Презентация книги А.А.Кара-Мурзы «Знаменитые русские в Амальфи»
14 декабря 2012 года в Доме русского зарубежья им. А.Солженицына состоялась презентация книги А.А.Кара-Мурзы «Знаменитые русские в Амальфи» (М.: Альтекс, 2012).
Открывая презентацию, заведующая отделом истории русского зарубежья ДРЗ М.Ю.Сорокина представила присутствующим автора: Алексей Алексеевич Кара-Мурза, доктор философии, исследователь русской общественной мысли и русской эмиграции в Италии. Будучи «большим другом Дома», Алексей Алексеевич не раз выступал в его стенах. Предыдущие издания А.Кара-Мурзы из серии «Знаменитые русские в Италии» — «Знаменитые русские в Риме», «Знаменитые русские во Флоренции», «Знаменитые русские в Венеции» — являются, по словам Марины Юрьевны, «лучшими книгами для интеллигенции».
Алексей Алексеевич подтверждает: «Русские путешественники в Италии» — одна из наиболее интересующих его тем. После реформы Александра II многие российские подданные с энтузиазмом принялись «открывать для себя Европу». В Италию, «не зараженную» французским свободолюбием, направлялись художники-пансионеры, поэты, писатели, дипломаты. Труднодоступная, но потрясающая своей природной и архитектурной гармонией бухта Амальфи стала одним из любимейших мест путешественников из России...
На экране — старинная карта Неаполитанского залива. Чуть правее знаменитого Сорренто, за выступающим в море остроугольным скалистым мысом раскинулась легендарная Амальфитская бухта. Когда-то здесь процветала великая Амальфитанская республика, почти полностью ушедшая под воду в результате тектонического разлома... Карту сменяют слайды старого Амальфи: над водами бухты возвышаются каменные стены Францисканского монастыря, основанного легендарным католическим святым Франциском Ассизским, напротив — строения Капуцинского монастыря, — желтый камень, виноградные лозы, увитые цветами колонны летних веранд. Главная достопримечательность Амальфи — собор Святого Андрея Первозванного, мощи которого хранятся здесь и по сей день.
Алексей Кара-Мурза поясняет: в монастырях теперь располагаются респектабельные пятизвездочные отели. Капуцинский монастырь в свое время давал приют знаменитым русских художникам — Сильвестру Щедрину и Ивану Айвазовскому, долгое время живших и творивших в Амальфи на правах пансионеров российской академии художеств. В отеле — монастыре в разное время жили Бунин и Набоков. Алексей Алексеевич добавляет: Набоков не очень любил этот отель, поскольку крутая лестница над бухтой не подходила для ловли бабочек, которой увлекался писатель.
Всего героями представленной книги стали 14 персоналий, среди которых дипломаты П.Шереметев и И.Толстой, поэты В.Жуковский и П.Вяземский, академик Ф.Буслаев, писатель и мыслитель И.Аксаков, художники К.Брюллов и Н.Бронников и другие выдающиеся русские творцы словесного и художественного образа. Все они — кто на живописных полотнах, кто в стихах или в прозе — оставили нам свои впечатления от этого удивительного места, по праву признанного ЮНЕСКО самым красивым побережьем мира.
А.Кара-Мурза продемонстрировал фото итальянской презентации своей книги: в присутствии архиепископа автору вручают ежегодную премию Амальфи. Алексей Алексеевич обратил внимание присутствующих: большую помощь в организации презентации в Италии ему оказал Михаил Талалай, давний друг Дома русского зарубежья.
Надо добавить, что материалы из предыдущих изданий Кара-Мурзы по русско-итальянской тематике с удовольствием используют и российские и итальянские гиды-экскурсоводы, чему сам автор очень рад.
Видеопрезентация «Амальфи на картинах русских художников XIX — первой половины XX веков» профессора, доктора философии, искусствоведа О.А.Жуковой органично дополнила рассказ А.Кара-Мурзы.
Права на пансион в Италии удостаивались обладатели серебряных и золотых медалей академии художеств России, поэтому на итальянском «пленэре» творили лучшие художники — выпускники академии. Однако из плеяды русских пансионеров немногие добрались до юга страны, но те, кто все-таки посетил эти места, подарили нам подлинные шедевры живописи. В музеях России и мира выставлены картины русских мастеров с видами окрестностей Неаполя, Сорренто, Капри, Амальфи.
На экране — произведение Сильвестра Щедрина «Вид Амальфи». «Взгляд художника фотографически точен, великолепно подобрана цветовая гамма — это демонстрирует первенство Щедрина над остальными европейскими художниками, запечатлевшими Амальфи», — комментирует Ольга Анатольевна. Император Николай I с удовольствием приобрел эту картину прямо с выставки, и до сих пор полотно находится в коттедже императрицы в Петергофе.
Демонстрируются следующие работы художника — «Вид в окрестностях Неаполя (Амальфи)» и «Вид Амальфи близ Неаполя». Мастер играет светом и тенью, добиваясь нового, «утонченного» образа вечернего Амальфи, освещенного последними лучами заходящего солнца... Ольга Анатольевна дополняет: многие картины Щедрина с изображением Амальфи советские искусствоведы ошибочно называли «окрестностями Сорренто» или «видами Капри», не имея возможности уточнить данные «на местах». В последнее время почти все работы пансионера атрибутированы правильно.
На экране — работы Никанора Григорьевича Чернецова. Академики братья Чернецовы, ведущие живописную традицию из иконописи, посещали Италию дважды. Великолепные виды Амальфи пленили и их. Добившись в молодости большого успеха и признания, они закончили свою жизнь в нужде и лишениях. Одна только фраза Николая I на выставке академии художеств «Они всегда одни и те же!..» в мгновение изменила их творческую судьбу — интерес к их незаслуженно «обиженным» работам угас... «А чего только стоила их картина "Панорама реки Волги!.."» — восклицает искусствовед Жукова...
Ольга Анатольевна демонстрирует произведения Сократа Максимовича Воробьева, профессора, воспитавшего И.Айвазовского, — «Вид долины Мулини. Амальфи» и «Замок на берегу моря» с изображением Францисканского монастыря.
Далее — работы Федора Андреевича Бронникова, которого пригласили в свои ряды легендарные «Передвижники». Федор Бронников, как и братья Чернецовы, «вышел» из иконописцев.
И, наконец, своеобразный апофеоз видеопрезентации — амальфитские шедевры Ивана Айвазовского: «Побережье Амальфи», «Бухта Амальфи», «Лунная ночь в Амальфи», «Буря на море»... По мнению О.Жуковой, манера Айвазовского выработалась именно на неаполитанских берегах: художник недолго работал на натуре, потом дорисовывал «по памяти».
На экране — работы живописца, мариниста ХХ столетия Константина Александровича Вещилова, ученика Репина. После гибели Верещагина Вещилов стал официальным художником морского ведомства России. По приглашению Горького бывал на Капри, посетил Амальфи. В 1922 году эмигрировал из страны на «художническом пароходе».
Еще один пассажир эмигрантского парохода — Константин Иванович Горбанов — представлен картиной 1920 года «Амальфи» и более поздними одноименными работами. Широкие, наполненные цветом и светом мазки, выполненные в постимпрессионисткой манере, являют новый образ старого Амальфи, ставшего фантазией, идеалом, тоской по прошлому... В 1939 году, находясь в нацистской Германии, художник рисовал Амальфи по памяти — снова и снова... «Сублимированный ретритизм — своеобразный способ выживания», — дает определение этому феномену О.Жукова...
По окончании видеопрезентации Алексей Кара-Мурза поделился творческими планами: на подходе — «Знаменитые русские на Сицилии» и «Знаменитые русские в отелях Италии». Пожелаем Алексею Алексеевичу удачного их осуществления!
Ирина Тишина
Фото М.Петровой
|