Лекция Игоря Савельева (Япония) «На восточных рубежах Империи: Маньчжурия и Приамурье начала XX века глазами хабаровского купца А.С.Богданова»
28 августа 2012 года в Доме русского зарубежья им. А.Солженицына состоялась лекция Игоря Савельева (Нагойский государственный университет, Япония) «На восточных рубежах Империи: Маньчжурия и Приамурье начала XX века глазами хабаровского купца А.С.Богданова».
Игорь Ростиславович Савельев — японист-историк, выпускник Восточного факультета СПбГУ, кандидат исторических наук. В настоящее время, являясь доцентом Нагойского государственного университета, И.Савельев занимается исследованием истории Северо-Восточной Азии, уделяя особое внимание миграционным процессам в этом регионе. Он — автор монографий «Японцы за океаном» (СПб., 1997), «Миграция и государство» (Токио, 2005) и других научных работ, опубликованных в России, Японии и ряде других стран, и соавтор коллективных монографий и учебника по истории Северо-Восточной Азии.
Основным источником для настоящей лекции послужила неопубликованная рукопись хабаровского купца Алексея Богданова, хранящаяся в архиве Гуверовского института войны, революции и мира Стэнфордского университета (США).
Сын одного из первых предпринимателей Хабаровска, купец Второй гильдии, потомственный почетный житель Хабаровска и член Городской управы, Алексей Богданов покинул родной город в годы Гражданской войны и позднее проживал и работал в Китае, Японии и США.
Алексей Богданов вместе с тремя своими братьями продолжил дело своего отца Сергея Яковлевича Богданова, помогая ему в деле управления предприятиями семьи, в том числе известным в Хабаровске винокуренным заводом. С.Я.Богданов был в числе приглашенных на так называемые Съезды сведущих людей, которые проводились в 1885, 1886 и 1893 годах генерал-губернатором Приамурского генерал-губернаторства бароном А.Н.Корфом и на которых обсуждались пути развития края.
Некоторые части рукописи представляют собой связный рассказ, другие — разрозненные заметки и записи. Как упомянул И.Савельев в начале своего выступления, «многие события описаны Алексеем Богдановым красочно и живо. Это те события, о которых мы читали в учебниках истории. Это известные эпизоды международных отношений того времени, но запечатленные взглядом их живого свидетеля». Через призму личного восприятия описаны в воспоминаниях становление дальневосточных городов, культурные связи с японским Нагасаки, основание русской концессии в северо-восточном Китае, и многие другие события, связанные с присутствием России в Северо-Восточной Азии, а также ее взаимоотношения с Китаем и Японией на рубеже XIX–XX веков.
Например, А.Богданов вспоминает о годах учебы в прогимназии во Владивостоке, образно описывая этот город и ту огромную роль, которую сыграла в его развитии база Тихоокеанской эскадры Российской Империи. Позднее, Алексей Богданов посещает японский Нагасаки, где Тихоокеанская эскадра проводила зимы в 1860-х — первой половине 1890-х годов. Как Алексей Богданов пишет, «эскадра, стоя почти полгода в Нагасаки, давала японцам большой заработок. Она состояла из десятка разных судов с несколькими тысячами матросов и офицеров и оставляла в Нагасаки в течение своего зимнего пребывания не один миллион рублей... На одной стороне бухты растянулась небольшая японская деревушка Инаса, в которой и сосредоточилась торговля японцев, обслуживающих русскую эскадру».
Как заметил докладчик, из воспоминаний А.С.Богданова мы можем почерпнуть и много интересных фактов об участии русского купечества в развитии русской концессии в северо-восточном Китае и о деятельности Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД).
А.С.Богданов описывает эскалацию напряженности в регионе в 1920-х годах и приводит свидетельство участия бывших китайских рабочих в военных действиях в ходе Гражданской войны на Дальнем Востоке Советской России.
После того, как Дальневосточная Республика прекратила свое существование в 1922 году, А.С.Богданов, как и многие другие противники большевиков, перебирается в Харбин. В 1924 году А.С.Богданов ненадолго снова посещает Японию. В его рукописи есть зарисовки из быта русских торговцев, которых временно приютила Страна восходящего солнца. В 1930 году А.С.Богданов отплывает в Калифорнию.
Вечер завершился представлением книг И.Савельева.
Монография «Японцы за океаном: история японской эмиграции в Северную и Южную Америку» (СПб., 1997) выросла из кандидатской диссертации. Она рассматривает эволюцию японской эмиграционной политики во второй половине XIX — начале XX века и историю японских общин в Северной и Южной Америке. В годы модернизации Японии, последовавшей за Реставрацией Мэйдзи 1868 года, драматические события выезда первой группы японцев на Гавайи заставили правительство пересмотреть полный запрет для подданных страны покидать Японию. Дальнейшее развитие регулируемой государством, а впоследствии организованной частными компаниями эмиграции привело к формированию многочисленных общин японцев в США, Бразилии, Перу и других странах Северной и Южной Америки.
Вкратце ознакомив слушателей с периодизацией японской эмиграции, И.Савельев остановился на таком интересном явлении как реэмиграция. Проблема «никкейдзин», то есть вернувшихся на родину потомков японских эмигрантов, и в настоящее время привлекает внимание социологов в Японии. Двусторонние отношения между странами также оказывали влияние на жизнь японцев на чужбине. Так, в 1904–1905 годах в Калифорнии и Орегоне имела место дискриминация переселенцев из Страны восходящего солнца, а после нападения на Перл-Харбор американские власти приняли решение о переселении японской колонии из Калифорнии в глубь континента.
Монография «Миграция и государство: китайская, корейская и японская диаспоры на русском Дальнем Востоке» (Токио, 2005) (на японском языке) рассматривает формирование и развитие трех восточноазиатских диаспор — китайской, корейской и японской на русском Дальнем Востоке во второй половине XIX — начале XX века. В книге показывается роль этих трех этнических групп в развитии региона и в разработке иммиграционной политики на восточном рубеже Российской Империи.
Каждая из этих трех диаспор имела свои особенности. Так, корейские иммигранты занимались преимущественно сельским хозяйством и стремились навсегда осесть в Российской Империи. Китайцы же являлись, в основном, сезонными рабочими. Немногочисленная японская община отличалась высокой сплоченностью. Ее представители занимались, в основном, торговлей или предлагали различные услуги.
В конце выступления И.Савельев ответил на многочисленные вопросы слушателей.
Наталия Клевалина
|