«Уникальная фотовыставка в Дмитровской центральной библиотеке»
В Дмитровской центральной библиотеке открылась выставка «Великая война (1914 – 1918) в памяти зарубежной России». На ней представлены уникальные фотоматериалы архивно-музейных фондов Дома Русского зарубежья имени А. Солженицына, а также документы и фотографии из личных архивов дмитровчан.
В среду в Москве, в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына стартовал финал II Международного конкурса "Лучший учитель русской словесности зарубежья", который продлится до субботы.
Этот международный конкурс проводится в рамках федеральной целевой программы "Русский язык" на 2011-2015 годы" по заказу Россотрудничества. По замыслу его организаторов, он стал не просто творческим соревнованием профессионалов-русистов, преподающих в зарубежных странах, но и постоянной площадкой обмена новаторским педагогическим опытом в обучении русскому языку школьников в странах мира. Демонстрации традиций и новаторства в преподавании русского языка за рубежом и установления профессиональных партнерских контактов между российскими учителями и их зарубежными коллегами.
Подведение итогов II Международного конкурса "Лучший учитель русской словесности зарубежья" состоится в пятницу, 24 октября, когда и будут названы имена его победителей
--------------------------------
Телеканал «Город» / 17.10.2014 «Выставка Дома русского зарубежья им. А. Солженицына «Страна живописной натуры, земля свободы и благополучия» в Рязанской областной детской библиотеке»
«В Рязани рассказали о тех, кто ездил в Швейцарию за вдохновением»
14 октября в Рязанской областной детской библиотеке состоялось торжественное открытие книжно-иллюстративной выставки Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына «Страна живописной натуры, земля свободы и благополучия». Экспозиционный проект приурочен к 200-летию установления дипломатических отношений России и Швейцарии.
— С XIX по вторую половину XX века наши соотечественники ездили в Швейцарию не только отдыхать, но и лечиться, учиться и искать вдохновение, — уверена автор выставки Надежда Егорова. — Кто там только не перебывал!
Знаменитым деятелям русской культуры, творившим в Швейцарии, и посвящён нынешний проект. Выставка разделена на две части и экспонируется в одновременно двух залах. На первом этаже зрители могут познакомиться с писателями, учёными, музыкантами и теми их произведениями, работа над которыми прошла в европейской стране. Здесь Гоголь работал над «Мёртвыми душами», а Достоевский над «Идиотом», тут жил Набоков, а Стравинский написал целых три балета, в том числе «Весну священную», ставшую вершиной его творчества.
Зал второго этажа рассказывает о русских художниках, в творчестве которых обнаруживается «швейцарский след». Среди знаменитых имён Шишкин и Серебрякова, Матвеев и Кипренский, Кустодиев и Шагал, Саврасов и Бенуа — кто-то из них выезжал в Швейцарию целенаправленно, кто-то попадал проездом из России в более популярную Италию, кто-то провёл тут большую часть своей жизни. Краткие, но ёмкие коллажи не дают исчерпывающего ответа на все вопросы, но, как надеются организаторы, побудят зрителя взяться за книги и узнать больше.
— Чтобы возникли отношения между государствами, нужно чтобы сначала отношения завязались между людьми, — убеждена гость выставки руководитель отдела культуры посольства Швейцарии в РФ Кристина Хоннегер. — Я надеюсь, что эта выставка поможет нас слушать и слышать друг друга.
К пожеланиям присоединилась и заместитель министра культуры Рязанской области Марина Горожанова, заметившая, что именно культура всегда служила объединению народов и целых государств.
«В Рязани открылась выставка, посвященная 200-летию дипломатических отношений между Россией и Швейцарии»
Во вторник, 14 октября, в Рязанской областной детской библиотеке состоялось открытие выставки «Страна живописной натуры, земля свободы и благополучия», посвящённой 200-летию установления дипломатических отношений между Россией и Швейцарией.
Открыли мероприятие «Тирольской полькой». Затем приветственное слово взяла директор библиотеки Татьяна Окружная. Она отметила, что в этот день собрались люди, которые занимаются одним важным делом, – сохранением дружественных отношений между странами.
Первый заместитель министра культуры и туризма Рязанской области Марина Горожанова заявила, что отношения России со Швейцарией сложились уже давно, и главное, что объединяет две страны – культурное начало.
– Проникновение одной культуры в другую даёт положительный эффект, – сказала Горожанова. – Наши художники и писатели, живя в Швейцарии, вдохновлялись теми красотами и пейзажами, писали стихи и оформляли свои работы.
Окружная представила собравшимся на открытии выставки школьникам и горожанам руководителя отдела культуры посольства Швейцарии в России Кристину Хонеггер и куратора культурных проектов посольства Аллу Акчурину.
Хонеггер, в свою очередь, отметила, что для возникновения дипломатических отношений нужны сначала отношения между людьми.
– На выставке показано, как люди ездили в Швейцарию и как это отразилось в их работах, – рассказала Хонеггер. – Швейцария существует сегодня частично благодаря России. После наполеоновских войн Европа начала переформировываться. Возник вопрос, что делать со Швейцарией. Многие говорили, что она не нужна. И только Александр I сказал, что Европе необходима нейтральная зона между тремя государствами, которая будет уменьшать столкновения и сглаживать углы противоречий между ними.
Немного рассказала о самой выставке её непосредственный автор – сотрудница «Дома русского зарубежья» имени Александра Солженицына Надежда Егорова. По её словам, название выставки возникло неслучайно – это строки из книги писателя и историка Николая Карамзина – «Письма русского путешественника», благодаря которой Россия открыла для себя Европу и в частности – Швейцарию.
– В Швейцарию началось паломничество из России: ехали учиться, поправлять здоровье, путешествовать, творить, – пояснила Егорова. – На выставке показано, как Швейцария влияла на творчество русских писателей, поэтов, художников, музыкантов, а также учёных. Мы взяли людей искусства, творивших с начала 18 и до второй половины 20 века. Экспозиция отражает те произведения, которые знаменитые авторы либо придумали, либо написали в Швейцарии. Например, Гоголь именно там работал над «Мёртвыми душами», Достоевский начал там писать «Идиота», 17 лет жизни провёл в Швейцарии Набоков и написал несколько произведений.
Ознакомиться с выставкой все желающие смогут до 15 ноября.
Очередной раз жирными буквами вписывает себя в число знаменательных событий в культурной жизни столицы Дагестанская книжная ярмарка «Тарки-Тау». В этом году она проводится третий раз и, вне всяких сомнений, год от года прибавляет в весе. Помимо автора и воплотителя идеи проведения ярмарки Марата Гаджиева, в её организацию активно включились Министерство культуры РД, Министерство печати и информации РД, а также Дагестанский филиал Российского фонда культуры. С учетом опыта прошлых лет «Тарки–Тау 2014» был расширен и на фоне своих предшественников выглядит куда солиднее и респектабельнее. Об этом говорит состав жюри, количество именитых участников, а также насыщенная программа мероприятий и список почетных гостей.
Естественно, основными действующими лицами празднества остаются книги и их читатели. И в этом году ярмарка привлекла внимание новых издателей, которые наряду с детскими изданиями презентуют самый широкий спектр книг всевозможной тематики для читателей любой возрастной категории. От детских художественных произведений и учебников до детективов и философии. Представлено также много произведений современных авторов, как дагестанских, так и российских.
Уже восьмого октября, за день до официального открытия, Республиканская национальная библиотека им. Расула Гамзатова (место проведения ярмарки) преобразилась в ожидании предстоящего действа. В ее залах развернулось несколько, предваряющих мероприятие, выставок: Литературно-художественный проект «К», в котором были представлены работы известных в республике и за ее пределами художников, в том числе и самого организатора Марата Гаджиева, а также фотовыставка Арчила Кикодзе «Кино».
Была открыта и постоянная экспозиция «42 - 31» памяти художников Гасана и Гусейна Сунгуровых. А также представлены работы учащихся Каспийской художественной школы, обобщенные как «Летний пленэр: Италия, Австрия, Чехия, Польша, Россия».
Уже к концу дня в стенах той же библиотеки состоялся вечер поэзии русского зарубежья и бардовской песни. В качестве автора и исполнителя выступил москвич Виктор Леонидов.
И вот день открытия ярмарки наступил. В фойе библиотеки идут последние приготовления. Издатели бережно раскладывают свою продукцию по полкам в выделенных павильонах, потихоньку собираются гости. Контингент пришедших на открытие людей весьма разнообразен. Это, конечно, и узнаваемые на поприще литературного творчества лица, и деятели культуры, и просто любители чтения книг. Специально для гостей мелодичную музыку играет расположившийся на площадке между первым и вторым этажом квартет музыкантов струнных инструментов Дагестанской государственной филармонии. Все проходит комфортно и несуетливо. Это располагает присутствующих к теплой беседе друг с другом и знакомствам.
В это самое время прямо перед библиотекой группа молодых людей, собравшись, будто совершенно спонтанно, в импровизированный круг, обмениваются книгами, листают и читают их, делясь впечатлениями. И только мгновение спустя становится понятно, что это спланированный организаторами «книжный» флешмоб. Прохожие, проявившие интерес к незаурядному действу в исполнении ребят, приглашаются на открытие ярмарки, а кто-то даже по-лучает книжку в подарок.
Когда большинство гостей собралось и стенды павильонов заиграли красками разложенных книг, зашипел включенный микрофон и голос Марата Гаджиева объявил о начале открытия ярмарки. На импровизированную мини-сцену были приглашены организаторы ярмарки, ее почетные гости, а также известные писатели, в том числе из ближнего зарубежья. Выступая перед собравшимися, заместитель министра информации и печати Миясат Муслимова обозначила проведение ярмарки как большую победу. Она поблагодарила всех участников и рассказала о пути «Тарки-Тау», от идеи к воплощению в таком грандиозном мероприятии, которым оно стало сегодня. По ее словам, говорить о списывании книги - как изживающего себя в век новых технологий продукта - недальновидно, и печатные издания еще долго будут находить свое место не только на наших полках, но и в наших сердцах.
Выступили перед гостями и другие участники ярмарки. Они выражали благодарность организаторам мероприятия, а те, кто впервые приехал в Дагестан, восхищались природой и гостеприимством.
Выступил и сам Марат Гаджиев, который объявил ярмарку открытой. Затем присутствующие пошли знакомиться с представленными на стендах книгами. К слову, скажу, что в этом году издатели постарались на славу. Каких только книг не было ими представлено на суд читателя.
В продолжение программы дня в ректорате ДГУ прошел круглый стол на тему - как сократить дорогу от писателя к читателю, ряд других встреч и мероприятий.
Ярмарка будет проходить три дня: 9 - 11 октября. В следующем номере «МД» читайте развернутый материал о «Тарки–Тау 2014».
Не стало Юрия Петровича Любимова – он умер накануне в Боткинской больнице. Ему было 97. Соболезнования родным и близким выдающегося режиссера направили президент России и председатель правительства. Уход Любимова – колоссальная потеря не только для близких. С его смертью в русской театральной культуре завершилась целая эпоха, которую, без сомнения, можно назвать «любимовской». Рассказывают «Новости культуры».
Неоконченной, последней работой Юрия Любимова останется опера-буфф «Школа жен» по Мольеру в театре «Новая опера». Увлеченный замыслом, он придумывал роли, какой будет музыка, оформление.
Когда-то успешный актер театра Вахтангова Юрий Любимов сам выходил в роли Мольера. Переиграв в театре всех героев-любовников, Юрий Любимов отправился в самостоятельное режиссерское плавание в – без малого – 50 лет. Многие говорили тогда: позднее начало. Никто не думал, что Любимов-режиссер проявится куда больше, чем Любимов-актер, и сделает так много.
«Творчество Юрия Петровича и его мировоззрение были всемирны, что очень важно сейчас в наше время, – отмечает сценограф Борис Мессерер. – Он был гражданином мира. Он делал спектакли в Италии, в Лондоне, в Нью-Йорке, в США и всюду имел признание».
Спектакли Юрия Любимова взорвали советский театр. Он брался за самый актуальный материал, остро чувствовал болевые точки времени. Для создания Таганки – «острова свободы в несвободной стране» – требовалась завидная воля. О его театре говорили: «самый авангардный в СССР» и «самый посещаемый в столице». Таганка не могла вместить всех желающих – люди буквально «висели на люстре».
«Наверное, Юрий Любимов рожден был связать распавшиеся связи великой культуры, – говорит народный артист России Вениамин Смехов. – Того, что было когда-то и именуется именами Державина, Карамзина, Пушкина, Лермонтова и нового времени – после репрессивного периода. Что было очень важно, потому что театр на Таганке – Любимовым был сделан как театр высокого сострадания к каждому человеку отечества» :
Особым было и отношение Любимова к его актерам. В театре сложился крепкий костяк – Филатов, Золотухин, Демидова, Смехов, Хмельницкий, Высоцкий.
«Мы с ним беседовали, когда сказали, что Высоцкий сегодня не в форме, не может играть, – вспоминает художественный руководитель театра «Ленком» Марк Захаров. – Я ожидал, что будет какая-то резкость с его стороны, но вот он понимал, что такое Высоцкий для нашей культуры, театра и он сказал так: под холодный душ, нашатырь в нос. Задержим на шесть минут спектакль, будет играть. Я позавидовал потом его пониманию ценности человека. Этому сильному руководителю приходилось идти на какие-то компромиссы. Очень понятные теперь, а тогда меня это поразило, и я стал относиться к людям чуть внимательнее».
Дух сопротивления жил в Любимове всегда. И именно его театр – самый неудобный в СССР – прославил на весь мир страну, которая его запрещала. После одного из очередных конфликтов в середине 80-х Любимов был лишен гражданства и уехал из страны. С успехом ставил по всему миру: Англия, США, Германия, Франция, Австрия, Италия, в основном – оперы, более 40. Казалось, Любимов покинул страну навсегда. Но он вернулся. И начал новый этап собственной жизни. Ставил Пастернака, Солженицына – все то, о чем мечтал, и что, наконец, стало можно.
«Царствие небесное и вечная память Юрию Петровичу Любимову, – говорит Наталия Солженицына. – Он был великий режиссер. И великий гражданин. Он прожил жизнь долгую, трудную, и пример его жизни очень важен сегодня, потому что не так много остается у нас неравнодушных граждан, которые постоянно живут желанием сделать свою страну лучше. Пусть земля ему будет пухом».
«Добрый человек из Сезуана» – спектакль, с которого в 64-м началась «Таганка» и режиссерский путь самого Любимого, стал для мастера судьбоносным. Во время гастролей в Чехии в 2011-м, давали именно его, когда произошел конфликт с труппой. В результате Любимов ушел из созданного им театра, чтобы уже никогда не вернуться. После расставания с «Таганкой» продолжал работать. Поставил «Бесов» в театре Вахтангова.
«Некий пришел Микеланджело и из этого гранита сделал – из Юрия Петровича – такой камень – гранит – с такими атомными излучениями глаз, которые видно насквозь, но в которых видна воля, сила и расстрел вот этих всех негативных пошлостей, которые окружают нас. Он вернул такую колею моральную, эстетическую и напомнил нам о нашей миссии, нашей профессии», – делится художественный руководитель театра Вахтангова Римас Туминас.
После «Бесов» Любимов вновь вспомнил об операх – сделал «Князя Игоря» в Большом театре.
Одно из последних желаний Юрия Петровича – сохранить его кабинет в ходе реставрации, которая идет сейчас на Таганке, и превратить его в мемориальный. Здесь на стенах – легендарная коллекция автографов его друзей и коллег – со всего мира.
«Театр на Таганке должен носить имя Любимова, – считает поэт Евгений Евтушенко. – Безусловно, это должно состояться, несмотря на то, что произошло в последнее время. Это крошечный период по сравнению со всей историей театра. Так что даже нельзя представить, что Театр на Таганке не будет носить имя Любимова».
Юрий Любимов – эпоха советского театра. Луч его знаменитого режиссерского фонарика, выхватил многое из того, о чем никто не решался и не мог говорить. Он создал свой театр, который больше, чем просто театральные стены.
Прощание с Юрием Любимовым пройдет в среду в Театре имени Вахтангова. Похоронят режиссера – на Донском кладбище столицы, рядом с родителями.
"В столице вновь открылась знаменитая усадьба Замятина-Третьякова"
Знаменитая усадьба Замятина-Третьякова на Гоголевском бульваре готова принять гостей после многолетней реставрации. Здание было построено в XVIII веке. Одно время зданием владел брат основателя Третьяковской галереи Сергей Третьяков. Почти два десятилетия в усадьбе находилась художественная коллекция мецената Павла Третьякова. В конце XX века в этом здании разместился Российский фонд культуры. Но из-за аварийного состояния организация была вынуждена его временно покинуть. И вот сегодня состоялось торжественное открытие. Рассказывают «Новости культуры».
Решение о реставрации было принято восемь лет назад. Более чем за два века усадьба пережила два масштабных пожара и сильно обветшала. Команда реставраторов восстановила все залы и фасад здания. Теперь здесь снова будет располагаться штаб-квартира Российского фонда культуры.
«Фонд, так много вернувший в нашу страну, возвращается в историческое здание. Одно из самых красивых, наверное, зданий. Небывалой красоты! И теперь я уверен, что это станет любимым местом проведения больших культурных мероприятий, встреч, форумов работников культуры нашей страны. Это действительно праздник!», – говорит министр культуры РФ Владимир Мединский.
Президент фонда, Никита Михалков, поделился с журналистами масштабными планами на будущее. Российский фонд культуры начинает новую музейную программу «Гений места. Новое краеведение». По всей России будут представлены проекты, которые будут посвящены истории того или иного края. Первым таким регионом, в начале 2015 года, станет Дальний Восток.
«Новые технологии, новый подход и воспитание менеджмента, который будет нацелен, сфокусирован, и заточен именно на это. То есть, это должна быть мультипрограмма, связанная с постижением, для того, чтобы воспитывать в человеке, осознать осознанное существование на своей малой земле и большой», – рассказывает президент Российского фонда культуры, народный артист РСФСР Никита Михалков.
К открытию усадьбы Российский фонд культуры подготовил две выставки. Первая посвящена писателю Ивану Шмелеву. На стендах – личные письма, фотографии, документы. Родственники Шмелева передали архив в 2000 году после того, как Фонд культуры выполнил завещание писателя – перевезти его останки из Парижа в Москву. Сегодня же весь архив Ивана Шмелева был подарен фонду Дома русского зарубежья для дальнейшего исследования.
«Выставка не представляет и малой доли архива, но она уже очень впечатляет. Вот мы видели, как смотрят! Она начнется с того, что будет стоять в Доме русского зарубежья, и желающие смогут, потому что вход там свободный, и желающие смогут посмотреть», – поясняет Президент Русского Общественного Фонда Александра Солженицына Н.Солженицына.
Вторая экспозиция – утерянные работы таких художников как Нестеров, Виноградов, Суриков. Среди картин и полотно недавно открытого московского художника Бориса Такке «Катька». Мастер написал ее по мотивам поэмы Блока «12». Когда поэт был уже очень болен, ни цветы, ни поклонницы, ни успех его не радовали. Придя в мастерскую к Такке, Блок долго смотрел на картину, а потом сказал: «Да, это моя Катька».
«Путин: работу краеведческих музеев невозможно наладить без поддержки местных властей. Архив Ивана Шмелева Российский Фонд Культуры передает Дому русского зарубежья им.А.Солженицына»
Все права на материалы, находящиеся на сайте bfrz.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов и новостей сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на bfrz.ru обязательна.