Выставка «За три моря и обратно. Жизнь и судьба русского предпринимателя на Востоке А.И.Караева»С 3 марта по 20 апреля 2014 года Дом русского зарубежья им. А.Солженицына приглашает на выставку «За три моря и обратно. Жизнь и судьба русского предпринимателя на Востоке А.И.Караева».
Александр Иванович Караев родился 12 апреля 1886 года на Кавказе в Терской области в семье Уби Дзагаевича Караева — лучшего садовника северного склона Кавказских гор в Осетии. В 1904 году окончил полный курс Владикавказского железнодорожного ремесленного училища. Но, мечтая стать моряком, в 1906 году он отправился во Владивосток, где поступил в мореходное училище. Во время учебы плавал на транспортно-военном судне «Эльдорадо» под командованием легендарного начальника училища Владимира Константиновича Неупокоева в должности главного механика судна и на пароходе «Лицун». Окончил мореходное училище в 1908 году, получив звание штурмана дальнего плавания и профессию судового механика. В навигацию 1908 года плавал на промыслово-рефрижераторном пароходе «Роман» по заданию Владивостокской торговой палаты и Управления рыбных промыслов Дальнего Востока, затем до 1923 года на своих («Аляска», «Флаер») и других военных и торговых судах то механиком, то судоводителем.
Плавая вдоль берегов Камчатки и всей Северо-Восточной Сибири, вплоть до Колымы, А.И.Караев знакомится с этим богатым и малоизученным краем и задумывает открыть собственное дело. Для этого он привлекает к совместной деятельности своего брата Федора Ивановича и племянника Моисея Харитоновича Караевых и в 1919 году создает фирму «Братья Караевы». Вскоре фактории Караевых появляются на побережье Чукотско-Анадырского края, снабжая население продуктами, охотничьими оружием и прочим инвентарем за счет пушнины и местного сырья.
Многие годы А.И.Караев занимался метеорологическими наблюдениями, изучением покрова морей по заданиям тихоокеанских морских ведомств и описанием жизни и обычаев местного населения и жизни морских животных. Был неплохим фотографом. О его деятельности было хорошо известно В.К.Арсеньеву. Материалы, переданные ему А.Караевым напечатаны в журнале «Экономическая жизнь Дальнего востока» (1926. № 4) и частично использованы в труде Арсеньева «Тихоокеанский морж».
М.Х.Караев в 1924 году как знаток Севера участвовал в экспедиции на остров Врангеля, а в 1931 году — в Восточно-полярной экспедиции на пароходе «Лейтенант Шмидт».
С 1923 по 1926 год А.И.Караев управлял арендованным заводом по сухой перегонке дерева на Дальнем Востоке в Приморском крае.
В 1926 году в связи с красным террором, преследованием коммерсантов, отсутствием возможности применить на Родине свои знания и опыт и опасением за свою жизнь А.И.Караев вынужден был легально выехать в Японию, с которой у предприятия Караевых были связи по коммерческой деятельности. В 1927 году в Японию переезжает и семья А.И.Караева — жена Александра Андреевна с дочерью Раисой.
Учредив в Токио фирму «A.I.Karaeff & Co», Александр Иванович занимался импортом машин, продуктов, фабрично-заводского оборудования и их установкой. Строил катера и баржи разного типа и размера. Являлся посредником между Торгпредством СССР и Японией. Запустил завод по выпуску лифтов «OTIS» американо-японской компании и был его главным механиком.
В 1936 году, расширяя деятельность компании и в связи с экономическим кризисом, переехал в Пекин, где занимался поставкой заводского оборудования и его ремонтом. После оккупации Северного Китая японскими войсками А.И.Караеву как советскому подданному было приказано в 24 часа покинуть Пекин.
В целях безопасности семьи в 1938 году поселился в английской концессии города Тяньцзиня, где в годы войны занимался поставкой оборудования и запчастей для местных заводов, выполняя функции главного механика и наладчика. Являлся казначеем Общества граждан СССР.
После окончания Второй мировой войны в 1947 году в числе первых репатриантов вернулся в СССР и поселился в Свердловске (ныне Екатеринбург) с семьей — супругой Александрой Андреевной, дочерьми Раисой и Татьяной, сыновьями Борисом и Александром.
С 1948 года А.И.Караев работает главным механиком Свердловского ремонтно-подшипникового завода, с 1950-го — механиком цеха точных приборов Центральных механических мастерских Уральского геологического управления, позднее — механиком по ремонту измерительного инструмента Авторемонтного завода и инженером по оборудованию вплоть до 1960 года.
Занимался конструкторской деятельностью. Сконструировал мобильную печь с обратным горением для нужд геологов, прибор для точной и скорой проверки поршней автомобильных моторов, множество инструментов и измерителей.
Скончался 20 июля 1961 года. Похоронен на Никольском кладбище в Екатеринбурге.
На выставке впервые в России представлены документы и фотографии из семейного архива семьи Караевых (Екатеринбург), а также материалы, хранящиеся в Архиве Министерства иностранных дел Японии (Токио). Выставка подготовлена при участии Японо-российского центра молодежных обменов.
Выставка проходит в ауд. 409 в будние дни с 12.00 до 19.00.
Репортаж с открытия
Наш адрес: Москва, ул. Нижняя Радищевская, д. 2 Проезд: м. «Таганская» (кольцевая) Тел.: (495) 915-10-80
Постоянная ссылка на данную страницу: http://bfrz.ru/static/030314_Karaeva/
|