Выставка «Школа двух сестер. Живопись А.Краморовой и А.Ворониной»
С 7 апреля по 23 мая 2016 года в Доме русского зарубежья им. А.Солженицына проходила выставка «Школа двух сестер. Живопись А.Краморовой и А.Ворониной».
На выставке были представлены живописные работы двух русских художниц, родных сестер, эмигранток первой волны Александры Краморовой (Kramorow; 2 мая 1904, Варшава – 15 июня 1978, Нью-Йорк) и Антонины Ворониной (Woronyn; 3 июня 1908, Санкт-Петербург – 1 августа 1996, Нью-Йорк).
Выставка прошла в рамках цикла «Новые поступления музейного собрания ДРЗ». Дар поступил в Дом русского зарубежья в 2013 году из США от дочери А.Г.Ворониной Антонины Буис, литературного переводчика, проживающей в Нью-Йорке.
16 живописных работ сестер А.Краморовой и А.Ворониной существенно расширили коллекцию американских художников российского происхождения музейного собрания ДРЗ. Кроме картин, хранящихся в Доме русского зарубежья, выставка была дополнена работами, находящимися в частных коллекциях.
Отец Александры и Антонины, Герасим Иванович Сечинский (1866 – 24 апреля 1933, Варшава) был потомком Палеологов и коллекционером произведений искусства. Некоторое время он занимался также проблемами охраны памятников старины, заведовал парками и дворцами в Петергофе и Павловске. Окончил 2-й Московский кадетский корпус (1885) и Николаевское кавалерийское училище (1887). Ротмистр Лейб-Гвардии Гродненского гусарского полка (с 1906 года — полковник в отставке).
Мать сестер Антонина, урожденная Карзинкина, происходила из богатой московской купеческой семьи, владельцев знаменитой Ярославской мануфактуры, получивших в 1914 году дворянский титул. Сама незаурядная пианистка, знавшая латинский и греческий и говорившая на нескольких иностранных языках, Антонина Сечинская всех своих четырех детей познакомила с миром музыки, живописи, театра и литературы.
Старшая дочь Юлия, родившаяся в 1898 году, стала актрисой (редчайший случай в то время для девочек из хороших семей). Александра и Антонина стали художницами. Сын Алексей, родившийся в Ницце в 1905 году, любил литературу и театр, но был обучен вести финансы семьи и дела по имению.
После революции семья была вынуждена уехать в Польшу. Сестры окончили Варшавскую академию искусств, их учителем был известный польский художник Тадеуш Прушковский. Затем они открыли свою собственную студию. Некоторое время совершенствовались в Париже. В 1939 году беда догнала семью в Варшаве — грянула Вторая мировая война. Навеки в польской земле остались лежать отец Антонины, старшая сестра Юлия, погибшие при бомбежке двое маленьких детей брата. Погибли все живописные работы, созданные в Варшаве Антониной и Александрой.
Сечинские сохраняли свою принадлежность России, отказываясь принимать гражданство Польши, а позднее и Германии, где они оказались в лагере для перемещенных лиц. Там, в Германии, умерла их мать. Антонина и Александра рисовали и учили, встретили русских соотечественников-эмигрантов, вышли замуж, и в 1950 году прибыли в Америку на пароходе под символичным названием «Либерти».
Они обосновались в Нью-Йорке и приняли американское гражданство. В нью-йоркском Куинсе сестры сумели открыть собственную художественную мастерскую, получившую название «Школа двух сестер» (Two Sisters’ School). Они участвовали в выставках Ассоциации русско-американских художников, Национальной академии, Le Cercle Artistique Français и других. Сотрудничали с галереей Дункан в Париже. У сестер была скромная, но активная жизнь русско-американских художников.
В их картинах всегда присутствовал дух России, словно озаряя произведения русским светом. Они писали в импрессионистской манере портреты, сцены из жизни детей и пейзажи. Самых ярких результатов сестры добились в своих многочисленных портретах, над которыми работали, как правило, вместе. Как два пианиста, играющих на одном рояле, две художницы рисовали на одном полотне. Как в 1962 году отмечалось в «Арт Ньюс», «две сестры, единые по духу, гармонично работают вместе над картинами из русской жизни так, что невозможно различить руку каждой». Их парный портрет у мольберта сделан обеими художницами: сестра писала сестру и наоборот. Диапазон их стилевых нюансов в портретном жанре был довольно широк: от мягкого романтически окрашенного этюда до психологически заостренного и наполненного внутренним драматизмом реалистического образа, от просветленно возвышенного юношеского порыва до напряженно усталой, жизненно умудренной сосредоточенности.
После смерти Александры в 1978 году Антонина продолжала писать. В 1988 году, на пике перестройки, она решила, что наконец-то пришло время для безопасного визита в Советский Союз. На свой 80-летний день рождения она с дочерью поехала в Москву и в Ленинград. Для Антонины Герасимовны это была первая поездка в Россию за 65 лет. Они посетили квартиру ее семьи, которую к тому времени превратили в несколько квартир.
Потом Антонина Герасимовна посещала Россию еще несколько раз. Она приезжала в Ярославль, где до революции Карзинкины владели большими мануфактурами и где в 1992 году, в Ярославском художественном музее была организована первая в России выставка живописных работ сестер. «Какое счастье, я дома!» — воскликнула художница на открытии. Сбылась ее мечта — картины вернулись домой. После закрытия выставки Антонина Воронина приняла решение передать большую часть своих работ в дар Ярославскому музею.
В мае 1996 года в Москве, в галерее «Арт-альянс», состоялась еще одна авторская выставка художницы. На вернисаже были писатели, политики, ученые и художники новой России. К открытию выставки Антонина Воронина успела закончить новую работу — женский портрет. Кто знал, что этой работе суждено было стать последней…
В 2008 году выставка А.Крамаровой и А.Ворониной прошла на ежегодном салоне Palm Beach Fine Arts Fair во Флориде, где получила яркую оценку зрителей и искусствоведов.
В 2009 году произведения сестер экспонировались в Москве на выставке «Русское Зарубежье: Новые грани» (совместный проект журнала «Наше наследие» и галереи ГОСТ).
В настоящее время картины А.Крамаровой и А.Ворониной хранятся в музеях Long Island Museum of Women’s Art и Great Falls Museum of Fine Arts (США), в Ярославском художественном музее, в Доме русского зарубежья, а также в частных коллекциях в США, Англии, Франции и России.
Художественное творчество А.Крамаровой и А.Ворониной заслуживает пристального внимания не только в качестве новой страницы в истории искусства русского зарубежья, но и как пример бережного и увлеченного отношения к традиции, профессии, мастерству, что само по себе всегда уважаемо и благородно, независимо от географии судьбы.
Репортаж с открытия выставки
Наш адрес: Москва, ул. Нижняя Радищевская, д. 2 Проезд: м. «Таганская» (кольцевая) Тел.: (495) 915-10-80
Постоянная ссылка на данную страницу: http://bfrz.ru/static/070416_Kramorovoi/
|