Солнце в зените. Перрон Павелецкого вокзала – пыль, суета, тридцатиградусная жара. Поезд на Камышин вот-вот отправится. И я, сотрудник научного отдела ДРЗ Елена Кривцова, впервые еду в Музей - усадьбу «Ивановка» что почти в 200 верстах от Тамбова на научную конференцию. Наконец-то! Давно хотелось попасть в эти места, тесно связанные с именем Сергея Васильевича Рахманинова. В поместье своего тестя (и одновременно мужа родной тётки Варвары Аркадьевны) А.А. Сатина – деревне Ивановке Рахманинов жил каждое лето с 1909 по 1917 год: на паях с родственниками жены занимался хозяйственной жизнью поместья, отдыхал, благоустраивал дом и близлежащие плодородные земли, покупал технику для сельскохозяйственных работ. Но, главное, писал музыку, отказываясь весной и летом от всех гастрольных предложений. В Ивановке им был написан Третий фортепианный концерт (1909) и многие другие сочинения – шедевры мировой музыкальной культуры.
23 мая. Обловка – Уварово – Ивановка
После утомительной 12-ти часовой дороги (состав три раза менял локомотив, поезд час стоял в Тамбове) в три часа ночи (или уже утра?) я прибыла на станцию Обловка. Оказалось, большинство участников I Научного Собрания памяти Рахманинова сошли с этого же поезда (а другого-то до Ивановки нет!). Нас встретил и «пересчитал по головам» сам директор музея – Александр Иванович Ермаков. Его подвижническая деятельность по возрождению усадьбы Сатиных и созданию музея С.В. Рахманинова в музыкальных кругах Москвы и Петербургахорошо известна. «Чтобы всё восстановить и трёх жизней мало» – слова А. И. Ермакова не преувеличение. Воссозданию поместья, которое сровняли с землей местные крестьяне в 1917 – 1921 гг. он отдал тридцать лет своей жизни. Большая часть гостей разместилась в усадьбе, меньшая, в том числе и я – в гостинице райцентра Уваровка, что в 20 км от имения Сатиных-Рахманиновых. Уваровка оказалась ничем не примечательным поселком с унылыми пятиэтажками и бетонными постройками 70-х годов прошлого века. Рядом на пятачке около магазинов старушки продавали молоко утренней дойки и пионы. Тротуары норовили плавно «перейти» в тамбовский чернозем. Скучно и уныло как-то. На этом фоне усадьба «Ивановка» оказалась просто оазисом! За оградой поместья – расчищенные дорожки, тенистые аллеи, постриженные газоны, клумбы с цветами, ухоженные постройки. В центре деревянный усадебный дом Сатиных, восстановленный при участии внучатого племянника композитора Юрия Павловича Рахманинова. Внутри в общих чертах реконструированы интерьеры усадебного дома начала ХХ века: гостиная с белым роялем (почти такой же как при Рахманинове, называвшего инструмент «барчуком» за нарядный вид и тугие клавиши), двойная деревянная лестница с балясинами так же ведет на второй этаж. Как и прежде, через застекленную башенку на крыше льется таинственный свет. Трудно поверить, что почти ни одной подлинной вещи не сохранилось. Дом живой, словно композитор здесь незримо присутствует.... Рядом с усадьбой находится флигель – где жил Сергей Васильевич Рахманинов с женой и детьми. За домом аллеи и тропинки с беседками и "вертоградами" ведут к причудливо изогнутому большому пруду. И везде сирень! Хотелось петь рахманиновскую «Сирень» (романс на слова Е. Бекетовой): "Поутру на заре. По росистой траве. Я пойду свежим утром дышать". В свое время Ирина Константиновна Архипова, большой друг «Ивановки», помогла высадить более 70сортов любимого (...и еще ландыши любил! Е.К.) композитором, растения. По словам директора музея, при Сатиных сирени было больше – в парке росло около 150 сортов. После официальных приветствий начались мероприятияIНаучного Собрания памяти С.В. Рахманинова: пленарные и секционные заседания, круглый стол, концерт, экскурсии. Программа и пресс-релиз конференции подробно представлены на сайте музея ivanovka@list.ru, http//ivanovka-museum.ru, потому пишу лишь о том, что запомнилось, о том, что обычно исчезает из официальных отчетов, являясь, в конечном итоге, самым важным в любой конференции: открытие нового, неожиданные повороты в научных докладах, общение с коллегами, в общем, впечатления. Краевед из г. Старая Русса Наталья Басманова представила документальный фильм об исчезнувшем ныне с лица земли селе Семёново Старорусского уезда Новгородской губернии. Судя по обнаруженным в конце 60-х годах прошлого века архивным документам, именно там, а не в упомянутом во всех биографиях, Онеге под Великим Новгородом, в 1873 году родился великий композитор. На месте села Семёнова водружен памятный знак-камень, однако проехать туда невозможно. Безлюдный русский северный лес поглотил все тропы и дороги. Об этом серия фотографий, составивших небольшую выставку «Вернись на родину, душа» по мотивам фильма. «К гению дороги нет....», – неоднократно повторяла Н. Басманова. Позволю себе возразить: «к гению дорога есть...»! Путь к Рахманинову в его музыке: слушать, сопереживать, мыслить. Глубинной проблеме национальной культуры– сохранению исторической памяти посвящен доклад «Из рода Рюриковичей»: пушкинская родословная русской музыки» профессора кафедры истории музыки Ростовской консерватории им. С.В. Рахманинова Н.В. Бекетовой. Увлекательное раскрытие темы доклада увенчалось выкладками о генеалогических связях между Пушкиными и Рахманиновыми. Новым оригинальным поворотом в изучении стиля и жанров творческого наследия композитора стало выступление доктора искусствоведения О.Е. Шелудяковой (Уральская консерватория имени Мусоргского) «Некоторые особенности мелодики Рахманинова как типа высказывания». Привлекая в качестве примера, казалось бы, хорошо знакомые сочинения, докладчик структурировала мелодии по типам: от бесконечных, на всё сочинение, мелодий (как в «Вокализе») до коротких повелительных мелодий-мотивов (как в Прелюдиях и Этюдах – картинах). Мелодия у Рахманинова рассматривается как процесс музыкального высказывания в культурологическом контексте. После выступления теоретиков особенно живо и «конкретно» прозвучали голоса музыкантов- практиков, то есть исполнителей и педагогов. Пианист, профессор кафедры специального фортепиано Российской академии музыки имени Гнесиных С.Е. Сенков в докладе «Некоторые черты малой формы в Этюдах-картинах Рахманинова» на примере менее известных номеров (если это словосочетание вообще применимо к Рахманинову)опуса 39 продемонстрировал словесно и на рояле (тут же играл нотные примеры) «неочевидные» черты музыкального языка композитора. Указывая на новаторство Рахманинова в гармонии и мелодике, докладчик отчасти опроверг широко бытующее мнение о композиторе как «традиционалисте»,лишь продолжающем и развивающем русские романтические традицииXIX в. С. Сенков пришел к выводу, что Этюды-картины оп. 39 – сочинения, современные музыке ХХ века по средствам выражения, по форме представляют собой однотемные одночастные сонаты. Выступившая далее Ю.В. Фёдорова, старший преподаватель кафедры специального фортепиано Российской академии музыки имени Гнесиных, обратилась к первому и последнему (№ 4) фортепианным концертам Рахманинова. Эти сочинения разделяет почти сорок лет – целая жизнь композитора. Как отметила Ю.В. Фёдорова, в исполнительской практике Четвертый концерт необычайно труден по энергетике и эмоциям и даже «опасен для здоровья» солиста. Докладчица напомнила имена музыкантов, для которых исполнение этого сочинения Рахманинова стало последним в жизни (например, пианисты Т. Николаева, А. Скавронский). Кульминацией и одновременно музыкальной иллюстрацией событий первого дня Научного Собрания стал концерт студентов Гнесинки первокурсницы Алины Мушкариной (класс Ю. Фёдоровой) и лауреата международных конкурсов студентки 3 курса Елизаветы Сухопаровой (класс С. Сенкова). А. Мушкарина сыграла программу только из сочинений Рахманинова и подкупила очень личной, лирической интерпретацией музыки. Думается, сочинения композитора не обязательно играть«по-мужски» – то есть мощно, определенным звуком, копируя неповторимую исполнительскую манеру Рахманинова-пианиста. «Девичье» туше и бесхитростное прочтение его сочинений также имеют право на жизнь и трогают душу. Имею в виду удачное исполнение пианисткой Прелюдии Ми бемоль мажор. Изрядное дарование и опыт другой исполнительницы – Е. Сухопаровой, позволили поразить публику сложностью программы. Надо обладать недюжинной выносливостью, чтобы после сонаты «По прочтении Данте» и этюда «Дикая охота» Ференца Листа виртуозно сыграть Этюд-картину доминор соч.39 № 1 Рахманинова и завершить концерт Первой сонатой Прокофьева! Всё прозвучало эмоционально, артистично, с техническим блеском. Браво! За два дня конференции музыка не умолкала в Ивановке: студентки то занимались на рояле во флигеле, то по просьбе приехавших с экскурсией гостей усадьбы играли Рахманинова и не только. Кроме того выступали учащиеся музыкальных школ и училищ Тамбова, Борисоглебска, Воронежа – в усадьбе состоялся мастер-класса профессора РАМ им. Гнесиных пианиста С.Е.Сенкова. Звуки рояля разносились по парку и сидя в любимой беседке Рахманинова (восстановлена по воспоминаниям очевидцев, как и дорожка к беседке из красного кирпича Е.К.) можно было вообразить, что на календаре май, но не 2014, а 1914 года. Большая семья Сатиных – Рахманиновых собралась в Ивановке, чтобы по традиции вместе провести лето. С теннисного корта (теперь на его месте здание Ивановской средней школы. Е.К. )доносится голос жены композитора Натальи Александровны, большой поклонницы диковинной для русской провинции игры. В гараже (бывшем амбаре) под умелыми руками механика «пофыркивает» «Лорелея» – любимый автомобиль Рахманинова. Дочки его, рожденные здесь в Ивановке, Ирина и Танюша, Слава Богу, здоровы и веселы. Деревня всегда была им на пользу. А сам Сергей Васильевич во флигеле за работой. Возможно, сейчас зреет творческий замысел гениального«Всенощного Бдения». К партитуре этого духовного цикла Рахманинов приступит в конце 1914 года. Последнее мирный май в России!До Первой Мировой осталось чуть-чуть.
24 мая. Ивановка
Второй день конференции начался с незаявленного в программе и в некотором роде сенсационного выступления С.Е. Сенкова. Он показал виды Сенара (поместья Рахманинова под Люцерном), снятые им на мобильный телефон в начале мая этого года. Съемка дома, ландшафта, интерьеров, мемориальных предметов вызвала особый интерес присутствующих в связи спредстоящей продажей швейцарского наследия Рахманинова на аукционе. И хотя Министерство культуры РФ подключилось к решению проблемы сохранения Сенарадля России, чувство тревоги за сохранность рахманиновских библиотеки, архива, мемориальных предметов не покидало присутствующих. Доверительные, неравнодушные замечания и комментарии автора съемок дополнили увиденное: рахманиновский рояль, столовое серебро с монограммами, подушечка с вышитым словом «SENAR», сундук с неизвестной кинопленкой (возможной с хроникой жизни композитора) и многое другое. Хочется выразить особую благодарность С.Е. Сенкову за эту бесценную информацию. В рамках секции «Культурно-исторические параллели» мной был прочитан доклад о Прокофьеве и Рахманинове, показаны иллюстрации (подборка архивного материала) и прослушаны музыкальные фрагменты(«Литургия Иоанна Златоуста» Рахманинова и Первый фортепианный концерта Прокофьева). Музыкальные темы схожи, интонационное и ритмическое единство удивительно. Однако, доклад не у всех рахманиноведов вызвал интерес – сказалась некоторая инертность мышления слушателей. В отечественном музыкознании привычно противопоставление Рахманинова и Прокофьева, их творчество редко рассматривается с точки зрения музыкального сходства. С вниманием был воспринят доклад кандидата искусствоведения И.А. Медведевой, которая обнаружила обширную переписку С. В. Рахманинова с Комитетом по делам образования молодежи в изгнании (1921 – 1932) в фондах Библиотеки Конгресса (США). Известная в общих чертах благотворительная деятельность композитора за рубежом обрела конкретные примеры. Так И.А. Медведева рассказала собравшимся о судьбе одного из пенсионеров Рахманинова –эмигранта Григория Цицерошина. В заключение выступления докладчица продемонстрировала две архивные записи: Ф.И. Шаляпин читает стихотворение С. Надсона «Грёзы», Н. В.Плевицкая поёт курскую народную песню «Беляницы, румяницы вы мои» с аккомпанементом С.В. Рахманинова. Эти записи (США, 1922 и 1926 гг.) достаточно хорошо известны, однако, вновь услышать их в гостиной рахманиновской усадьбы было большим удовольствием. Завершил конференцию Круглый стол, в рамках которого были подведены итоги Собрания, намечены планы на будущее, состоялся обмен мнениями по основным направлениям рахманиноведения, говорилось об издании сборника по материалам конференции. Поздним вечером 24 мая состоялся разъезд гостей Собрания. Гостеприимный директор Музея-усадьбы провожал нас до станции Жердевка, что в 70 километрах от Ивановки. В полночь комфортабельный волгоградский экспресс мчал меня обратно в Москву.
Елена Кривцова
PS. Огромная благодарность всем сотрудникам Музея-усадьбы «Ивановка» Тамбовской области, лично Александру Ивановичу Ермакову и ученому секретарю музея Ирине Николаевне Вановской за гостеприимство и прекрасную организацию мероприятий. Фотографии с«места события» предоставлены И.Н. Вановской. Е.К.
Все права на материалы, находящиеся на сайте bfrz.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов и новостей сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на bfrz.ru обязательна.