Открытие выставки «Художник Евгений Климов: Россия — Латвия — Германия — Канада»
2 марта 2016 года в Доме русского зарубежья им. А.Солженицына состоялось открытие выставки «Художник Евгений Климов: Россия — Латвия — Германия — Канада».
Евгений Евгеньевич Климов (1901–1990) — художник классического направления, прошедший школу иконописи, мастер портрета и графического пейзажа, реставратор. Именно в таком качестве он представлен на выставке, которая стала возможной благодаря дарам его сына Алексея.
Годы учебы Евгения Климова прошли в Латвийской Академии художеств (Рига), которую он закончил в 1929 году. Тогда же он изучал технику иконописи под руководством старообрядческого мастера П.М.Софронова. Путь художника труден, но типичен для тех, кто не захотел остаться в послевоенной советской Риге, — на Запад, в Канаду, через Чехословакию и Германию. Путь этот отразился в творчестве мастера.
На выставке представлены материалы из собрания сына художника Алексея Евгеньевича Климова, Дома русского зарубежья, Псковского государственного объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, Латвийского государственного архива, Латвийского государственного исторического архива, Латвийского Национального художественного музея, интернет-проекта «Русские Латвии».
В открытии выставки принял участие хор Латышского культурного центра «Талава».
Директор ДРЗ В.А.Москвин в своем слове о Е.Е.Климове подчеркнул давнюю связь художника с семьей А.И.Солженицына, детям которого Евгений Евгеньевич преподавал историю искусств и рисование. Виктор Александрович отметил, что первой работой Климова, полученной в дар Домом русского зарубежья от Алексея Евгеньевича, стал портрет А.И.Солженицына, написанный в 1975 году, вскоре после его высылки из СССР.
А.Е.Климов, профессор-славист, председатель Русской академической группы в США, рассказал о жизненном и творческом пути отца, продемонстрировал на большом экране его художественные работы и редкие семейные фотографии.
Маргарите Васильевне Салтупе, возродившей имя художника Климова в Латвии, а затем и в России, посвятила свое эмоциональное выступление Татьяна Дмитриевна Фейгмане, доктор истории, научный руководитель Института русского культурного наследия Латвии, руководитель интернет-проекта «Русские Латвии». М.В.Салтупе до войны была ученицей Климова в Рижской городской русской гимназии. Благодаря ее усилиям в конце жизни Е.Е.Климов узнал, что его мозаика уцелела в годы войны и впоследствии была перевезена из Риги в Псков, где установлена в Троицком соборе.
В выставочном зале прозвучали: приветственное письмо Валерия Николаевича Сергеева, исследователя творчества Е.Е.Климова; приветствие Псковского музея-заповедника, присланное в адрес А.Е.Климова (пять работ художника, доставленных из Пскова, украсили экспозицию); выступления сотрудников ДРЗ — устроителей выставки.
Сотрудник ДРЗ Виктор Леонидов, много лет проработавший в Российском фонде культуры, рассказал о дарах Евгения Климова фонду и прочитал стихотворение Ивана Елагина, портрет которого демонстрируется на выставке.
Сотрудник МГУ Наталья Литвина затронула тему старообрядческой иконописи в рижском кружке Пимена Софронова.
Старший научный сотрудник ДРЗ Н.П.Белевцева от имени рабочей группы выставки (заведующая архивным отделом М.А.Котенко, старший научный сотрудник Е.В.Бронникова, старший научный сотрудник Т.Ф.Соколова) провела небольшую экскурсию по экспозиции.
На выставке представлены графические и живописные работы художника с видами Елгавы, Риги, Пскова, Изборска, Зааца, Китцингена, Торонто, Гаспези. Уникальная мозаичная икона Троицы, выполненная по эскизу Е.Е.Климова для Троицких ворот Псковского кремля, демонстрируется в виде копии авторского эскиза. Яркими работами предвоенного времени являются портреты «двух Иванов» — философа Ивана Александровича Ильина и писателя Ивана Сергеевича Шмелева, дружба с которыми продолжалась многие годы.
Особое место на выставке занимают портреты деятелей русской словесности, собиравшихся в русских школах в Норвиче, Миддлбери и Блумингтоне (1960–1980-е годы). В этих школах Е.Е.Климов читал лекции по истории русского искусства и имел возможность общаться с А.И.Солженицыным, Н.М.Коржавиным, И.В.Чинновым, И.В.Елагиным и др.
Отдельная витрина посвящена работе Климова в качестве реставратора икон в Археологическом институте им. Н.П.Кондакова (Прага), а также его занятиям иконописью в 1960–1970-е годы в Канаде.
В экспозицию включены биографические документы, фотографии семьи художника, его друзей и знакомых. О широком круге общения свидетельствует переписка Е.Е.Климова с писателем Л.Ф.Зуровым, художницей З.Е.Серебряковой, священником Алексеем Ионовым, профессором В.И.Синайским, литературоведом и коллекционером И.С.Зильберштейном и др.
В материалах выставки отмечена еще одна замечательная сторона дарования Е.Е.Климова — его умение писать о живописи и живописцах. В среде эмиграции были широко известны его книги «Русские женщины по изображениям русских художников» (Вашингтон, 1967), «Русские художники: Сборник статей» (Нью-Йорк, 1974).
|