Книжно-иллюстративная выставка «Небо и небеса Игоря Сикорского»
С 8 июня 2009 года по 30 сентября 2010 года в Доме русского зарубежья им. А.Солженицына была открыта книжно-иллюстративная выставка «Небо и небеса Игоря Сикорского».
Выставка была посвящена 120-летию со дня рождения выдающегося русского и американского авиаконструктора Игоря Ивановича Сикорского. Задачей выставки было рассказать о жизни и деятельности И.И.Сикорского, нашего соотечественника, гениального конструктора, одного из пионеров авиации. Были представлены материалы, раскрывающие его изобретательский талант, богословское наследие, участие в жизни русского зарубежья.
Начало выставки — знакомство с семьей Сикорских. Большое влияние на формирование характера И.И.Сикорского оказал его отец — известный врач, психолог и педагог Иван Алексеевич Сикорский (1842–1919). Ивана Алексеевича называли «кумиром просвещенного Киева». В своем доме И.А.Сикорский учредил первый в России Врачебно-педагогический институт для умственно-отсталых детей, а также школу для глухонемых детей. Дочери Ивана Алексеевича Ольга и Елена под руководством отца проводили занятия в школе. Иван Алексеевич скончался в Киеве в феврале 1919 года, в день, когда киевское ЧК подписало ордер на его арест. На выставке представлены его знаменитые в дореволюционной России педагогические книги «Душа ребенка» и «Заикание», переизданные у нас только в 2008–2009 годах, и итоговый труд И.А.Сикорского «Книга жизни», вышедший в 1931 году в издательстве Г.Д.Гребенщикова «Алатас» (США).
Семья всегда поддерживала Игоря Ивановича во всех его начинаниях, в частности, именно на семейном совете было принято решение об учебе Игоря во Франции в авиационной технической школе. Родные оказали поддержку Игорю Ивановичу и в трудные годы эмиграции. Ольга и Елена Сикорские с дочерью Игоря Ивановича от первого брака — Татьяной по его вызову эмигрировали в Америку. Супруга Игоря Ивановича в эмиграцию за мужем не последовала, и воспитанием Татьяны занимались сестры.
О деятельности И.И.Сикорского на родине рассказали фотографии первых вертолетов и самолета, построенного в Киеве совместно с Ф.И.Былинкиным, фотографии знаменитых многомоторных самолетов-гигантов «Русский Витязь» и «Илья Муромец», принесших И.И.Сикорскому мировую известность.
В июне 1914 года И.И.Сикорский с экипажем совершил уникальный перелет на пассажирском самолете «Илья Муромец» из Петербурга в Киев и обратно. Иллюстрируют это событие карта перелета и репродукция картины американского художника Д.Дитца «"Илья Муромец" на подлете к Киеву».
Самолеты И.И.Сикорского успешно помогали русской армии в Первую мировую войну. В декабре 1914 года для боевых действий была создана Эскадра воздушных кораблей, в составе которой находились тяжелые бомбардировщики конструкции И.И.Сикорского «Илья Муромец». За время войны было построено 75 бомбардировщиков, из которых был сбит только один самолет. Интересна летопись очевидца событий, начальника медицинской службы Эскадры воздушных кораблей К.Н.Финне. На выставке экспонировались два издания книги К.Н.Финне «Русские воздушные богатыри И.И.Сикорского» — 1930 года (Белград) и 2005 года (Минск — Москва).
Своими размышлениями о развитии авиации и воспоминаниями о деятельности на родине Игорь Иванович делится в книге «Воздушный путь», законченной в 1920 году в Нью-Йорке. На выставке была представлена рукопись книги, обнаруженная в 1996 году в одном из парижских архивов Никитой Алексеевичем Струве. Книга была впервые издана в России издательством «Русский путь» в 1998 году. Рукопись хранится в архиве ДРЗ.
События в России, связанные с Октябрем 1917 года, вынудили И.И.Сикорского эмигрировать. На чужбине, несмотря на трудности, продолжалась плодотворная деятельность конструктора. Первый построенный в США самолет S-29А был собран в помещении фермы, принадлежавшей В.В.Утгофу. Финансовую помощь конструктору оказал С.В.Рахманинов. На выставке была представлена фотография русских эмигрантов-энтузиастов, бескорыстно трудившихся над созданием первого американского самолета его фирмы «Sikorsky Air Engineering».
О деятельности компании Сикорского рассказывали документы из коллекции Русско-американского культурно-просветительского общества «Родина», предоставленные Российским фондом культуры.
Деятельность Игоря Ивановича Сикорского широко освещалась на страницах русских журналов и газет, издававшихся в эмиграции: «Родные перезвоны», «Иллюстрированная Россия», «Часовой», «Новое русское слово», «Россия», «Русская мысль». Часть статей — из уникальных тематических альбомов газетных вырезок А.И.Калугина, хранящихся в фондах ДРЗ.
Основному делу жизни Сикорского — вертолетостроению — посвящен следующий раздел экспозиции. Здесь помещено фото Игоря Ивановича во время испытаний первого вертолета VS-300, выдержка из письма С.В.Рахманинова И.И.Сикорскому в связи с успешными демонстрационными полетами. Более полувека фирма Сикорского строит вертолеты для президентов США. На выставке представлена сборная модель «президентского» вертолета «Marine One VH-71». О современном состоянии фирмы «Sikorsky Aircraft» рассказывает продолжатель авиационной династии — сын И.И.Сикорского, Сергей Игоревич, в интервью российскому журналу «Вестник воздушного флота».
И.И.Сикорский принимал активное участие в жизни русской колонии в США, оказывал моральную и материальную поддержку соотечественникам. Стал одним из основателей Толстовского фонда, в 1954 году он был избран вице-председателем фонда, а в 1955–1957 годах — его председателем.
Будучи глубоко религиозным человеком, И.И.Сикорский совместно с русскими сотрудниками авиакомпании на собственные средства в декабре 1929 года основал приход Русской православной церкви и построил часовню во имя св. Николая Чудотворца. В 1942 году часовня была перестроена в церковь. Получили известность изданные в США богословские работы Игоря Ивановича «Послание молитвы Господней», «Эволюция души», «Незримая борьба», «The message of the Lord`s prayer», некоторые из них вошли в книгу «Небо и небеса» (Санкт-Петербург, 2005).
Деятельность Игоря Ивановича была высоко оценена его современниками и потомками:
— в 10-х годах ХХ века композитор А.Н.Чернявский посвятил конструктору марш «Авиатор»;
— в Музее вертолетов в Стратфорде (США), Воздухоплавательном музее Новой Англии (США), Музее Общества русских Ветеранов Великой Войны в Сан-Франциско (США) имеются отделы, посвященные И.И.Сикорскому;
— именем И.И.Сикорского в Бриджпорте (США) назван аэропорт;
— в 1982 году заслуженные советские летчики обратились в журнал «Техника молодежи» с просьбой восстановить имя И.И.Сикорского в истории России;
— в июне 1989 года на доме семьи Сикорских в Киеве была открыта мемориальная доска;
— в мае 2000 года именем И.И.Сикорского была названа малая планета, открытая российскими астрономами;
— в конце мая 2000 года в Санкт-Петербурге была открыта «Площадь Сикорского»;
— 14 мая 2008 года на территории Киевского политехнического института был открыт памятник конструктору;
— в Объединенном музее Университета гражданской авиации и авиапредприятия «Пулково» (Санкт-Петербург) открыта постоянная экспозиция, посвященная И.И.Сикорскому;
— в аэропорту Шереметьево-II открыт ресторан «Сикорский».
Выставку подготовили: автор М.В.Жаркова, дизайнер Е.В.Есина, редактор Т.П.Митрофанова. Руководитель проекта — Т.А.Королькова.
Список изданий, представленных на выставке
Основные даты жизни и деятельности И.И. Сикорского
Дополнительно посмотреть иллюстративные материалы можно на странице виртуальных выставок на сайте издательства "Русский путь"
Постоянная ссылка на данную страницу: http://bfrz.ru/static/Sikorskiy/
|