АПРЕЛЬ-------------------------------------------
Ex-Libris Независимая Газета / 24.04.2014
Статья В.Леонидова «Милая Марина! Детские дневники дочери Цветаевой Ариадны Эфрон»
Где Вы, где восемь лет? Где не изменившаяся верность целого года?Иван Хруцкий. Портрет девочки. Севастопольский художественный музей им. П.М. Крошицкого.
«Были мы – помни об этом/ в будущем, верно, лихом! / я – твоим первым поэтом; /ты – моим лучшим стихом». Так когда-то писала Марина Цветаева своей дочери Ариадне. Але, как ее называли.
Считается, что природа отдыхает на детях гениев, но уж к Ариадне Сергеевне Эфрон, цветаевской дочери, это отнести явно невозможно. Художница, блистательный литератор, переводчица, женщина фантастического мужества, сумевшая выдержать годы лагерей и ссылок, она последние годы жизни отдала наследию матери. По капле, сквозь чугун шлюзов советской цензуры, публиковала стихи и прозу Цветаевой. В марте 1973-го случилось чудо и в журнале «Звезда» вышли воспоминания Ариадны Эфрон о матери. Номер нельзя было достать ни за какие деньги, многие были поражены поразительно четким и ясным слогом. Чувствовалось влияние Цветаевой – Ариадна Сергеевна писала более чем конкретно в каждой фразе.
Их отношения послужили основой бесчисленного количества книг, статей и исследований, как самого высокого уровня, так и разного рода псевдонаучных и «околофрейдистских» лирических размышлений о загадке вечного конфликта родителей и детей. Пульсирующие цветаевские строки, посвященные дочери, разбросанные по стихам и письмам, обжигают до сих пор. Но и произведения самой Ариадны Эфрон также поражают масштабами таланта этой удивительной женщины. Многие пишут о несостоявшемся таланте, о том, сколько бы она могла сделать, если бы не «красное колесо» судьбы, раздавившее лагерями и ссылками лучшие годы ее жизни, если б не верность служению матери, которой она отдала все оставшиеся годы свободы.
И сегодня у нас появилась возможность очень многое понять как в становлении дара Ариадны Сергеевны, так и в жизни самой Цветаевой. Только что вышла подготовленная Еленой Коркиной по материалам Российского архива литературы и искусства «Книга детства: Дневники Ариадны Эфрон: 1919–1921». Не знакомого со сложнейшим миром семьи Марины Цветаевой эта книга наверняка более чем удивит.
«Милая Марина! Начинаю писать после сильного порыва кашля. Рядом со мной лежит трехцветный иностранный флаг. Тихо. Шумит уныло водопровод, тихо однообразно качается Ирина, зажмурив глаза. Пришел внезапно старьевщик, и опять начинается безнадежное: «Старье берем». Слышится отдаленный бой в барабаны. Представляю себе Вас, идущую из далекой столовой звонкими шагами. О! Я вспоминаю Казанову».
Это письмо, которое пишет своей матери семилетняя девочка. Причем мать живет с ней в одном доме. И написано оно в октябре 1919-го, в холодной Москве, где часто бывало просто нечего есть... Еще была жива сестра Ира, умершая от голода и не дожившая до трех лет. Марина Ивановна ломала мебель и топила ненасытную «буржуйку». С Ариадной они появлялись всюду: в лавке писателей, на литературных вечерах, в театральных студиях. «Две эти поэтические души, мать и дочь, более похожие на двух сестер, являли из себя трогательное видение полной отрешенности от действительности и вольной жизни среди грез – при таких условиях, при которых другие только стонут, болеют и умирают... В голодные дни Марина, если у ней было шесть картофелин, приносила три мне», – писал Константин Бальмонт, вспоминая, как они приходили к нему в Николопесковский переулок возле Арбата.
В январе 1919 года Марина подарила дочери тетрадку с обязательным условием: каждый день записывать свои впечатления. И та писала. Иногда сама Цветаева что-то дописывала в дневник дочери. Впечатление эти наблюдения ребенка производят ошеломляющее:
«О мои восемь лет! Дождливый день, уныло и однообразно стучит дождь. Я знаю. Я жалею все происходящее. Жалею последний день Старого года, жалею последний день своих старых, истрепанных шесть, семь, восемь лет. О мои старые преданные восемь лет! Завтра скажу: «Где Вы, где восемь лет?» Завтра скажу: «Где не изменившаяся верность целого года?»
Вундеркинд, сказали бы сегодня. Откуда такое море чувств и анализ собственных мыслей? Конечно, от Марины Ивановны, подвергавшей всю жизнь беспощадному суду каждый свой день, каждую строку. Она рассказывает о людях, к которым они ходили, о Бальмонте, Волконском, Сологубе, о Москве эпохи Гражданской, о доме на Борисоглебском, бывшем для нее бездонным сказочным миром. О маме, которую называла исключительно Мариной. И все время как-то, трудно даже подобрать слова, не по-детски обращается к ней:
«Спасибо Вам за то, что Вы позволяете писать прозу. Слава Богу, что Вы можете меня любить...
Мне ничего не нужно. Мне нужна лишь та страна, в которой Вы меня полюбите! Может быть, та минута никогда не настанет, может быть, она уже началась? Я живу лишь для того, чтобы видеть Вашу любовь. Но разве я ее достойна? Я достойна лишь тогда, когда Вы меня любите».
Такое было взрослое детство. Уверен, любого, кто интересуется жизнью и творчеством Цветаевой, одной из самых гениальных женщин, когда-либо рождавшихся на нашей земле, поразят эти детские записи той, которой предстояло также стать одним из символов своего страшного времени, – Ариадны Сергеевны Эфрон.
-------------------------------------------
Россотрудничество / 23.04.2014
"Дом русского зарубежья им. А.И. Солженицына передал в дар книги БГПУ М.Танка"
Дом русского зарубежья им. А.И.Солженицына передал в дар книги БГПУ М. Танка
23 апреля в Белорусском государственном педагогическом университете имени М. Танка (БГПУ) при поддержке представительства Россотрудничества в Республике Беларусь состоялась торжественная передача в дар книг по русскому языку, литературе, истории и культуре.
В данном мероприятии приняли участие заместитель директора Дома русского зарубежья имени А.И.Солженицына Владимир Угаров, главный редактор журнала «Юность» Валерий Дударев, заместитель руководителя Представительства Россотрудничества Виктор Мичурин, декан филологического факультета БГПУ, доктор филологических наук, профессор Василий Старичёнок, студенты и преподаватели.
На встрече также присутствовали начальник международного отдела БГПУ Александр Андреев и заведующий кафедрой общего и русского языкознания, доктор филологических наук, профессор Анатолий Гируцкий.
Со словами приветствия к собравшимся обратился Василий Старичёнок. Он поблагодарил российских партнёров за предоставленную возможность познакомиться с современной русской литературой и отметил важность распространения книг по истории, культуре, богословию, так как это формирует нравственность и духовность современного читателя.
Виктор Мичурин в своем выступлении продолжил разговор о значимости книги в жизни человека. Он отметил, что книга по-прежнему остается основным источником информации и знаний и благодаря Дому русского зарубежья сегодня много интересных и ценных книг пополнят библиотеку факультета.
Далее перед присутствующими выступил Владимир Угаров, который подчеркнул, что среди представленных на выставке книг нет случайных, каждая тщательно подбиралась специально для филологического факультета.
Вниманию участников встречи был предложен фильм о русском зарубежье, об истории создания Дома русского зарубежья и о направлениях его деятельности.
Продолжилось мероприятие выступлением главного редактора журнала «Юность», поэта, лауреата литературных премий им. Александра Невского, Сергея Есенина, Бориса Корнилова Валерия Дударева. Он рассказал о тенденциях современной русской литературы, о возможности публикации произведений молодых авторов в журнале «Юность», о современных поэтах и писателях, которые продолжают лучшие традиции русской литературы, кроме того, прочитал свои стихи.
Валерий Дударев также провел среди участников встречи литературную викторину на знание литературных произведений и их авторов. В качестве призов были вручены экземпляры журнала «Юность».
Около 300 книг российских издательств было передано в дар филологическому факультету БГПУ.
-------------------------------------------
Телеканал «Россия-Культура» / 03.04.2014
«В столице состоялся вечер, посвященный Савве Ямщикову»
Накануне в Москве, в Доме русского зарубежья состоялся вечер, посвящённый Савве Ямщикову, реставратору и борцу за сохранение культурных ценностей России, человеку, который говорил: «Если меня спросят что для меня основное – работа реставратора, чем я занимаюсь всю жизнь, работа искусствоведческая, чем я тоже занимаюсь всю жизнь, моя публицистическая деятельность, чем я занимаюсь в последние годы... Я отвечу: основное для меня – это память, которую я должен сохранить». Рассказывают «Новости культуры».
Он называл Москву – мачехой, провинцию – матерью. С особым вниманием Савва Ямщиков исследовал и опекал музеи и храмы Новгорода, Пскова, Костромы, Ярославля. Возвращал к жизни сотни иконописных шедевров, почти утраченные и забытые произведения древнерусского искусства. В историю Савва Ямщиков вошёл как реставратор, историк искусства, публицист – подвижник и просветитель.
Ещё раз вспомнить о многочисленных плодах его трудах – хотя бы немногих задача вечера. О вехах малоизвестных рассказывают его друзья, коллеги, дочь Марфа Ямщикова.
«Только началась Перестройка, открылись границы, и можно было общаться с русскими, которые оказались за рубежом, – рассказывает Марфа Ямщикова. – И они все очень хотели подарить что-то на Родину. Была возвращена в Москву уникальная коллекция шитья, которую собрал П.М.Толстой-Милославский, и он передал её в музей декоративно-прикладного искусства, где она и находится».
Природному обаянию Саввы Ямщикова, кажется, не было предела. Он сам удивлялся, но стал своего рода посредником между эмигрантами и советским дипломатическим корпусом. Подготовил немало выставок, посвященных древнерусской живописи.
«Он был потрясающий совершенно умелец организовать эти выставки, – вспоминает старший научный сотрудник Государственного музея изобразительный искусств им. А.С. Пушкина Алина Логинова. – Музеи обычно были не в восторге, потому что, чтобы сделать выставку нужно очень много трудиться: приводить в порядок вещи, реставрировать, для этого нужно добывать деньги, а он делал такие кульбиты, что эта выставка состоится».
Но, говорит его коллега Валерий Дудаков, Савва Васильевич проводил выставки не только в нашей стране.
«Самое главное было, наоборот, вывоз наших коллекций, – говорит Валерий Дудаков. – Мир ахнул. Была выставка "100 лет русского искусства" в Лондоне, в Барбиконе – это крупнейший выставочный центр, потом в музее в Оксфорде, была выставка "Сергей Дягилев и искусство Серебряного века" в Венеции».
Писатель, исследователь жизни и творчества Гоголя Игорь Золотусский напоминает и об их с Ямщиковым работе по восстановлению исторической справедливости – подлинного облика могилы этого великого писателя.
«Нам удалось на могиле Гоголя восстановить Голгофу и крест, – рассказывает Игорь Золотусский. – Как и было на его подлинной могиле в Даниловском монастыре».
Друг Саввы Васильевича – член общественной палаты Павел Пожигайло сообщил, что уже решён вопрос с организацией музея имени Саввы Ямщикова. Где можно было бы и обсуждать насущные вопросы.
«Речь идёт о Бурденко, где собственно Савва всегда и находился. Это часть института реставрации, – поясняет Павел Пожигайло. – Безусловно, там должна сохраниться реставрационная часть, но мы бы хотели, чтобы те картины, особенно музей друзей, который Савва при жизни собирал, и вот последняя его так сказать выставка была в Пскове, вот, может быть, музей друзей нашёл своё прибежище и дом именно там».
Планируется, что музей появится в ближайшее время. А возглавить его может дочь Саввы Васильевича – Марфа Ямщикова.
-------------------------------------------
Журнал «Русское искусство» / апрель 2014
«Он был как вечевой колокол». Статья В. Леонидова о вечере памяти С. Ямщикова.
2 апреля в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына состоялся вечер памяти реставратора, борца за спасение памятников русской культуры, великого гражданина Саввы Васильевича Ямщикова.
Наш замечательный директор Ирина Александровна Антонова как-то сказала о Ямщикове: «Он был как вечевой колокол». Действительно, гражданская позиция Саввы Васильевича была хорошо известна. В бесчисленных выступлениях, интервью, статьях, книгах, телепередачах он бился за спасение памятников русской культуры. Не признавая никаких запретов, всегда громко и четко говорил о том, что не соответствовало его представлениям о нуждах России и ее культуры. Он напоминал о людях, которые являются стержнем духовной жизни - музейщиках, библиотекарях, реставраторах, сражался, чтобы они жили хоть в мало-мальски достойных условиях, боролся за спасение старинных зданий, яростно выступал против повсеместного катастрофического падения культурного и нравственного уровня общества. Многие помнят, как возвысил он свой голос против бездумного выполнения плана реституции и возвращения скопом всех произведений искусства, оказавшихся в России после Второй мировой войны. Долгие годы работа Ямщикова была связана с Советским (а потом Российским фондом культуры). И именно вице - президент Фонда Лариса Владимировна Назарова наряду с Национальным Фондом поддержки правообладателей стала главным организатором вечера. На сцене стояли специально привезенные на несколько часов картины Филиппа Малявина и Виктора Борисова -Мусатова, а также работы неповторимого Зверева, запечатлевшие Ямщикова и его дочь Марфу.
Открывая собрание, Лариса Назарова вспомнила о многолетней совместной работе с Ямщиковым. Как они спасали музеи в российских регионах, как пробивали выставки молодых художников. Как он мог позвонить в любое время дня и ночи, потому что в делах для Саввы Васильевича не существовало запретов. Равно как и любой кабинет всегда оказывался для него открытым, когда речь шла о судьбе национального достояния. Яростный, непримиримый, он всегда был рядом, если становилось трудно. Затем на сцену вышел Директор Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына Виктор Александрович Москвин. «К сожалению, не так много у меня было встреч с Саввой Васильевичем», - сказал он. Виктор Александрович вспомнил, как Ямщиков приходил еще в старое здание Дома русского зарубежья, как горячо поддержал создание Дома. Потом слово было предоставлено Председателю попечительского совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, известному общественному деятелю Павлу Анатольевичу Пожигайло. Он говорил о том, что Савва Васильевич принадлежал к числу уходящей плеяды подлинно русских, национальных мыслителей. Людей, которые определяли духовное состояние России. Об этом же напомнил и писатель, литературовед, автор блистательных книг о Гоголе, лауреат Премии Александра Солженицына Игорь Петрович Золотусский. «Эпоха всеобщего разрушения и развала 90-х вызвала к жизни людей, противостоявших хаосу и разграблению. И именно одним из них стал Савва Васильевич», - сказал он. Игорь Петрович рассказывал, как Ямщиков боролся за создание музея Гоголя и выступал против издевательства над памятью великого писателя в связи с возникновением планов очередного переноса памятников Гоголю в Москве. Известный советский дипломат, один из творцов политики разрядки Валентин Михайлович Фалин, выйдя на сцену, поделился воспоминаниями, как непросто шло возвращение к национальным корням и святыням, как организовывались первые выставки икон из частных собраний. И что именно Ямщиков был одним из тех, кто своим самосжигающим трудом спасал национальную русскую идентичность и не дал разорвать связь времен.
Старший научный сотрудник Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина Алина Сергеевна Логинова говорила о начале совместной работы с Саввой Васильевичем. Она вспомнила еще о тех временах, когда в церквях, которые чудом уцелели, в лучшем случае были склады, там содержали домашних животных и такие подвижники как Ямщиков, находили и спасали иконы. И поднимали голос, доказывая необходимость сохранения великих памятников прошлого. Председатель Клуба коллекционеров России, искусствовед и поэт Валерий Александрович Дудаков рассказал о совместном работе в Советском Фонде культуры , о создании Клуба, о первых выставках работ из частных собраний. Не секрет, что Советская власть к собирателям относилась с большим подозрением и Савве Васильевичу принадлежит огромная заслуга в деле реабилитации коллекционеров в глазах общества. Также Дудаков прочел свои стихи, посвященные Ямщикову. В конце вечера выступил главный библиограф Дома русского зарубежья Виктор Леонидов. Он поделился воспоминаниями о совместной работе с Саввой Васильевичем в Фонде культуры, а затем исполнил две своих песни. Завершила собрание дочь Саввы Васильевича Марфа Ямщикова. Она благодарила всех, кто пришел на вечер, друзей и коллег отца, тех, кто просто ценил его неутомимую, яростную деятельность. И хоть говорят, что незаменимых не бывает, найти замену Савве Васильевичу невозможно. Но возможно продолжать его дорогу, путь человека, который так любил свою страну и ее великое искусство.
-------------------------------------------
Постоянная ссылка на данную страницу: http://bfrz.ru/static/smi_0414/
|
|