ОКТЯБРЬ--------------------------------
Дневник Свято-Никольского прихода г.Вяземский «В пути» / 30.10.2016
«Конференция, посвященная памяти архимандрита Софрония (Сахарова), состоялась в Москве»
25 октября 2016 года в Доме Русского зарубежья им. А.И. Солженицына в Москве состоялась международная научно-богословская конференция «Духовное наследие архимандрита Софрония (Сахарова) и его значение в современном мире». Мероприятие было приурочено к 120-летию со дня рождения выдающегося богослова XX века.
Участие в форуме приняли священнослужители, философы и искусствоведы. Собравшиеся говорили о богословском творчестве архимандрита Софрония, делились воспоминаниями о нем и размышляли о его художественном даре.
Слова приветствия в адрес участников конференции направил председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион. В частности, он поделился тем, какое впечатление произвела на него первая встреча с архимандритом Софронием. «Эта встреча со старцем навсегда осталась в моей памяти: навстречу мне поднялся человек невысокого роста, очень худой, с немощным, старческим телом и светлым, живым, даже юношеским духом… В его лице я увидел человека, который достиг того, что на святоотеческом языке называется «обожением». Он был словно озарен, пропитан Фаворским светом… После Литургии старец проводил беседы с прихожанами в монастырском храме и рассказывал много интересных историй из своей жизни. Он всегда с большой теплотой вспоминал прп. Силуана Афонского и часто при этом его глаза увлажнялись слезами. Отец Софроний обладал даром слез и у него было милующее сердце, которое, по словам прп. Исаака Сирина, возгорается любовью о всяком творении, о всяком человеке и даже о врагах Истины».
Похожее впечатление произвел старец на философа и миссионера Татьяну Горичеву, которая в советское время организовала у себя дома евангельский кружок, где люди знакомились с православным наследием. Татьяна встретилась с отцом Софронием в Англии. «В нем было русское пламя христоцентричности. Отец Софроний поразил меня внутренней свободой, дерзновением, сильным творческим началом, — сказала Т. Горичева. — При этом он был монах, живущий в совершенном послушании Богу. Поразительное сочетание старчества с почти детской искренностью».
В ходе конференции прозвучали доклады о богословском наследии схиархимандрита Софрония. Так, преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, к.ф.н. диакон Павел Сержантов выступил с докладом «Ступени лествицы и три этапа духовной жизни у старца Софрония».
Выступление английского богослова иеромонаха Серафима (Альди) (Оксфорд) было посвящено теме соотношения Бога и человека и их взаимоотношений друг с другом. Автор взял за основу терминологию паламитов (последователей святителя Фессолоникийского Григория Паламы), которые различали в Боге сущность и энергию. По мнению паламитов, человек не может приобщиться Божественной сущности, которая всегда остается недоступна для нас, но может приобщиться Божественной энергии. Именно Божественная энергия, или как ее обычно называют – благодать, становится той силой, которая преображает человека и делает его подобным Богу. Богословие Софрония (Сахарова) автор доклада постарался рассмотреть через учение паламитов и пришел к выводу, что богословие старца Серафима идентично учению паламитов.
Сравнительному анализу религиозно-философского творчества русского философа Евгения Трубецкого и богословия старца Софрония был посвящен доклад «Как один философ держал ум свой во аде и не отчаялся» священника Георгия (Белькинда) (Образовательный фонд им. Сергея и Евгения Трубецких) .
Один из организаторов конференции художник Анна Кузнецова рассказала о малоизвестной стороне жизни старца Софрония – его художественном даре и внутренней борьбе Сергия Сахарова (будущего старца Софрония) «между искусством и молитвой, то есть между двумя формами жизни, которые требуют всего человека» (цитата старца из книги «Письма в Россию»).
«Сергей Сахаров ушел в монахи не от творческого кризиса, неуспеха или беспомощности, его карьера как раз складывалась весьма успешно и многообещающе. То есть, это было не разочарование, а именно борьба, еще раз повторю слова старца, между «двумя формами жизни», – отметила Анна Кузнецова. – Оставив парижский богословский институт и уехав на Афон, он приблизился тем самым к другому типу творческого акта, основанного на отсечении своего «я», на добровольном отказе от всякой «самости» в своем аскетическом делании. Создавая потом во Франции свой главный труд «Старец Силуан», архимандрит Софроний явил нам пример именно такого высочайшего творчества». Анна Кузнецова рассказала также о выставке «Цвет Адама», которая прошла в рамках конференции. Ее авторы – современные художники Анатолий Комелин, Андрей Колосов и реставраторы Андрей Бринцев и Константин Муравьев представили свои работы на афонскую тематику. На выставке можно было увидеть архивные материалы – автографы архимандрита Софрония, письма к нему и др.
Тема творчества нашла отражение и в выступлении народного артиста России и Украины Валерия Ивченко «Творчество и вдохновение как дар свыше: отец Софроний как духовный наставник для современного человека». Он представил также литературно-музыкальную композицию, в которой соединились произведение Арво Пярта «Плач Адама» и отрывки из «Поэмы об Адаме» прп. Силуана Афонского.
Руководитель сектора коммуникаций Санкт-Петербургской митрополии Наталья Родоманова рассказала об истории создания фильма «Письма в Россию», посвященного отцу Софронию, и судьбе его трудов в России. На конференции был продемонстрирован фрагмент этой картины (режиссер А. Алексеев, продюсер Н. Родоманова).
В завершение конференции прошла презентация книги монахини Гавриилы (Эссекс, Великобритания) «Искание совершенства в мире искусства. Творческий путь отца Софрония (Сахарова)».
На конференции свои доклады также представили: преподаватель ПСТГУ Сергей Чурсанов – «Богословское служение архимандрита Софрония (Сахарова)», старший научный сотрудник Ксения Ермишина (Дом Русского зарубежья, Москва) – «Преображение жизни и личности как смысл Евангелия в трудах архимандрита Софрония (Сахарова)»; художник, действительный член Российской академии художеств Ирина Старженецкая «Опыт работы художника с библейской темой: антиномии творчества» и др.
по материалам http://www.patriarchia.ru/db/text/4651490.html
--------------------------------
Портал «Pravoslavie.ru» / 27.10.2016
«Конференция, посвященная духовному наследию Митрополита Софрония (Сахарова), прошла в Москве» (на английском)
--------------------------------
«Монастырский вестник» / 27.10.2016
«Он был словно озарен, пропитан Фаворским светом»
25 октября в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына прошла Международная научно-богословская конференция «Духовное наследие архимандрита Софрония (Сахарова) и его значение в современном мире (к 120-летию со дня рождения)».
Тон мероприятию задало поступившее в адрес участников конференции приветственное слово Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона. В нем подчеркивалось, что этот выдающийся пастырь Православной Церкви XX века был наделен многими дарованиями Святого Духа и все их направил на служение Богу и людям. В России архимандрит Софроний стал известен прежде всего благодаря своей книге «Старец Силуан», посвященной его учителю, – преподобному Силуану Афонскому. В 80-е годы прошлого века ее «самиздатовский» вариант ходил в нашей стране по рукам и пользовался большой популярностью, вот тогда будущий архипастырь и прочитал его. Особенно интересны были участникам конференции воспоминания владыки Илариона о его личных встречах с отцом Софронием, о знакомстве и сближении с батюшкой в последние годы жизни старца, как все называли архимандрита Софрония в основанном им монастыре святого Иоанна Предтечи в графстве Эссекс (Англия). Высоко ценил российский священнослужитель духовные беседы, которые старец проводил в обители, относясь к ним, как к продолжению литургического богослужения, – как к Литургии после Литургии. Однажды отец Софроний благословил его, монаха в священном сане, совершить Божественную литургию в монастырском храме и после сказал: «Я был за Вашей Литургией, а Вы приходите на мою», имея в виду беседу, которую традиционно проводил в монастырской церкви в послеобеденное время. В лице отца Софрония, по признанию архипастыря, он увидел человека, достигшего того, что на святоотеческом языке называется обожением. «Одно дело – читать об обожении у древних отцов, другое – видеть его своими глазами на примере живого человека, твоего современника, – сказано в проникновенном приветственном слове Владыки. – Глядя на него, понимаешь, что человек обоженный – это не какой-то небожитель, это такой же человек, как все мы, из той же плоти и крови, но каждое его слово, взгляд, движение, дыхание – все пронизано присутствием Божиим».
Готовя эту конференцию, ее организаторы старались найти людей, которым посчастливилось лично знать отца Софрония – беседовать с ним, слушать его необыкновенно интересные истории из собственной жизни и воспоминания о своем духовном руководителе – преподобном Силуане Афонском. И, конечно, они обратились к известному православному философу, публицисту, миссионеру, как известно, попавшему под большую «чистку» перед Олимпиадой-80, иными словами, выдворению из СССР – Татьяне Михайловне Горичевой. Теперь у нее два местожительства – Париж и Санкт-Петербург. Воспоминания Татьяны Михайловны были даны в записи. Она обращалась к нам с большого экрана на сцене конференц-зала, и, слушая ее, мы как бы увидели ее глазами яркую неординарную личность отца Софрония, который, по словам Татьяны Михайловны, имел невероятную внутреннюю свободу, сильное творческое начало, даже дерзновение, но при этом он был монахом, священнослужителем, живущим в совершенном послушании Богу. Много интересных моментов содержит пространная запись встречи с нашей соотечественницей, и один из них – раздумья о просветлении человеческого сердца Святым Духом. По словам Т.М. Горичевой, отец Софроний говорил, что, живя в кошмаре, отмеченном высочайшим трагизмом своего времени, он был бы как Гоголь, и дни свои закончил бы, как Гоголь, если бы не Святой Дух, не Церковь, не монашество...
Действительно, в книге монахини Гаврилы (Брилиот) «В поисках совершенства в мире искусства (Творческий путь отца Софрония)» – фактически первом исследовании, дающим точный исторический контекст событий, что привели, молодого многообещающего русского художника Сергея Сахарова к решению оставить искусство ради духовной жизни,– этот аспект изменения сердца и жизни четко прослеживается. Художественное образование Сергей Сахаров получает в первые годы советской власти и уезжает из СССР. Его карьера художника развивается во Франции, а духовная зрелость наступает на Афоне. (А ушел он в монахи не от творческого кризиса или беспомощности – как раз его творческий путь художника в Париже был успешным, однако в борьбе между двумя формами жизни – искусством и молитвой, молитва, по признанию старца, «душила» его день и ночь). Пробыв чуть более двух десятилетий на благословенном Афоне, он снова возвращается в Париж, чтобы написать книгу о почившем старце Силуане, и, живя в невероятной нищете и тесноте, в большом напряжении организма, серьезно заболевает. После операции становится инвалидом, о чем пишет родным в Россию. Но Господь дарует Своему подвижнику, призванному Промыслом Божиим создать в Англии православный монастырь со строгим уставом, силы и долголетие. И храм в той многонациональной обители, где основные лики на стенах писал отец Софроний в возрасте 87 лет, руководя еще процессом работ по внутреннему убранству, был назван в честь прославленного в 1988 году в лике святых его наставника – старца Силуана Афонского. Вот как Господь судил! (Для нас же в нынешнем году соединились две важные даты – 1000-летие присутствия русских на Афоне и 300-летие основания Русской Православной Церкви и русского Православия в Великобритании, которую недавно с Предстоятельским визитом посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл). Изначально адресованная англоязычным читателям, книга монахини Гавриилы была переведена на русский язык и выпущена издательством «ДАРЪ». Ее презентация состоялась в заключительной части научно-богословской конференции, посвященной 120-летию со дня рождения отца Софрония, и многие ее участники смогли приобрести столь ценную новинку духовной литературы.
Не меньший интерес, чем рассказы о личных встречах с удивительным пастырем, вызвали выступления, посвященные его богословскому наследию. Прозвучали содержательные, хорошо структурированные доклады доцента кафедры систематического богословия и патрологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета диакона Павла Сержантова «Ступени лествицы и три этапа духовной жизни у старца Софрония» и преподавателя ПСТГУ кандидата богословия, кандидата философских наук Сергея Чурсанова «Богословское служение архимандрита Софрония (Сахарова)». Доклад гостя из Лондона иеромонаха Серафима (Альди) «Несколько соображений относительно софийной тематики в богословии архимандрита Софрония», скорее, можно назвать исследованием, посвященным теме поиска старцем ответа на вопросы: что значит «быть человеком»? Как мы выстраиваем свои взаимоотношения с Богом и с другими людьми?»
Поскольку личность архимандрита Софрония была многогранна, то неудивительно, что данная конференция отличалась многоплановостью. Серьезное место в ней заняло рассмотрение проблемы творчества в православной традиции. Художник, куратор выставки «Цвет Адама», открывшейся в день форума, Анна Алексеевна Кузнецова рассказала о том, как замысел воплощался в жизнь. На выставке представлены письма и автографы монахини Иоанны (Рейтлингер), композитора Арво Пярта, работы современных иконописцев, художников, фотографов. А начинается ее обзор с писем и автографов архимандрита Софрония к выдающемуся патрологу – архиепископу Бельгийскому и Брюссельскому Василию (Кривошеину), который тоже, как и старец Софроний, в 1925 году пришел на Афон. Рассказывая архипастырю о создании монастыря в Эссексе, об издании своих трудов, архимандрит Софроний просит Владыку умножить молитвы о нем и братии обители. «Ничто не проходит, ничто не дается без несоразмерно больших усилий и трудностей», – читаем мы и чувствуем, что от этих писем, напечатанных на старенькой пишущей машинке, с некоторыми западающими буквами, словно веет дыханием той эпохи, когда рассказы о компьютерах могли бы показаться чем-то из области фантастики. А.А. Кузнецова заметила, что Брюссельско-Бельгийская архиепископия, готова была даже предоставить подлинники писем, но из-за того, что организовывающая сторона не могла гарантировать их надежную защиту, по благословению правящего архиерея архиепископа Симона (Ишунина), были сняты копии с писем (к слову сказать, нигде еще не публиковавшихся), и переданы в дар в Россию.
Особую эмоциональную окраску придало научно-богословской конференции выступление руководителя сектора коммуникаций Санкт- Петербургской митрополии Натальи Родомановой, поведавшей об истории создания фильма «Письма в Россию», который она продюссировала (режиссер – Антон Алексеев). Посвященный отцу Софронию и судьбе его трудов в России, этот фильм, снятый в Петербургской студии «Образ», уже демонстрировался в Доме русского зарубежья – на Международном фестивале «Философский пароход» – и получил Гран-при фестиваля. Сейчас же участники конференции смогли увидеть его фрагменты, но с теми наиважнейшими кадрами, где келейник старца Софрония отец Серафим (Барадель-Покровский) неторопливо, просто и безыскусно рассказывает о своей жизни бок о бок с подвижником на протяжении десяти лет и замечает, что батюшка очень часто говорил о необходимости быть вдохновенными, иметь в себе Божественное вдохновение. Пламенное вдохновение! «Это как раз то, чего нам так не хватает в нашей жизни», – произносит отец Серафим. Вспоминая историю создания фильма, Наталья Олеговна обратилась к одному примечательному событию. Почти параллельно студия снимала другой фильм – о митрополите Никодиме (Ротове). И во время записи интервью с людьми, рассказывающими о Владыке не только как о выдающемся дипломате и церковном деятеле, но и как о человеке, журналистке и ее коллегам довелось не раз услышать свидетельство того, что митрополит Никодим, пользуясь дипломатической неприкосновенностью, привозил для Ленинградской духовной академии из-за границы – чемоданами! – «контрабанду». Библии, крестики, духовную литературу. Так вот многие, по словам Н.О. Родомановой, вспоминали, что именно из его рук они получили книгу «Старец Силуан». «То есть митрополит Никодим был тем проводником, благодаря которому сюда приходило известие о, казалось бы, несколько ином духовном опыте, который собой олицетворяет старец Софроний и Силуановская традиция», – заключила Н.О. Родоманова.
В силу разных причин не смогли приехать в Москву два гостя, которых приглашали и очень ждали, – насельник Иоанно-Предтеченского мужского монастыря в Эссексе иеромонах Николай (Сахаров), внучатый племянник старца Софрония, и бывший келейник аввы, а теперь настоятель скита во имя Всех святых на Валааме схиигумен Серафим (Барадель–Покровский). Оба пастыря передали свое благословение организаторам и участникам конференции и пожелание, чтобы она прошла плодотворно. Остается добавить, что обо всех выступлениях на этом форуме рассказать невозможно. Но следует отметить главное: буквально каждый доклад, каждое выступление и заинтересованные вопросы из зала приблизили нас к человеку, который, по словам митрополита Илариона (Алфеева), был словно озарен, пропитан Фаворским светом.
Фото: В. Ходаков
--------------------------------
«Церковный вестник» / 26.10.2016
«Конференция, посвященная памяти архимандрита Софрония (Сахарова), состоялась в Москве»
В Доме Русского зарубежья им.Александра Солженицына состоялась международная научно-богословская конференция «Духовное наследие архимандрита Софрония (Сахарова) и его значение в современном мире». Мероприятие было приурочено к 120-летию со дня рождения выдающегося богослова современности. Участники - духовенство, философы и искусствоведы, говорили о богословском творчестве старца, делились воспоминаниями о нем и размышляли о его художественном даре.
Слова приветствия в адрес участников конференции направил митрополит Волоколамский Иларион. В частности, он сообщил, какое впечатление произвела на него первый раз встреча с архимандритом Софронием. «Эта встреча со старцем навсегда осталась в моей памяти: навстречу мне поднялся человек невысокого роста, очень худой, с немощным, старческим телом и светлым, живым, даже юношеским духом, – отмечалось в приветствии. - В его лице я увидел человека, который достиг того, что на святоотеческом языке называется «обожением». Он был словно озарен, пропитан Фаворским светом». После Литургии старец проводил беседы с прихожанами в монастырском храме и рассказывал много интересных историй из своей жизни. «Он всегда с большой теплотой вспоминал преп. Силуана Афонского и часто при этом его глаза увлажнялись слезами. Отец Софроний обладал даром слез и у него было милующее сердце, которое, по словам преп.Исаака Сирина, возгорается любовью о всяком творении, о всяком человеке и даже о врагах Истины». Похожее впечатление произвел старец на философа и миссионера Татьяну Горичеву, которая в советское время организовала у себя дома евангельский кружок, где люди знакомились с православным наследием своей страны. Татьяна познакомилась с отцом Софронием в Англии. «В нем было русское пламя христоцентричности, – вспоминает она. - Отец Софроний поразил меня внутренней свободой, дерзновением, сильным творческим началом. При этом он был монах, живущий в совершенном послушании Богу. Поразительное сочетание старчества с почти детской искренностью!».
Вторую часть мероприятия составили доклады о богословском наследии схиархимандрита Софрония (Сахарова). Так, преподаватель ПСТГУ, к.ф.н. диакон Павел Сержантов сделал доклад на тему «Ступени лествицы и три этапа духовной жизни у старца Софрония». В духовном возрастании человек переживает сначала первоначальное благодатное общение с Богом, затем опыт богооставленности, во время которого бывает посещение человека благодатью и наконец возвращение благодати и непрестанное общение с Богом.
«Первое соединение с Богом возможно как дар в тот момент, когда человек воспримет посещения Бога с любовью,- отметил отец Павел. - Это еще не завершение обожения человека. Этот дар составляет «неправедное богатство», т.е. благодать Божия еще не соединилась с человеком навсегда».
На втором этапе человек переживает богооставленность различной силы, по временам — сравнительно кратковременное приближение благодатного присутствия Бога. Богооставленность в своих крайних степенях - это страшно, потому что душа испытывает как бы «выпад из света», выпад из просвещенного состояния богообщения, похожее на духовную смерть, утверждается в докладе. А третий этап старец Софроний связывает с опытом христианского совершенства и говорит о том, что в идеале это опыт обожения, который не может длиться долго, потому что земное тело не выдерживает обожения и человек «переходит из смерти в жизнь». «То есть от смертной жизни, которой мы живем, к бессмертной жизни, к самому Богу,- пояснил отец Павел. - Однако если Господь дает пережить человеку прикосновение к этому высочайшему опыту и не забирает его от земли, как это было с преп. Серафимом Саровским, то Господь может удерживать его на той мере благодати, при которой сохраняется способность действовать и передавать этот духовный опыт своим ученикам».
Выступление английского богослова, иеромонаха Серафима (Альди), (Оксфорд, Лондон) было посвящено теме соотношения Бога и человека и их взаимоотношений друг с другом. Автор взял за основу терминологию паламитов (последователей святителя Фессолоникийского Григория Паламы), которые различали в Боге сущность и энергию. По мнению паламитов, человек не может приобщиться Божественной сущности, которая всегда остается недоступна для нас, но может приобщиться Божественной энергии. Именно Божественная энергия, или как ее обычно называют- благодать, становится той силой, которая преображает человека и делает его подобным Богу. И богословие Софрония Сахарова автор доклада постарался рассмотреть через учение паламитов и пришел к выводу, что богословие старца Серафима идентично учению паламитов. Отец Софроний жил ХХ веке и учился у отца Сергия Булгакова, в богословии которого присутствует идея человечества. Поэтому, рассуждая о человеке, старец Софроний всегда рассуждает и о человечестве в целом, а говоря о Христе, обращается не столько к одному человеку, сколько ко всему человечеству.
Основной тезис доклада иеромонаха Серафима заключался в том, что отношения внутри Божественной Троицы организованы таким образом, что три отдельные ипостаси, которые не сливаются друг с другом и имеют при этом единую природу. Точно такое же устройство имеет и человечество. У нас единая природа, но если в Троице всего три ипостаси, то в человечестве их бесконечное множество. И таким образом, по мнению иеромонаха Серафима, человечество подобно Богу. То есть не просто отдельный человек является образом Божьим (он является образом Божьим скорее во Христе), а весь человеческий род (включая тех, кто умер и кто еще родится) будет подобен Святой Троице.
Сравнительному анализу религиозно-философского творчества русского философа Евгения Трубецкого с богословием старца Софрония был посвящен доклад священника Георгия (Белькинда) (Образовательный фонд им. Сергея и Евгения Трубецких): «Как один философ держал ум свой во аде и не отчаялся».
Один из организаторов конференции, художник Анна Кузнецова рассказала о малоизвестной стороне жизни старца Софрония — его художественном даре и внутренней борьбе Сергия Сахарова (будущего старца Софрония) «между искусством и молитвой, то есть между двумя формами жизни, которые требуют всего человека» (цитата старца из книги «Письма в Россию»).
«Сергей Сахаров ушел в монахи не от творческого кризиса, неуспеха или беспомощности, его карьера как раз складывалась весьма успешно и многообещающе. То есть это было не разочарование, а именно борьба, еще раз повторю слова старца, между «двумя формами жизни», - отметила Анна Кузнецова. - Оставив парижский богословский институт и уехав на Афон, он приблизился тем самым к другому типу творческого акта, основанного на отсечении своего «я», на добровольном отказе от всякой «самости» в своем аскетическом делании. Создавая потом во Франции свой главный труд - «Старец Силуан», архимандрит Софроний явил нам пример именно такого высочайшего творчества». Анна Кузнецова рассказала также о выставке «Цвет Адама», которая прошла в рамках конференции. Ее авторы - современные художники Анатолий Комелин, Андрей Колосов и реставраторы Андрей Бринцев и Константин Муравьев, представили свои работы на афонскую тематику. На выставке можно было увидеть архивные материалы - автографы архимандрита Софрония, письма к нему и др.
Тема творчества нашла отражение и в выступлении народного артиста России и Украины Валерия Ивченко , который выступил с сообщением «Творчество и вдохновение как дар свыше: о. Софроний как духовный наставник для современного человека». Он представил также литературно-музыкальную композицию, в которой соединились произведение Арво Пярта «Плач Адама» и отрывки из «Поэмы об Адаме» прп. Силуана Афонского.
Руководитель сектора коммуникаций Санкт- Петербургской митрополии Наталья Родоманова рассказала об истории создания фильма «Письма в Россию», посвященного о. Софронию и судьбе его трудов в России. На конференции был продемонстрирован фрагмент этой картины (режиссер А. Алексеев, продюсер Н. Родоманова).
В завершение конференции состоялась презентация книги монахини Гавриилы (Эссекс, Великобритания) «Искание совершенства в мире искусства. Творческий путь о. Софрония Сахарова».
На конференции с докладами также выступили преподаватель ПСТГУ Сергей Чурсанов: «Богословское служение архимандрита Софрония (Сахарова)», старший научный сотрудник Ксения Ермишина (Дом Русского зарубежья, Москва): «Преображение жизни и личности как смысл Евангелия в трудах архим. Софрония (Сахарова)», художник Ирина Старженецкая (действительный член Российской академии художеств): «Опыт работы художника с библейской темой: антиномии творчества» и др.
Алексей Реутский
Постоянная ссылка на данную страницу: http://bfrz.ru/static/smi_1016_1/
|
|