Открытие выставки графики Анне Гюрете Шутт (Дания) «Встреча: Русские эмигранты глазами датского художника»
21 февраля 2018 года в Доме русского зарубежья им. А.Солженицына была открыта выставка графики Анне Гюрете Шутт «Встреча: Русские эмигранты глазами датского художника» — серии портретов, посвященных судьбам русских изгнанников, живших и живущих в Дании.
Заместитель директора Дома русского зарубежья Владимир Сергеевич Угаров поздравил Анне Гюрете Шутт с ее первой персональной выставкой в Москве: «Мы рады, что выставка датского художника, посвященная русским эмигрантам, проходит в стенах нашего Дома, а не на других выставочных площадках Москвы. Выставка “Встреча: Русские эмигранты глазами датского художника” состоялась, люди, изображенные на портретах, встретились с современными зрителями. Мы рады предоставлять наши площадки для музыкальных, литературно-поэтических, научно-исторических встреч с датской стороной».
Поблагодарив также Посла Дании в России г-на Томаса Винклера, который присутствовал на торжественной церемонии, В.С.Угаров подчеркнул важность укрепления культурно-дружеских отношений между Россией и Данией. Представленная экспозиция открыла новые перспективы для такого сотрудничества.
В ответном слове Посол Дании в России Томас Винклер выразил личную радость, что организуются такие выставки, свидетельствующие об исторических и культурных связях между нашими странами и способные стать мостом к новым проектам и встречам, в которых Датское посольство готово принимать участие.
Писатель и философ Мария Понтоппидан, куратор проекта с датской стороны, рассказала, что идея выставки родилась при первом визите художника в Москву. «Анне Гюрете Шутт была приглашена возглавить семинар о датском мире искусства в МГУ. После семинара мы посетили ДРЗ, и художник была очарована домом, выставочным пространством. Возникла идея создать серию портретов русских эмигрантов, живущих в Дании. Прежде всего, мы хотели передать то, что характерно для эмигрантов, нарисованных Анне, — рассказать о человеческих ценностях, которые поддерживают людей в самое трудное время. Они не теряли надежду и верили в добро. Они хотели сохранить свою культуру, когда многим русским традициям грозило уничтожение, — и не только ради себя, но ради всего мира. Эти люди удивительной силы духа не сдавались и трудились, передавая все светлое, что у них было, своим детям, внукам и правнукам. Одна из них — великая княгиня Ольга Александровна, создавшая примерно 2000 акварелей: датских и русских пейзажей, натюрмортов, которые выставлялись в Дании и всегда хорошо продавались. В музее Баллерупа представлена постоянная выставка ее работ.
Евгений Павловский, эмигрант из Забайкалья, основал в 1936 году балалаечный оркестр. Он так вдохновил датчан своей любовью к русской народной музыке, что Оркестр им. Е.Б.Павловского до сих пор дает концерты в Дании и за рубежом. Около 30 человек, практически все датчане, охотно исполняют русскую народную музыку в национальных костюмах с сибирскими орнаментами…
Мы благодарим за поддержку Фонд Датского Королевского Дома им. Кристиана Х, Датский институт культуры в Санкт-Петербурге, Генеральное Консульство Дании в Санкт-Петербурге и датское Министерство образования. Также благодарим Посольство Дании в Москве за их участие в нашем проекте. Мы рады сотрудничать с Домом русского зарубежья. Наша искренняя благодарность — куратору выставки Вере Владимировой. О столь высоком профессионализме в организации выставок и таком гостеприимстве, как здесь, можно только мечтать».
Художник Анне Гюрете Шутт выразила глубокую благодарность Дому русского зарубежья за оказанную ей честь. «В моей молодости в Дании было модно говорить, что живопись — мертва. У нас есть кино и фотография, зачем же нужна живопись? И вот мой ответ: картина, рисунок — это самый универсальный язык. На этом языке можно выразить то, чего не передать не только словами, но и средствами фотографии. На картине каждый штрих и цвет выбран душой художника. Изображается личность человека, не только его лицо и осанка, но и его жизнь, его прошлое, а главное — его человеческие ценности, то, что ему дорого. Поэтому я назвала эту выставку “Встреча” — современный человек, глядя на исторический портрет, общается с другой личностью, независимо от различий времени и пространства».
Анне Гюрете Шутт подарила Дому графический портрет А.И.Солженицына, написанный в той же манере, как и все портреты, представленные на выставке. Этот дар займет достойное место в коллекции нашего Дома.
На вечере также выступили почетные гости: Дмитрий Борисович Рюриков (посол России в Дании с 2003 по 2007 год) и Павел Эдуардович Куликовский (правнук Ольги Александровны Куликовской-Романовой). Они поздравили художницу с открытием персональной выставки и выразили уверенность, что у таких совместных проектов, объединяющих культуры двух стран, есть хорошие творческие перспективы на будущее.
Центральный портрет экспозиции — образ великой княгини Ольги Александровны Куликовской-Романовой (дочери Александра III и младшей сестры Николая II). После революции Ольга Александровна с мужем Николаем Александровичем Куликовским и двумя сыновьями, Тихоном и Гурием, жили с Марией Федоровной (вдовствующей императрицей) в Дании. В 1930 году семья Куликовских решила купить ферму «Кнудсминде» у городка Баллеруп. Ольга Александровна стала заниматься сельским хозяйством, ей понравилась простая жизнь рядом с природой. Она очень подружилась с местными крестьянами и стала крестной матерью для многих детей. До сих пор люди, живущие в Баллерупе, вспоминают великую княгиню как добрую, великодушную женщину. Художница, виртуозно владея техникой карандашного рисунка, смогла запечатлеть эти качества.
Важен и портрет князя Дмитрия Романова — прямого потомка царя Николая I по мужской линии. Князь возглавлял «Фонд Романовых для России» вплоть до своей смерти 31 декабря 2016 года.
Внимание посетителей привлечет портрет Евгения Павловского, создателя оркестра русских балалаечников, для которых великая княгиня Ольга Александровна выделила на своей ферме участок земли и построила домик, в котором музыканты репетировали и давали концерты.
В экспозиции представлены и другие портреты русских эмигрантов, живших в Дании и оставивших свой след в культуре, столь ценный в наши дни для обеих стран.
В витринах выставлены зарисовки, эскизы с разными ракурсами портретируемых людей, выполненные разнообразными художественными материалами (сангиной, сепией, ретушным карандашом, белым карандашом).
Одна из витрин посвящена великой княгине Ольге Александровне Куликовской-Романовой. Здесь мы видим четыре открытки с ее живописными этюдами. С юности она увлекалась акварелью и, несмотря на трудности жизни в эмиграции, не оставляла своего занятия. У многих эмигрантов первой волны можно было увидеть дома милые пейзажи средней полосы России, написанные великой княгиней по памяти. Представлена и детская книга «Сказка о трех белых мишках» с иллюстрациями великой княгини. Дополняют экспозицию семейные фотографии, а засушенные цветы, веточки и листья из исторического сада музея Баллерупа придают ей тепло и нежность. Подобные цветы росли в саду Ольги Александровны на ее ферме.
В других витринах — личные письма и фотографии семьи Ольги и Бронислава Павловских; аттестат об образовании Евгения Павловского, его учебники математики, физики, химии (Харбин, 1922); партитуры, программы концертов, рекламные буклеты балалаечного Оркестра им. Е.Павловского и многочисленные статьи о нем (из частного собрания Ранди Павловской).
Одна из ценных реликвий на выставке — кружка с изображением двуглавого орла, выпущенная к коронации Николая II (из личного собрания Мэтью Даль Санто).
В завершение вечера зрителей ждал музыкальный сюрприз — выступление дуэта балалаечников из современного Оркестра им. Е.Павловского. Гвидо Паеваталу и Энди Сундстрем (ученики Павловского с двенадцати лет) очаровали гостей исполнением русских песен на датском языке. Чувствовалась русская школа пения, заложенная Евгением Павловским. Оба музыканта — уже пожилые люди, но их молодой задор и радость передались залу, отблагодарившему их бурными аплодисментами.
Восхищенных концертом гостей Дома пригласили посмотреть экспозицию и лично пообщаться с художником.
Вера Владимирова
|