Вечер «Открытие Италии Россией — открытие России Италией: Павел Муратов»
5 апреля 2012 года в Доме русского зарубежья им. А. Солженицына прошел вечер «Открытие Италии Россией — открытие России Италией: Павел Муратов», приуроченный к столетию создания классического сочинения П.П. Муратова «Образы Италии» (1911–1912).
Программа вечера была выстроена с поистине классической ясностью. Выступление-доклад основателя Международного научного центра «Павел Муратов» в Риме Ксении Муратовой дополнило захватывающее чтение отрывка из «Образов Италии» Народной артисткой России Аллой Демидовой. Затем прозвучали музыкальные фрагменты из произведений К. Шимановского и А. Вивальди в исполнении Т. Ковалевой (скрипка), Н. Хубиаров (скрипка), В. Бисенек (фортепиано). В заключение вечера Ксения Муратова рассказала о задачах созданного ею научного центра «Павел Муратов».
Вечер открыл директор Дома русского зарубежья Виктор Москвин, который отметил, что итальянская тема для Дома всегда была очень важной. «Мы поддерживаем постоянные научные контакты с рядом итальянских университетов, совместно издаем книги, устраиваем конференции», — сказал он, а затем предоставил слово гостье Ксении Муратовой.
В своем докладе «Образы Италии и образы России в жизни и творчестве П.П. Муратова» Ксения Михайловна раскрыла истоки интереса к Италии выдающегося ученого, историка искусства, писателя и публициста, а также показала, насколько органично в его творчестве были связаны исследования искусства итальянского Возрождения и древнерусской иконы, как многолетняя работа по изучению итальянской живописи помогла ученому открыть России и, в дальнейшем, Европе, всю глубину и самобытность древнерусского искусства: П.П. Муратов стал автором первой монографии по истории древнерусского искусства и первых книг о древнерусской иконе на французском, английском, итальянском языках.
«Метод стилистического анализа впервые был применен П.П. Муратовым в отношении древнерусской иконы. Но главное, — подчеркнула Ксения Михайловна, — Павел Муратов говорил о важности иконы домонгольской эпохи, в то время как другие историки рассматривали тогда икону, только начиная с XV века». И это открытие привело в дальнейшем к революционным изменениям во взглядах на русскую культуру в целом. П.П. Муратов подчеркивал родственную близость техники письма у русских и итальянских художников, обуславливая ее общими корнями: античность и фаюмский портрет. И только после открытия в 1970-е годы синайских и римских икон V–VI веков стало ясно, насколько был прав ученый в своих прозрениях.
Ксения Муратова рассказала внимательной аудитории и о литературном творчестве Павла Муратова, практически не известном и не изученном в России до сих пор (рассказы, роман «Эгерия»). А в конце встречи посвятила в ближайшие планы Международного научного центра «Павел Муратов»: проведение выставки, посвященной Муратову, в Риме, издание его прозы в серии «Литературные памятники», а также издание очерков и статей П.П. Муратова, опубликованных в малодоступных современному читателю периодических изданиях, в периодике русского зарубежья (только в одном «Возрождении» — более двух тысяч статей).
«Новое открытие Муратова нас всех еще ждет», — подвела итог встрече в Доме русского зарубежья Ксения Михайловна Муратова.
Светлана Дубровина
Книжно-документальная иллюстративная выставка «Италия – дом нашей души».
Фото А.Русакова
|