Выставка «Великая война 1914–1918 гг. в памяти Зарубежной России»
С 25 сентября по 15 ноября 2014 года в Доме русского зарубежья им. А.Солженицына прошла выставка «Великая война 1914–1918 гг. в памяти Зарубежной России».
Для Дома русского зарубежья тема выставки имела особое значение. После революции и Гражданской войны в изгнании пребывали сотни тысяч участников боевой страды 1914–1918 годов. Как известно, в СССР Первая мировая война по идеологическим причинам оказалась «забытой». Напротив, во всемирном русском рассеянии память об участии России в Великой войне (именно это название чаще использовалось в эмиграции) хранилась свято. Там бережно собирались свидетельства и реликвии, посильно изучалась ее история, создавались музеи, архивы, библиотеки, научные и культурно-просветительские общества, печатались научные труды и бесценные мемуары. В эмиграции проявлялась трогательная забота о русских военных инвалидах, а скончавшихся на чужбине с почестями провожали в последний путь. Соратники и общественность находили силы и средства для установки достойных памятников защитникам России. Русское зарубежье выполняло миссию хранителя национальной памяти о Великой войне 1914–1918 годов. Выставка была призвана, хотя бы в малой доле отразить, проиллюстрировать великий труд этого ревностного хранения, почти вековые усилия эмиграции, благодаря которым напряжение народа и подвиги воинства России в Великой войне не забыты.
Подобная выставка проводилась впервые. Экспозиция была построена исключительно на основе фондов архивно-музейного комплекса Дома русского зарубежья, и в этом также ее особенность. Практически все, что можно было увидеть в зале, поступило от дарителей и ревнителей Дома — соотечественников, проживающих во всемирном русском рассеянии — от Австралии до Америки. Об этом напоминали специальные планшеты с их именами и портретами.
В экспозиции было задействовано около трехсот экспонатов. Среди них — документы, фотографии и фотоальбомы, вещи, награды и знаки отличия, предметы прикладного искусства и ремесла, печатные издания, карты и схемы, скульптура, литографии и плакаты. Большей частью оригиналы. Они несли информацию об основных очагах и формах хранения памяти, о культивировании знаний о Великой войне в Зарубежье. Это память сотен военных союзов и объединений, прежде всего — «полковых семей»; память военных историков и писателей; память семей и родов (домашние архивы и собрания); соборная память, выражавшаяся в молебнах и поминовениях, в публичных собраниях, помощи русским военным инвалидам и других формах.
Вполне самостоятельной частью выставки, размещенной на пути к выставочному залу, являлась фотогалерея «Незабытые могилы». Это малая часть военного некрополя Русского Зарубежья: около сотни могил русских воинов, упокоившихся в разных странах по всему миру. Их надгробные плиты и монументы — это зримая память эмиграции о защитниках России конца ХIХ – начала ХХ века. Такой фоторяд также был показан впервые. Не случайно символом нашего проекта был выбран знаменитый в зарубежье, но малоизвестный в России монумент на Новом кладбище в Белграде, воздвигнутый изгнанниками в 1935 году в память павших воинов русской армии и государя императора Николая II.
Основные отделы выставки имели собственные экспликации, которые в достаточной степени раскрывали их содержание. Этикетаж дополнял и конкретизировал информацию. Но более всего воздействовали и повествовали сами экспонаты. Правда, для этого нужно было внимательно присмотреться или вчитаться.
Экспозиция начиналась с военной присяги, портретов и барельефа Николая II. Здесь же Российский национальный флаг с помещенным на нем Императорским штандартом — так называемый «флаг единения Царя с народом», принятый в 1914 году и широко использовавшийся в пропаганде периода Великой войны. Под этим флагом, несущим следы времени, с 1926 года более полувека собирались члены Русского национального комитета в Лозанне и их последователи.
В витрине, посвященной «союзничеству», где были расположены французский лубок, открытки, Устав общества помощи «Русскому легиону чести» и другое, имелось и американское издание. На цветной вклейке изображена арка, декорированная флагами держав-победительниц. Российского флага на арке нет.
Подлинное богатство — дошедшие до нас материалы полковых союзов и объединений эмиграции. По их содержанию можно судить о крепости «полковой семьи», о силе военных традиций и верности им офицеров-изгнанников. А также о качествах, духовном облике, культуре русского офицерства. «Наш полк заветное, чарующее слово…» — все воинские братства на чужбине собирались под этими бессмертными строчками великого князя Константина Константиновича.
На соответствующем планшете — приказ командира легендарного л.-гв. Кексгольмского полка генерала Б.В.Адамовича, изданный в 1915 году в связи с убытием к новому месту службы на тот момент полковника Г.А.Барковского. А рядом — его же строки из «Приказания по Обществу офицеров полка» в эмиграции, написанные спустя пятнадцать лет в связи с кончиной генерала Барковского: «Мы потеряли одного из своих полковых деятелей, одного из влюбленных в свой Полк, — вернейшего, непоколебимого, пронесшего идеалы через войну, революцию и беженство — Георгия Андреевича Барковского».
Помимо истории «кексгольмцев» в экспозиции была отражена жизнь объединений таких полков, как л.-гв. Кавалергардский, л.-гв. Гусарский, 17-й драгунский Нижегородский Его Величества, 1-й гусарский Сумской генерала Сеславина, других. В собрании «сумцев» в старой раме сохранился большой фотоколлаж 1926 года из портретов членов объединения, декорированный полковником Н.А.Никольским, а также замечательная фигура всадника — офицера Сумского гусарского полка работы скульптора и художника-эмигранта А.А.Карамзина — ротмистра дружеского «сумцам» 5-го гусарского Александрийского полка (потомка историка Н.М.Карамзина).
Одна из витрин была посвящена Обществу взаимопомощи офицеров л.-гв. Конной Артиллерии, чей архив только что поступил из Парижа от их потомков. Там же — редкие фотографии, а также нагрудный знак гвардейских конно-артиллеристов и знак об окончании Пажеского корпуса, принадлежавшие офицеру общества Н.Д.Андро де Ланжерону (дар его сына Д.Н.Андро де Ланжерона, США).
Значительная часть экспозиции была основана на материалах Общества русских ветеранов Великой войны и Объединения кадет российских кадетских корпусов в Сан-Франциско, полученных в дар Домом русского зарубежья несколько лет тому назад. Не случайно ветеранам была посвящена еще и отдельная витрина. Это воинское братство родилось ровно 90 лет тому назад, в мае 1924-го. Но свой ежегодный праздник они отмечали 9 декабря, в традиционный для старой России день Георгиевских кавалеров. На знаке общества изображен св. Георгий и нанесены слова из последнего приказа Николая II: «И да ведет вас к победе святой великомученик и победоносец Георгий». На полках витрины были выставлены фотографии из жизни общества, протоколы их собраний, фотоальбомы из их архива, поступившие к ним от разных лиц и полковых объединений. Центральной фигурой общества был генерал-лейтенант А.П.Будберг. Он двадцать лет возглавлял Общество ветеранов, придал ему верные формы и принципы организации, сделал нравственные требования основополагающей нормой, благодаря чему этот союз действовал более полувека, фактически — до ухода из жизни последних соратников в конце 1970-х годов. Осталось великое наследие: помимо архивной части — уникальная библиотека, замечательный музей, доныне остающийся в Доме ветеранов и служащий их потомкам, бесценный «Вестник Общества русских ветеранов Великой войны» (более 250 номеров). У наследников Будберга хранился его фронтовой сундук и альбом с фотографиями военных лет. Два года тому назад эти реликвии (выставлены в витрине) были подарены Дому русского зарубежья правнучками генерала М.Джансон и М.-Л.Бери (США).
Около сотни изданий эмиграции по Первой мировой войне, составляющие библиотечный раздел выставки, были отобраны из Мемориальной библиотеки им. генерала барона А.П.Будберга. Эти книги, журналы представляют собой ценнейший и все еще недостаточно изученный пласт военно-исторического отечественного наследия, а кроме того свидетельствуют: Великая война русскими не была забыта, а память о подвиге воинства и народа не канула в Лету.
Другим убедительным примером этого утверждения служат экспонаты витрины, посвященной исследовательской, военно-исторической работе в эмиграции. Был представлен специальный номер газеты «Русский инвалид», выпущенный в Париже «Комитетом для ознаменования 25-летия вступления России в Мировую войну» под председательством великого князя Бориса Владимировича. Десятки видных деятелей, военачальников, ученых, писателей поместили в этом номере свои материалы. Он знаком многим исследователям Зарубежья. «Изюминка» в том, что из архива Общества взаимопомощи офицеров л.-гв. Конной Артиллерии (Париж), переданного в Дом их потомками, здесь демонстрировались документы, письма, рукописи статей, относящиеся к подготовке этого выпуска газеты, отражающие его «кухню». Их сохранил полковник В.С.Хитрово, который был секретарем комиссии по подготовке номера. Он же собрал десятки программок и пригласительных билетов военно-исторической комиссии гвардейской конницы. С ними также можно было ознакомиться.
В собраниях, обществах, союзах военной эмиграции кипела работа по освещению, изучению, осмыслению боевого опыта Великой войны. Об этом говорят, в том числе, схемы к докладам и трудам, выполненные полковниками В.С.Хитрово, В.П.Глиндским (впоследствии священником). На папке, в которой в Обществе ветеранов хранились материалы Глиндского, — надпись: «Передать историку Первой мировой войны». Чудным образом сохранился гипсовый макет местности района реки Стоход, где в 1916 году в тяжелейших боях истекала кровью Российская императорская гвардия. Его в 1934 году собственноручно изготовил один из последних командиров л.-гв. Казачьего полка генерал-майор К.Р.Поздеев. Это дар нашему Дому от Объединения потомков л.-гв Казачьего Его Величества полка (Париж). Неизменным украшением выставок являются рисунки мундиров Русской армии, выполненные выдающимся военным историком эмиграции В.В.Звегинцовым (Париж). Он сын офицера-кавалергарда — ровесник Великой войны. В этом году — его столетие (скончался в 1996 году).
Сто лет исполняется в этом году и В.М.Томичу (Сан-Франциско) — выдающемуся историку русской авиации и собирателю. Он не дожил до этой фантастической даты ровно год. Самый большой раздел нашей выставки был посвящен ему и его наследию (в части, касающейся Великой войны). В него входили фрагменты собранных им «Материалов по русской военной истории», листы с фотографиями для его беспримерного труда (пока не изданного) «Русские воздушные силы», его статьи, документы русских летчиков, их награды, знаки, погоны, авиационный флаг (может быть, единственный сохранившийся подлинный экземпляр) и значок авиаотряда, фурнитура, различные издания и многое другое. Были представлены увеличенные копии редких фотографий и документов, изготовленные В.М.Томичем для выставок, которые он периодически устраивал в Доме ветеранов, Русском центре, русских воскресных школах. Абсолютно уникальна четырехметровая «Схема применения авиации на войне с Германией по опыту русского Западного фронта», составленная полковником П.А.Самойло в Харбине в 1921 году. Разглядывать ее, как и все названные материалы, можно часами.
Центральное (по расположению) место занимали несколько витрин с наградами, знаками, мемориальными предметами прикладного искусства. Фалеристика из фондов нашего Дома была столь широко представлена, пожалуй, впервые. Такие экспонаты обладают особой притягательностью, всегда привлекают внимание посетителей. Рассматривая ордена, медали, нагрудные знаки и жетоны, следует помнить: все они украшали мундиры русских офицеров-изгнанников; все они — символы их боевой доблести и героизма, успехов в учебе и службе, признания начальников, соратников и товарищей. В большинстве случаев принадлежность наград и знаков известна и указана, в некоторых имеются лишь предположения, ибо дарители затруднились дать точные сведения. Обратим особое внимание на «Медаль пятидесятилетия начала Первой мировой войны», отчеканенную Обществом ревнителей русской военной старины (Париж) в 1964 году. Увеличенные изображения ее аверса и реверса украшают один из пилонов выставочного зала. В витринах рядом с наградами и мемориальными предметами лежали ладанки, нательные иконки, принадлежавшие полковнику А.А.Линицкому (в начале войны подпоручик л.-гв. Уланского Его Величества полка) и генерал-майору Н.И.Штакельбергу (в 1914-м —полковник л-гв. Кексгольмского полка). Имеется и надпись А.А.Линицкого: «Дала мама, когда я уходил на войну в 1914 году». Н.И.Штакельберг, скончавшийся в Австралии, описал, как ему и его младшему сослуживцу В.К.Витковскому (впоследствии известному генералу) перед их убытием на фронт ладанки с иконками надела на шею мать Витковского. Из семидесяти двух кадровых офицеров полка, вышедших на войну, остались живы, не были ранены, не попали в плен только они вдвоем.
На многих выставках демонстрируются красочные плакаты, военно-пропагандистские издания, лубок периода Великой войны. Имелось это и в нашей экспозиции. Отличие в том, что к нам они поступили, как и все иные экспонаты, из зарубежья, имея свои пути, свою историю. Так плакаты займов — из коллекции С.Н.Крикорьяна (Швейцария). Он приобрел их полвека тому назад у вдовы крупного немецкого коллекционера, большого знатока русской культуры и литературы. Уже тогда они были «упакованы» в тонкие деревянные рамки, в которых они поступили к нам от дарителя, в них же были и представлены в зале.
Динамичность экспозиции придавала мультимедийная составляющая. На телевизионной панели демонстрировались более двухсот фотографий, документов, иллюстраций из фондов Дома, а также кинохроника, что существенно повысило информативность выставки.
Представляется, что наследие, собранное в данной экспозиции, весьма красноречиво повествует о выполнении Русским Зарубежьем миссии по сохранению памяти о Великой войне. И священный огонь этой памяти будет светить еще многим и многим поколениям граждан России.
Выставка была подготовлена участием и усилиями множества лиц. Основную, громадную работу провели сотрудники отдела военно-исторического наследия Дома русского зарубежья, историки, исследователи А.С.Кручинин (руководитель), А.В.Марыняк, А.А.Петров, Н.А.Кузнецов, И.Н.Балабанова, а также сотрудники архивно-музейного комплекса, прежде всего И.П.Мирошникова. Дизайн центрального баннера — И.Ю.Домниной.
Важнейшую роль в оформлении экспозиции играл художник выставки В.В.Самошкин. Монтаж экспозиции на высоком профессиональном уровне осуществили сотрудники компании «ЭкспоАртСервис» (генеральный директор М.А.Петрунин). Техническое обеспечение выполнили сотрудники инженерно-технических служб ДРЗ В.В.Шишков, Г.Г.Круглик и их коллеги под руководством заместителя директора ДРЗ М.С.Петрановского. Все они заслуживают слов самой глубокой благодарности.
Куратор проекта И.В.Домнин
Постоянная ссылка на данную страницу: http://bfrz.ru/static/250914_velikaya_voina_1914-1918/
|
|