«Страна живописной натуры, земля свободы и благополучия»Выставка приурочена к 200-летию установления дипломатических отношений России и Швейцарии. Страной «живописной натуры, свободы и благополучия» назвал Швейцарию русский историк, писатель и поэт Н.М. Карамзин. Его книга «Письма русского путешественника» (1792) «открыла» Европу русским читателям. После Карамзина Швейцария станет излюбленным маршрутом путешествий деятелей русской культуры. Экспозиция выставки отражает влияние Швейцарии на творчество русских ученых, художников, музыкантов и писателей XVIII–XX вв. На выставке представлены книги, альбомы, периодические издания, а также материалы из архивного собрания Дома русского зарубежья им. А. Солженицына. Живописное творчество художников отражено в коллажах. Официальной датой начала российско-швейцарских дипломатических отношений считается 22 февраля (6 марта) 1814 г., когда граф И. Каподистрия был назначен первым посланником России в Швейцарии. Однако российско-швейцарские контакты имеют более чем 200-летнюю историю. Начиная со второй половины XVII в. важнейшей областью соприкосновения между странами были миграционные потоки в обоих направлениях. Для швейцарцев Россия была благоприятной почвой для реализации своих профессиональных знаний в различных сферах деятельности. Имена Ф. Лефорта, Ф. Лагарпа, Д. Трезини и многих других подданных Швейцарии неразрывно связаны с российской историей и культурой. Для русских Швейцария была местом, где они получали образование, знакомились с культурными достопримечательностями, отдыхали, поправляли здоровье и черпали вдохновение.
Экспозицию открывает раздел, в котором представлены книги, рассказывающие об истории российско-швейцарских отношений, политических, культурных и религиозных связях двух стран.
Продолжает выставку раздел, посвящённый русским писателям в Швейцарии. «Письма русского путешественника», в которых 23-летний Н.М. Карамзин описал своё путешествие по Европе, стала настольной книгой для многих поколений. Литературный критик, поэт С.П. Шевырёв в 1829–1832 гг., находясь в Италии и Швейцарии, вёл дневник, одной из главных тем которого была историческая судьба России. Н.В. Гоголь в Швейцарии продолжил работу над поэмой «Мёртвые души», начатую в Петербурге. По словам писателя, в этом произведении должна была явиться «вся Русь». Л.Н. Толстой в 1857 г., путешествуя по Швейцарии, в Люцерне остановился в известном отеле Швайцерхоф. Писатель восторженно отозвался о красоте местной природы и, вместе с тем, заметил несоответствие этой красоты чопорности аристократов — постояльцев отеля. Здесь Толстой начал писать рассказ «Люцерн» (1857). Ф.М. Достоевский со своей молодой супругой А.Г. Сниткиной провели в Швейцарии чуть больше года — сначала в Женеве, затем в Веве. Несмотря на то что это было мучительное время в их жизни (здесь родилась и через три месяца умерла их дочь Соня, семья находились в тяжёлом материальном положении, кроме того швейцарский климат не благоприятствовал и без того слабому здоровью писателя), Достоевский начал писать одно из самых известных своих произведений — роман «Идиот» (1868). Для М.А. Волошина и М.В. Сабашниковой в 1905 г. Цюрих стал городом любви. В.В. Набоков последние 17 лет жизни провёл в Монтрё. Здесь писателем были написаны известные романы — «Бледное пламя» (1962), «Ада» (1969) и др.
Следующий раздел выставки посвящён русским художникам в Швейцарии. Экспозиция охватывает творчество художников конца XVIII–XX вв. На выставке представлены иллюстрации и цитаты, отражающие пребывание художников в Швейцарии. Ф.М. Матвеев, золотой медалист Академии художеств, был первым русским художником, запечатлевшим швейцарские красоты. О.А. Кипренский — единственный русский художник, удостоившийся чести быть принятым почётным членом в женевское Общество изящных искусств (1817). Кисти С.Ф. Щедрина принадлежит картина «Александр I у Шафгаузенского водопада» (1814), на которой изображена встреча Александра I с его сестрой великой княгиней Екатериной Павловной, принцессой Ольденбургской 26–29 декабря 1813 г. (7–10 января 1814 г.) в Швейцарии, близ Шафгаузенского (Рейнского) водопада. Поэт, переводчик, критик В.А. Жуковский во время своего путешествия по Альпам много рисовал. Позже он напишет в письме к А.П. Зонтаг о том, что Швейцария сделала его художником. А.П. Боголюбов, И.И. Шишкин, А.И. Мещерский, А.К. Саврасов и др. посещали в Швейцарии мастерскую известного пейзажиста А. Калама, творчество которого оказало на них сильное влияние. В.И. Суриковым в Швейцарии были написаны этюды к картине «Переход Суворова через Альпы в 1799 году» (1899), которую художник готовил к столетию Итальянского похода Суворова. А.Н. Бенуа и М.В. Добужинский любили с семьями проводить лето в деревнях около Лугано. Здесь художниками были написаны несколько картин. М.В. Верёвкина вместе с А.Г. Явленским в 1914 г. переехала в Швейцарию. С 1919 г. и до своей смерти (1938) художница жила в Асконе (кантон Тичино). Здесь впоследствии был основан фонд её имени. В.В. Кандинский в 1914 г. пробыл в Швейцарии четыре месяца. Здесь художником была написана картина «Фуга» (1914). Б.М. Кустодиев в 1911 г. в Лейзене проходил курс лечения в клинике доктора Ролье. Несмотря на проблемы со здоровьем, художник продолжал писать картины. Н.С. Гончарова и М.Ф. Ларионов в 1915 г. в Женеве по приглашению С.П. Дягилева работали над созданием декораций и костюмов к его балетам. З.Е. Серебрякова в 1914 г., путешествуя по Швейцарии и Италии, написала несколько картин, на которых запечатлела красоту Альпийских гор. М.З. Шагал в 1969–1970-х гг. в церкви Фраумюнстер в Цюрихе создал цикл витражей. Ф.И. Стравинский, сын знаменитого композитора, жил в Швейцарии с 1913 г. до конца своей жизни (1989). Художник оформил ряд католических церквей во Франции и Швейцарии. В 1991 г. в Женеве по завещанию вдовы художника, Дениз Стравинской, был учреждён Фонд Теодора Стравинского. В Швейцарии бывали многие известные русские художники. Здесь сохраняется много достопримечательностей и памятных мест, связанных с Россией.
Следующий раздел выставки посвящён русским композиторам, жившим и творившим в Швейцарии. И.Ф. Стравинский в Швейцарии написал три балета, принесших ему мировую известность — «Жар-птица» (1910), «Петрушка» (1911) и «Весна священная» (1913). В честь композитора назван концертный зал в Монтрё (Auditorium Strawinsky), в честь балета названа одна из улиц в Кларансе (Rue du Sacre du Printemps / Улица Священной Весны). На берегу Фирвальдштетского озера в начале 1930-х гг. С.В. Рахманинов выстроил виллу «Сенар», здесь композитором будут созданы знаменитые «Рапсодия на тему Паганини» (1934) и Симфония № 3 (1935–1936). На берегу Женевского озера, в местечке Весна (Vesenaz), А.Н. Скрябин в 1904 г. закончил писать свою Третью симфонию («Божественную поэму») и начал работать над симфонией «Поэма экстаза» (1907).
Завершает выставку раздел, в котором представлены материалы, отражающие «швейцарский» период творчества философа И.А. Ильина и библиографа, книговеда Н.А. Рубакина, эмигрировавших в Швейцарию и проживавших там до конца своей жизни. На выставке рассказывается лишь о немногих русских авторах и произведениях, связанных со Швейцарией. Публикации об упомянутых персонах, а также о других представителях русского зарубежья, можно найти в электронном каталоге библиотеки Дома русского зарубежья им. А. Солженицына.
Постоянная ссылка на данную страницу: http://bfrz.ru/static/Obshii_tekst_schweizariia/
|
|