МАЙ----------------------------------------
Токио Симбун / 17.05.2014
«В России открыли выставку, посвященную мыслителю К. Канмаса, жертве сталинского режима»
pdf- на японском языке
----------------------------------------
Ex-Libris Независимая Газета / 15.05.2014
Статья В.Леонидова «Певец «нравственной оседлости». Сигурд Шмидт о Москве, Окуджаве, Цветаевой и конструктивизме»
Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев умел находить точные слова. Именно ему принадлежит термин «нравственная оседлость». Врастание в духовные традиции как своих предков, так и, естественно, в места и края, где ты живешь. Нравственность, определяющаяся «любовью к родному пепелищу, к отеческим гробам». Мне кажется, нет сомнений, что все годы после смерти Лихачева был человек, который во многом, насколько это было возможно, заменил его и выполнил ту общественную роль, которую Дмитрий Сергеевич играл в нашем обществе. Я имею в виду Сигурда Оттовича Шмидта, который тоже собой олицетворял эту «нравственную оседлость».
У него было много званий и титулов. Академик РАО, советник РАН, заслуженный профессор РГГУ, главный редактор «Московской энциклопедии». Более тысячи статей, книги, бесчисленные просветительские выступления, редактура книг и справочников. Казалось, он ни секунду не мог прожить без работы. А еще за почти 70 лет преподавательской работы он оставил множество учеников, многие из которых стали гордостью российской и мировой науки.
Бродский говорил об Ахматовой: «Она одним поворотом головы превращала Вас в homo sapiense». Абсолютно то же можно было сказать о Сигурде Оттовиче.
Трудно измерить, сколько памятников архитектуры было спасено благодаря его участию, сколько бесценных документов опубликовано. Председатель Археографической комиссии, главный редактор «Археографического ежегодника, председатель Союза краеведов России, он неустанно бился за сохранение исторической памяти. В самые трудные годы «пробивал» издание источников, связанных с православием или «сомнительными именами». Мало кто знает, что именно благодаря Сигурду Оттовичу в новейшее время было возвращено все значение Арбата как важнейшей социокультурной общности Москвы, как заповедника памяти о лучших людях нашей страны.
Москва вообще была его безмерною любовью. Все 92 года своей жизни он прожил в Кривоарбатском переулке, возле знаменитого конструктивистского дома Мельникова. Совсем рядом – памятник Булату Окуджаве: к тому, чтобы появилась эта скульптурная группа, Шмидт приложил немало сил. Как и что в течение многих лет писал Сигурд Оттович о Москве, сегодня можно узнать из его книги. Причем это только первая книга, намечено издание второго тома.
Перед нами – панорама разнообразных статей и исследований, написанных этим замечательным человеком в разные годы. Здесь и работы по изучению источников времен Московской Руси, и материалы по истории Кремля и его музеев, и заметки о московском детстве Пушкина, и изумительный рассказ о пушкинском празднике 1880 года, когда со своей знаменитой речью выступил Достоевский. Много пишет автор о московских архивах, о новой дисциплине – москвоведении, об истории создания Исторического музея, о создании академиком Тихомировым Археографической комиссии. Снова рассказывает о спорах вокруг появления «Слова о полку Игореве» и размышляет о роли студенческого кружка источниковедения, который возглавлял более полувека. Вновь и вновь возвращается к роли краеведения в воспитании нового поколения, настаивая, как много значит формирование исторического сознания и любви к родным местам. Конечно, пишет о московских просветителях как ХVIII и XIX века, так и о тех, кто жил недавно, например о профессуре МГУ. Еще и еще раз напоминает о значении Марины Цветаевой и ее отца, великого создателя Музея изобразительных искусств Ивана Владимировича Цветаева.
Особенно выделяется в сборнике большое исследование «Арбат в истории и культуре России». Сигурд Оттович рассматривает историю великой улицы и ее окрестностей с давних времен, с 1493 года, когда в летописи был упомянут «пожар на Орбате». Он прослеживает пути создания дворянских усадеб, складывание этой удивительной общности людей высокой, ныне почти исчезнувшей культуры, которую впоследствии Булат Шалвович воплотил в слово «Арбатство».
Шмидт приглашает нас на прогулку по километру Арбата и множеству окружающих его переулков. Словно всполохи, высвечиваются имена самых разных людей, здесь живших. И Герцен, и певец старой Москвы Борис Зайцев, доживший в Париже до 92 – того же последнего рубежа, что и Шмидт. И, конечно, Пушкин, проведший здесь детство, ведь именно из дома на перекрестье Большой Молчановки и Борисоглебского его увезли в Лицей в 1811 году. И венчался он в этих местах, и первая квартира его после женитьбы также была на Арбате.
Мы узнаем об адресатах пушкинских московских друзей, о революционерах и государственных деятелях, живших на Арбатской стороне. Бездонная память Сигурда Оттовича возвращает нам имена московской интеллигенции – врачей, учителей, исследователей, также связавших свою жизнь с Арбатом.
Все работы Шмидта написаны ясным, прозрачным языком, в обрамлении многочисленных ссылок на использованные источники – книги, архивные документы, иногда устные воспоминания. Ведь за свою жизнь он знал столько выдающихся людей, и они очень любили его. Человека, ставшего живым мостом между культурой прошлого и современностью.
----------------------------------------
Радио «Голос России» / 13.05.2014
"Судьбы русских учеников Токийской семинарии под призмой истории"
pdf- на японском языке
----------------------------------------
Rosia NOW (регулярное приложение российской газеты к японской национальной газете Майнити (Mainichi) / 08.05.14
«Семинаристы Токийской православной духовной семинарии»
pdf- на японском языке
----------------------------------------
Информационный портал «Фонд Русский Мир» / 4.05.2014
«О судьбах русских выпускников токийской семинарии рассказывает выставка в Москве»
В Москве, в Доме русского зарубежья им. А. Солженицына, открылась выставка «Дело русских семинаристов», посвящённая ученикам Токийской православной семинарии начала прошлого века. В экспозиции представлены фотографии, документы, аудио- и видеоматериалы, а также личные вещи выпускников семинарии, пишет «Российская газета».
Абсолютное большинство фамилий семинаристов неизвестны даже экспертам, однако эти люди — японоведы и разведчики — были не просто свидетелями, но и активными участниками важнейших событий на Дальнем Востоке в начале ХХ века.
В различных архивах Японии и России сохранилось огромное количество материалов, посвящённых русским выпускникам Токийской православной семинарии. Большая часть информации в России по-прежнему остаётся засекреченной. Однако усилиями исследователей удалось получить доступ к документам, хранящимся в Японии — стране, где прошла значительная часть их жизни, а также разыскать потомков некоторых семинаристов.
Всё началось, когда японист Александр Куланов в 1998 году всерьёз решил «докопаться» до истоков возникновения самбо. Так он узнал о Василии Ощепкове — одном из самых известных выпускников семинарии, который приехал в столицу Японии 31 августа 1907 года. Он окончил там школу дзюдо Кодокан и стал четвёртым по счёту выпускником-европейцем и первым из русских, кто постиг секреты японского единоборства.
Вернувшись в Советский Союз, Ощепков занялся пропагандой дзюдо и созданием нового вида борьбы, который через десять лет после его смерти получил название самбо. Уже в 1917 году он провёл первые командные соревнования по дзюдо, а в 1932 году добился включения этого вида спорта в программу комплекса ГТО.
В 1937 году Ощепков погиб. Однако семья и ученики сохранили достаточно много материалов о нём. Его внучка Татьяна Ксендзова предоставила личные вещи, которые также можно посмотреть на выставке.
Изучение судьбы этого человека вывело Куланова на некоторых других русских семинаристов. «Из 24 биографий нам удалось достаточно полно восстановить шесть жизненных путей, — говорит учёный. — Пять человек погибли, однако один из этих шести, Исидор Незнайко, дожил до глубокой старости. Он успел рассказать своему внуку Виктору Незнайко про учёбу, взаимоотношения с японскими преподавателями, про первые опыты перевода русской классики. Именно благодаря его судьбе нам удалось собрать много информации о семинаристах».
Александр Кустов, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»
----------------------------------------
Российская газета / 1.05.2014
«Москвичи познакомятся с «Делом русских семинаристов»»
В Москве открылась выставка под загадочным названием "Дело русских семинаристов". Экспозиция посвящена ученикам Токийской православной семинарии начала прошлого века, чьи жизненные пути, определенно, могут стать основой для сценария остросюжетного детектива.
В их судьбах, по словам организаторов, самым драматическим образом сплелись простые человеческие желания и трагедии целых народов, личные интересы и интересы сразу нескольких спецслужб. Абсолютное большинство фамилий семинаристов неизвестны даже экспертам, однако эти люди - японоведы и разведчики, были не просто свидетелями, но и активными участниками важнейших событий на Дальнем Востоке в начале ХХ века. Очевидно, что многие тайны еще только предстоит раскрыть.
В различных архивах Японии и России сохранилось огромное количество материалов, посвященных русским выпускникам Токийской православной семинарии. Большая часть информации в России по-прежнему остается засекреченной. Однако усилиями исследователей удалось получить доступ к документам, хранящимся в Японии - стране, где прошла значительная часть их жизни, а также разыскать потомков некоторых семинаристов.
Благодаря этому московская публика сегодня может познакомиться с фотографиями, документами, аудио- и видеоматериалами, а также увидеть личные вещи выпускников семинарии.
Все началось, когда японист Александр Куланов в 1998 году всерьез решил "докопаться" до истоков возникновения самбо. Так он узнал о Василии Ощепкове. Изучение судьбы этого человека вывело Александра на некоторых других русских семинаристов.
Напомним, что Василий Ощепков - один из самых известных выпускников Токийской православной семинарии. Он приехал в столицу Японии 31 августа 1907 года. В отличие от других учеников, Ощепков окончил школу дзюдо Кодокан.
Примечательно, что Василий Ощепков стал четвертым по счету выпускником-европейцем и первым из русских, кто постиг секреты японского единоборства.
Вернувшись в Советский Союз, Ощепков занялся пропагандой дзюдо и созданием нового вида борьбы, который через десять лет после его смерти получил название самбо. Уже в 1917 году Василий Ощепков провел первые командные соревнования по дзюдо, а в 1932 году добился включения этого вида спорта в программу комплекса ГТО.
К несчастью, в 1937 году Ощепков погиб, его репрессировали. Однако семья и ученики сохранили достаточно много материалов о Василии Ощепкове. Его внучка Татьяна Ксендзова предоставила личные вещи, которые также можно посмотреть на выставке. Среди них зеркало Ощепкова, в которое десятилетия назад смотрелся он сам, его родственники, в которое смотрелись японские аристократы. Со многими из них Ощепков поддерживал дружеские отношения.
После ареста в 1937 году многие открещивались от знакомства с Василием Ощепковым. Тем не менее, нашлись люди, которые не стали этого делать. Благодаря их смелости спустя много лет мы можем видеть фотографии Ощепкова и даже кинохронику с его участием.
Три года назад Александр Куланов, делая презентацию о жизни Василии Ощепкова, думал, что это станет своеобразным подведением итогов большой исследовательской работы. Оказалось, что тот день стал началом другого большого пути. "Три года назад, можно сказать, и началось "дело русских семинаристов", - признается корреспонденту "РГ" Александр Куланов. "Именно тогда начали отзываться люди, стали помогать, всплыли новые фамилии. Я сразу стал искать, и завертелось", - добавляет он.
"Из 24 биографий, нам удалось достаточно полно восстановить шесть жизненных путей, - говорит Александр Куланов. - Пять человек погибли, однако один из этих шести, Исидор Незнайко, дожил до глубокой старости. Он успел рассказать своему внуку Виктору Незнайко про учебу, взаимоотношения с японскими преподавателями, про первые опыты перевода русской классики. Именно благодаря его судьбе нам удалось собрать много информации о семинаристах".
Насколько реально приоткрыть завесу над судьбами остальных семинаристов, о которых сегодня неизвестно практически ничего. С этим вопросом корреспондент "РГ" обратился к японоведу и организатору выставки Александру Куланову.
"Это вполне реально, только необходимо приложить очень серьезные усилия. Во-первых, нужно получить доступ в российские архивы, что сегодня бывает сделать очень сложно, - отмечает Александр Куланов. - Куда-то меня пустили. Например, в Госархивы РФ и Дальнего Востока, а куда-то попасть оказалось практически невозможно. Помогают энтузиасты с разных концов Земли. От Парижа и до японского города Кобе они ищут информацию. Мы обмениваемся данными друг с другом".
----------------------------------------
Постоянная ссылка на данную страницу: http://bfrz.ru/static/smi_0514/
|