газовых камерах. Расправы совершались как спецкомандами, подразделениями СС и вермахта, так и предателями–полицаями из числа местных. На одном из снимков выставки — изможденный издевательствами пожилой еврей из Гомеля, занятого гитлеровцами 21 августа 1941 года. В ноябре 1941–го более 2 тысяч евреев Гомеля будут расстреляны...
На втором снимке — здание Национального академического драматического театра имени М.Горького в Минске (до 1923 года синагога) с выбитыми витражами и окнами. Фото сделано 31 марта 1943–го — к этому моменту в столице БССР большинство евреев (как местных жителей, так и пригнанных из европейских стран) были уже уничтожены — более 100 тысяч человек.
«В Музее истории Великой Отечественной войны открылась выставка «По ту сторону»»
В Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны широкой публике представлена временная экспозиция уникальных фотографий, собранных историком Георгием Шепелевым.
Как передает корреспондент агентства «Минск-Новости», в организации выставки на территории Беларуси значительную помощь оказал российский Фонд поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом.
По словам заместителя директора музея по научной работе Анны Галинской, фотодокументы, собранные Георгием Шепелевым, еще в прошлом году можно было увидеть в Москве. Экспозицию разместили в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына. Успех был огромный.
— Поэтому представители Россотрудничества выступили с предложением показать выставку и белорусам, — рассказала Анна Галинская. — Лучшего места для показа собрания фотодокументов, чем наш музей, придумать было трудно. Назвали эту коллекцию «По ту сторону. Неизвестные фотографии с оккупированной территории СССР и советско-германского фронта (1941–1945)».
Снимки сделаны солдатами и офицерами вермахта на оккупированной территории СССР и на фронте. Они воссоздают картины захватнической и истребительной политики нацистского режима, повседневной жизни в условиях оккупации, сопротивления Красной армии и партизан. В экспозиции можно увидеть часто повторяющиеся сюжеты — сцены казней или разрушение памятников. Есть и более уникальные кадры. Например, на одной из фотографий изображено использование гражданских лиц в качестве живого «миноискателя».
Одновременно экспозиция демонстрирует и то, как солдаты и офицеры вермахта видели войну, население оккупированной страны.
Большинство фотографий до того, как они оказались в собрании Шепелева, находились на территории бывшего Третьего рейха. Послевоенная история многих из них неясна: до момента их приобретения в 2000–2010-х годах они могли сменить несколько владельцев, что способствовало стиранию информации об их авторе и предыдущих владельцах. Часто это соответствует воле семьи бывшего солдата, не желающей быть связанной с «неудобной» памятью предка.
С самого начала работы экспозиция вызвала большой интерес у минчан.
В числе первых экскурсию провели для учеников одной из минских гимназий.
Участие в открытии выставки приняли консультант представительства Россотрудничества в Республике Беларусь Наталья Авралова, сотрудница Дома русского зарубежья специалист по международному сотрудничеству Елена Кривова и сам коллекционер Георгий Шепелев.
Цель проекта — представление малоизученного материала исследователям и широкой общественности, привлечение внимания к необходимости изучения этих ценных исторических источников.
«Открытие выставки «По ту сторону. Неизвестные фотографии с оккупированных территорий СССР и Советско-германского фронта (1941-1945)»
22 июня 2017 г. на «Дороге войны» Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны состоялось открытие фотодокументальной выставки «По ту сторону. Неизвестные фотографии с оккупированных территорий СССР и советско-германского фронта (1941-1945)».
Под сводами музея зазвучал голос Левитана о вероломном нападении фашисткой Германии на Советский Союз.
Заместитель директора по научной работе Анна Васильевна Галинская объявила о начале мероприятия открытия выставки.
На открытии выставки выступили:директор музея Дмитрий Геннадьевич Шляхтин, консультант представительства Россотрудничества в республике Беларусь, Российского центра науки и культуры в Минске Наталья Александровна Авралова, заведующая отделом международного и межрегионального сотрудничества Дома Русского зарубежья им. А. Солженицына Елена Викторовна Кривова, историк, преподаватель Национального института восточных языков и цивилизаций в г. Париже Георгий Анатольевич Шепелев.
На выставке представлено более 60 снимков о Великой Отечественной войне из фонда фотодокументов, собранного историком Шепелевым Г.А., большинство фотографий представлено впервые.
Снимки, сделанные солдатами и офицерами Вермахта на оккупированной территории СССР и на фронте, воссоздают картины захватнической и истребительной политики нацистского режима, повседневной жизни в условиях оккупации, сопротивления Красной Армии и партизан. На фотографиях можно увидеть, как и часто повторяющиеся сюжеты (например, сцены казней или разрушение памятников), так и более редкие (например, использование гражданских лиц в качестве «живого миноискателя»), но отражающие типичные ситуации оккупации.
Мероприятие открытия выставки завершилось Минутой молчания в память о погибших в Великой Отечественной войне.
Выставка будет работать по 30 июля 2017 г.Посещение – по входному билету в музей.
«Выставка неизвестных фотографий времен Великой Отечественной войны открылась в Минске»
В Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны 22 июня 2017 года состоялось открытие фотодокументальной выставки «По ту сторону. Неизвестные фотографии с оккупированной территории СССР и советско-германского фронта (1941- 1945)». Данная выставка проводится по инициативе Дома русского зарубежья имени А.И.Солженицына и при активном содействии Представительства Россотрудничества в Республике Беларусь.
Вниманию посетителей представлено собрание из 70 снимков времен Великой Отечественной войны из фонда фотодокументов, собранного историком Георгием Шепелевым, преподавателем Национального института восточных языков и цивилизаций в Париже. Большинство фотоснимков демонстрируется впервые.
Выставку открыл директор Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны Дмитрий Шляхтин, который подчеркнул важность и значимость данного проекта для всех, кто хочет знать правду о Великой Отечественной войне.
Консультант Представительства Россотрудничества в Республике Беларусь Наталья Авралева отметила символичность открытия выставки «По ту сторону…» именно в день начала Великой Отечественной войны: «Эта выставка в очередной раз напоминает нам о трагедии ХХ века, унесшей миллионы жизней, разрушившей семьи, стёршей с лица земли города и села. День начала войны – это день памяти о тех, кто отдал свою жизнь за мирное небо над нашими головами».
Заведующая отделом международного и межрегионального сотрудничества Дома русского зарубежья имени А.И.Солженицына Елена Кривова выразила надежду на то, что данная выставка будет востребована белорусскими зрителями. Цель данного проекта – познакомить исследователей и широкую общественность с малоизученным фотоматериалом.
Историю формирования своей коллекции рассказал автор выставки Георгий Шепелев. Он отметил, что кроме очевидной исторической ценности, связанной с изучением эпохи Второй мировой войны, представленные фотографии могут стать важным источником информации о пропавших без вести: на снимках запечатлены пленные советские солдаты, партизаны, простые жители, многие из которых позже были убиты.
В рамках церемонии открытия выставки «По ту сторону. Неизвестные фотографии с оккупированной территории СССР и советско-германского фронта (1941- 1945)» Представительство Россотрудничества в Республике Беларусь передало в дар Белорусскому государственному музею истории Великой Отечественной войны уникальное издание в восьми книгах «От Советского Информбюро. Сводки 1941-1945».
Посетители самого посещаемого музея белорусской столицы могут познакомиться с выставкой до 30 июля 2017 года.
В 2018 году русскому писателю Ивану Сергеевичу Тургеневу - одному из классиков русской литературы, внёсшему значительный вклад в её развитие во второй половине XIX века, исполнится 200 лет. Это событие подтолкнуло к созданию Тургеневского общества в Москве, целью которого является сохранение, изучение и популяризация творчества писателя и русской классической литературы в целом. О работе общества и планах на будущее расскажут наши сегодняшние гости - Татьяна Евгеньевна Коробкина, председатель Тургеневского общества в Москве и Ирина Николаевна Тишина, председатель правления Межрегиональной общественной организации «Тургеневское общество при музее-заповеднике И.С. Тургенева.
В канун дня рождения А.С. Пушкина Дом русского зарубежья им. А.И. Солженицына передал комплект из 300 книг кафедре русской филологии Вильнюсского университета: издания русских классиков и современных писателей, научную и религиозную литературу, словари и учебные пособия для изучающих русский язык как иностранный, а также сочинения самого Александра Исаевича, столетие которого будет отмечаться в 2018 году, и публикации о нём.
«Domus de Philologia / Дом филологии» Вильнюсского университета
Для студентов и преподавателей, магистрантов и учителей русского языка вильнюсских школ Елена Викторовна Кривова, зав. отделом международного и межрегионального сотрудничества Дома русского зарубежья им. А. Солженицына, прочитала лекцию о деятельности Дома, его проектах и новациях.
В рамках акции Дома русского зарубежья прошел мастер-класс профессора Института Пушкина Натальи Владимировны Кулибиной. Она рассказала о своём интерактивном авторском курсе «Уроки чтения – праздник, который всегда с тобой» и показала, как можно использовать стихотворения, рассказы или сказки, как образцы методических материалов для аудиторной и самостоятельной работы студентов.
«К сожалению, в последние годы российские и литовские русисты, преподаватели и учителя русского языка не так часто встречаются, как раньше и, как хотелось бы: накопилось много методических вопросов, которые хотелось бы обсудить, обменяться мнениями, посмотреть открытые уроки… Словом, потребность в регулярном дружеском профессиональном общении очевидна, об этом говорили все присутствующие», - поделилась впечатлениями о мероприятии Наталья Кулибина.
С 8 июня, Петропавловская крепость, Иоанновский равелин. Семья Ганских обосновалась на Украине при Екатерине II, когда Стефан Ганский, служивший секретарем у кардинала Ришелье, поменял свои земли в Галиции на земли в Херсонской губернии.
Начальное художественное образование Пётр Павлович Ганский (1867-1942) получил, посещая рисовальные классы П.А. Крестоносцева при Елисаветградском земском реальном училище; в течение четырех лет — вольнослушатель Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге, и, наконец, — Париж, Школа изящных искусств у Жана Леона Жерома. Жил во Франции, ежегодно приезжая в Одессу для участия в выставках Товарищества южнорусских художников (ТЮРХ). Принимал участие в весенних выставках Академии художеств (1901, 1908), выставках Общества Независимых художников в Одессе (1917). Выставлялся в Париже в салоне Общества французских художников (1900-1904 гг.) и салоне Независимых (1910-1914). Учился в Сорбонне, получил степень магистра философии.
Революция 1917 года застала художника в Одессе. Его усадьба была разгромлена, а сам он приговорен к расстрелу. С помощью друзей был освобожден и в 1919 г. через Салоники добрался до Франции, где поселился в Париже. В 1922 году принял католичество. Активно помогал русским беженцам, способствовал подписанию Пакта Рериха главой римско-католической церкви Пием ХI. Став католическим священником (1928), до конца жизни не бросал занятий живописью.
На выставке экспонируются акварельные этюды, живописные и графические пейзажи России, Франции, Италии. Они свидетельствуют о незаурядном таланте художника, его принадлежности к южнорусской школе. Это ощущается и в передаче световоздушной наполненности, и в выборе лишенной всякой эффектности натуры.
На сегодняшний день произведения П.П. Ганского хранятся в Одесском художественном музее, Национальном музее Украины, Николаевском художественном музее им. В.В. Верещагина и частных коллекциях Одессы, Киева, Таллинна, Москвы, Парижа. В музее Пулковской обсерватории хранится портрет выдающегося французского астронома П. Жансена, написанный П.П. Ганским в 1904 году.
Петербургская публика впервые знакомится с творчеством Петра Ганского.
8 июня 2017 года в Государственном музее истории Санкт-Петербурга откроется выставка «Петр Ганский. Возвращение» Для посетителей выставка будет открыта с 08.06.2017 – 09.07.2017 года.
Выставка, организованная Государственным музеем истории Санкт-Петербурга, Домом русского зарубежья имени Александра Солженицына, Посольством Эстонии в России и журналом «Таллинн» впервые в Петербурге представляет работы художника Петра Ганского Семья Ганских обосновалась на Украине при Екатерине II, когда Стефан Ганский, служивший секретарем у кардинала Ришелье, поменял свои земли в Галиции на земли в Херсонской губернии.
Начальное художественное образование Пётр Павлович Ганский (1867-1942) получил, посещая рисовальные классы П.А. Крестоносцева при Елисаветградском земском реальном училище; в течение четырех лет — вольнослушатель Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге, и, наконец, — Париж, Школа изящных искусств у Жана Леона Жерома. Жил во Франции, ежегодно приезжая в Одессу для участия в выставках Товарищества южнорусских художников (ТЮРХ). Принимал участие в весенних выставках Академии художеств (1901, 1908), выставках Общества Независимых художников в Одессе (1917). Выставлялся в Париже в салоне Общества французских художников (1900-1904) и салоне Независимых (1910-1914). Учился в Сорбонне, получил степень магистра философии.
Революция 1917 года застала художника в Одессе. Его усадьба была разгромлена, а сам он приговорен к расстрелу. С помощью друзей был освобожден и в 1919 году через Салоники добрался до Франции, где поселился в Париже. В 1922 году принял католичество. Активно помогал русским беженцам, способствовал подписанию Пакта Рериха главой римско-католической церкви Пием ХI. Став католическим священником (1928), до конца жизни не бросал занятий живописью.
На выставке экспонируются акварельные этюды, живописные и графические пейзажи России, Франции, Италии. Они свидетельствуют о незаурядном таланте художника, его принадлежности к южнорусской школе. Это ощущается и в передаче световоздушной наполненности, и в выборе лишенной всякой эффектности натуры.
На сегодняшний день произведения Ганского хранятся в Одесском художественном музеея, Национальном музее Украины, Николаевском художественном музее им. В.В. Верещагина и частных коллекциях Одессы, Киева, Таллинна, Москвы, Парижа. В музее Пулковской обсерватории хранится портрет выдающегося французского астронома П. Жансена, написанный П.П. Ганским в 1904 году.
Семья Ганских обосновалась на Украине при Екатерине II, когда Стефан Ганский, служивший секретарем у кардинала Ришелье, поменял свои земли в Галиции на земли в Херсонской губернии.
Начальное художественное образование Пётр Павлович Ганский (1867-1942) получил, посещая рисовальные классы П.А. Крестоносцева при Елисаветградском земском реальном училище; в течение четырех лет — вольнослушатель Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге, и, наконец, — Париж, Школа изящных искусств у Жана Леона Жерома. Жил во Франции, ежегодно приезжая в Одессу для участия в выставках Товарищества южнорусских художников (ТЮРХ). Принимал участие в весенних выставках Академии художеств (1901, 1908), выставках Общества Независимых художников в Одессе (1917). Выставлялся в Париже в салоне Общества французских художников (1900-1904 гг.) и салоне Независимых (1910-1914). Учился в Сорбонне, получил степень магистра философии.
Революция 1917 года застала художника в Одессе. Его усадьба была разгромлена, а сам он приговорен к расстрелу. С помощью друзей был освобожден и в 1919 г. через Салоники добрался до Франции, где поселился в Париже. В 1922 году принял католичество. Активно помогал русским беженцам, способствовал подписанию Пакта Рериха главой римско-католической церкви Пием ХI. Став католическим священником (1928), до конца жизни не бросал занятий живописью.
На выставке экспонируются акварельные этюды, живописные и графические пейзажи России, Франции, Италии. Они свидетельствуют о незаурядном таланте художника, его принадлежности к южнорусской школе. Это ощущается и в передаче световоздушной наполненности, и в выборе лишенной всякой эффектности натуры.
На сегодняшний день произведения П.П. Ганского хранятся в Одесском художественном музее, Национальном музее Украины, Николаевском художественном музее им. В.В. Верещагина и частных коллекциях Одессы, Киева, Таллинна, Москвы, Парижа. В музее Пулковской обсерватории хранится портрет выдающегося французского астронома П. Жансена, написанный П.П. Ганским в 1904 году.
Петербургская публика впервые знакомится с творчеством Петра Ганского.
Все права на материалы, находящиеся на сайте bfrz.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов и новостей сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на bfrz.ru обязательна.