Очередное заседание научно-просветительского семинара Некрополистика российского зарубежья: Наследие, которое мы не должны потерять»
5 апреля 2013 года в Доме русского зарубежья им. А.Солженицына состоялось очередное заседание научно-просветительского семинара «Некрополистика российского зарубежья: Наследие, которое мы не должны потерять», посвященное обсуждению доклада Юлии и Келда Смедегаардов (Россия/Дания/Великобритания/Кувейт) «В поисках русских могил в Великобритании».
Открывая заседание семинара, один из его кураторов, зав. отделом истории российского зарубежья ДРЗ М.Ю.Сорокина отметила, что, несмотря на выдающийся вклад российской диаспоры в мировую и отечественную культуру, до недавнего времени в России были известны буквально несколько сотен имен соотечественников. Только в последнее время масштаб культурно-исторического феномена «российское зарубежье» начинает по-настоящему вырисовываться перед россиянами. Тем более пока недостаточно известно о местах упокоения соотечественников, беженцев и эмигрантов разных «волн» и периодов, чьи захоронения разбросаны по десяткам стран мира. Единственный в своем роде научно-просветительский семинар ДРЗ последовательно знакомит специалистов и заинтересованную общественность с некрополями и отдельными захоронениями российского зарубежья на всех континентах.
По сложившейся традиции в начале заседания были представлены новые издания описаний российского зарубежного некрополя. Д.П.Шпиленко рассказал о только что опубликованной работе известного историка-некрополиста И.И.Грезина (Бельгия) «Русское кладбище Кокад в Ницце» (издательство «Старая Басманная», Москва).
Докладчики Юлия и Келд Смедегаард рассказали о своеобразии культуры памяти в Великобритании, прежде всего в Англии, связанной с имперской историей государства. Так, в Англии, известной веротерпимостью, выбор места захоронения редко связан с этническим происхождением или конфессиональной принадлежностью человека. Скорее это личный выбор, поэтому здесь нет отдельных русских погостов типа знаменитого Сент-Женевьев-де Буа, кладбища Кокад в Ницце, Тестаччо в Риме или Тегель в Берлине.
Изначально места захоронения были при церквях. Первые упоминания об этом относятся к VIII веку. Современные кладбища имеют, как правило, освященные участки, но в целом управляются гражданскими властями. В XIX веке на некоторых кладбищах появляются первые специально созданные для захоронений катакомбы. Такое последнее прибежище является более дорогим и престижным, чем обычное захоронение в земле. Особенно его предпочитают неженатые и бездетные, кому не приходится надеяться на семейный участок или мавзолей. В начале ХХ века в Англии получает распространение кремация, которая тем не менее оставалась непопулярной до начала Первой мировой войны. Прорыв произошел в 1963 году, когда Папа Римский благословил выбор кремации.
Приватность человека в Великобритании охраняется и охраняется на всех уровнях, и информация о месте захоронения не указывается ни в некрологе, ни в свидетельстве о смерти. Поэтому поиск могил порой превращается почти в детектив, затягивающийся на годы. Докладчики много времени уделили конкретным результатам своих многолетних изысканий, рассказав о местах последнего упокоения таких известных русских эмигрантов в Великобритании, как основательница «политического салона» в Лондоне Ольга Новикова (1840–1925), философ Исайя Берлин (1909–1997), великие балерины Анна Павлова (1881–1931) и Тамара Карсавина (1885–1978), художники Борис Анреп (1883–1969) и Олег Прокофьев (1928–1998), писатели Марта Альмединген (1898–1971) и Анатолий Кузнецов (1929–1979), архитекторы Бертольд Любеткин (1900–1991) и Вильям Валькот (Уолкот; 1874–1943), Мария Закревская-Бенкендорф-Будберг (1892–1974), семьи Керенских, Устиновых-Бенуа и Пастернаков.
Наталия Масоликова, Марина Сорокина
|