Презентация 28-го номера альманаха Гуманитарного семинара «Русский мир и Латвия. Интеллектуальные традиции в педагогике: идея и опыт»
16 марта 2012 года в Доме русского зарубежья им. А. Солженицына состоялась презентация 28-го номера альманаха Гуманитарного семинара «Русский мир и Латвия. Интеллектуальные традиции в педагогике: идея и опыт».
Главный редактор альманаха Сергей Мазур (Рига) не первый раз в Доме русского зарубежья. Вместе с коллегами он представлял несколько выпусков альманаха, был участником «Дней русскоязычных СМИ» и рассказывал о сайте, на котором периодически публикуется информация о круглых столах и семинарах по гуманитарным проблемам, актуальным для Латвии, России и других стран. И на этот раз С. Мазур выступил с обзором главных событий Гуманитарного семинара по проблемам образования. А их было немало и в прошлом, и в нынешнем году: дискуссия об авторитете учителя с преподавателями Балтийского федерального университета им. И. Канта; коллоквиум по итогам исследования «Личная профессиональная перспектива школьного преподавателя, педагога, учителя в контексте социокультурных изменений XXI в.». На заседании Семинара по проблемам интеллектуальных традиций в педагогике с докладом «Педагогика Платона» выступал редактор альманаха, философ А. Романов. А в феврале 2012 года в рамках 73-х Чтений Гуманитарного семинара в Риге состоялся круглый стол, посвященный теме взаимосвязи образования и общественной жизни в Первой Латвийской республике (участники: С. Цоя, С. Ковальчук, Т. Фейгмане и др.). Многие материалы этих мероприятий нашли отражение в 28-м номере альманаха. Кроме того, для этого выпуска были подготовлены эксклюзивные публикации: статья Вяч.Вс. Иванова «Я сторонник цивилизованного анархизма, который желательно развивать у молодых людей», статья М. Штирнера «Ложный принцип нашего воспитания, или Гуманизм и реализм» (впервые переведенная В. Бакусевым), интервью С. Мазура с М. Костенецкой «Русскому языку ничто не угрожает ни в Латвии, ни в мире», обзор публикаций произведений В. Аксенова «Триумф и падение Аксенова» Г. Гайлита. В таком широком гуманитарном контексте проблемы преподавания русского языка, истории и культуры в школах Латвии, положение учителей и перспективы их профессионального роста вырисовываются особенно остро. По словам С. Мазура, сегодня взаимосвязь образования в русскоязычных учебных заведениях и общественной жизни в Латвии минимальна, она даже уступает тому положению, которое было в Первой Латвийской Республике. Ни сама русскоязычная школа, ни общественные организации не могут влиять на принятие государственных решений в области образования. Активисты Гуманитарного семинара, проводя педагогические форумы, социологические исследования, коллоквиумы пытаются формировать общественное мнение, создавать каналы влияния на изменение ситуации. Но без поддержки заинтересованных лиц в государственных структурах проблему русскоязычного и шире — гуманитарного —образования в Латвии решить не просто. Главное, что угрожает сегодня молодому поколению — ориентация не на просвещение и образование, а на отношение к педагогике как к институту оказания услуг. Озабоченность этой тенденцией, явно проявившейся в Латвии, но распространяющейся и в России, разделили участники дискуссии в Доме русского зарубежья: Е. Назарова, старший научный сотрудник Института всеобщей истории; В. Семендей, руководитель исследовательских программ фонда «Историческая память»; А. Неронский, руководитель Центра русской культуры Латвии в Москве; С. Данилов, кандидат философских наук, заместитель главного редактора журнала «Инициативы ХХI века». Ведущий научный сотрудник Института художественного образования РАО О. Стукалова рассказала о методических семинарах, которые проводит институт для педагогов России, стран СНГ и Балтии. Институт выпускает много интересных учебных пособий по литературе и искусству, которые также могут помочь педагогам в их деятельности в разных странах.
Все права на материалы, находящиеся на сайте bfrz.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов и новостей сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на bfrz.ru обязательна.