Презентация книги Ксении Кривошеиной «Мать Мария (Скобцова). Святая наших дней»
24 ноября 2015 года в Доме русского зарубежья им. А.Солженицына состоялась презентация книги известного русско-французского публициста, художника Ксении Кривошеиной «Мать Мария (Скобцова). Святая наших дней» (М.: Эксмо, 2015).
Поскольку главная героиня представляемого издания была соратником семьи Кривошеиных по Сопротивлению, труд Ксении Кривошеиной стал отчасти продолжением написанных Кривошеиными книг (напомним: мать Никиты Игоревича Нина Алексеевна — автор воспоминаний «Четыре трети нашей жизни», которые легли в основу известной киноленты «Восток-Запад», а книга Кирилла Александровича Кривошеина (дяди Никиты Игоревича) «Судьба века: Кривошеины» послужила материалом для А.И.Солженицына — дед Александр Васильевич Кривошеин и его сыновья стали действующими лицами эпопеи «Красное Колесо»).
Представляемое издание — квинтэссенция исследования жизненного и творческого пути матери Марии (Скобцовой), проделанного Ксенией Кривошеиной за многие годы работы с этой темой: в 2004 году выходила в свет первая книга автора о творчестве монахини «Красота спасающая», а авторский сайт К.Кривошеиной о матери Марии mere-marie.com существует уже несколько лет. «Я почувствовала, что могу написать эту книгу так, как надо написать с исторической точки зрения, — признается исследовательница, — поскольку мать Мария — типичная русско-европейская фигура конца XIX – начала XX века: как и вся русская интеллигенция этого периода, она жаждала перемен, но когда их увидела — ужаснулась и “отрезвилась”…»
Так кто же это — монахиня мать Мария, одним известная как «социалистка и партизанка», а другим — как канонизированная святая?.. Мария Скобцова (в девичестве Пиленко) родилась в Риге, в аристократической семье «достаточно левых взглядов», детство провела в Анапе, юность — в Петербурге. Как и многие ее ровесницы, одаренная и любознательная девушка посещала философско-литературные собрания. Со смертью отца, от которого, по словам К.Кривошеиной, унаследовала бунтарский характер, отошла от веры, увлеклась социализмом, «курила, влюблялась, не единожды была замужем»… Самой сильной, но безответной ее земной привязанностью был Александр Блок...
Мария Кузьмина-Караваева (по первому мужу) стала свидетелем революции и Гражданской войны, была городской головой Анапы, комиссаром по здравоохранению и народному образованию. Пережив арест и угрозу казни, бывшая эсерка эмигрировала из Советской России в Европу, где ей предстояло встать на монашеский путь и принять смерть в нацистском концентрационном лагере Равенсбрюк…
По словам автора, цель представляемого издания — рассказать не только о жизненных вехах матери Марии, но и о времени и окружавших ее современниках. Помимо летописи жизни монахини, в книгу вошли интереснейшие архивные материалы, среди которых свидетельства окружающих ее людей, воспоминания родных матери Марии, исследования ее литературного творчества, отрывки из номеров «Вестника» участников французского Сопротивления. Свой труд Ксения Игоревна называет «самым подробным исследованием жизненного и творческого пути матери Марии», со дня гибели которой в этом году отмечается 70 лет…
В 1985 году в СССР Марию (Скобцову) наградили орденом Отечественной войны II степени, отметив заслуги монахини в борьбе с нацизмом. Недавно Константинопольский патриархат причислил мать Марию к лику святых новомучеников, однако, отмечает К.Кривошеина, спор о ее личности идет до сих пор: некоторые возмущаются ее «мнимой святостью», другие — подчеркивают мужество и самоотверженность, кто-то говорит о ее «странном» монашестве, а кто-то — об истинно христианском пути. Русская православная церковь, дополнила Ксения Игоревна, в свое время собирала материалы о матери Марии, и, возможно, святая Константинопольского патриархата станет и святой РПЦ…
«Нетрадиционность» монашеского пути матери Марии, объясняет исследовательница, заключается в том, что она «не заперлась в келье, не ушла в затвор: наоборот, она активно проповедовала, открывала приюты, бесплатные столовые, дома для престарелых и бездомных». В последнее время, по мнению К.Кривошеиной, в России много говорят о новомучениках, однако «у нас нет к ним молитв…» «Надо просить у них, чтобы никогда не вернулся в Россию тоталитарный режим, — уверена Ксения Игоревна, — чтобы не повторились в нашей стране “окаянные дни”…»
Выступление супруги поддержал и Никита Игоревич Кривошеин, поделившись своими детскими впечатлениями от встречи с матерью Марией, обладавшей «великой силой духа». «В настоящее время, — отметил Никита Игоревич, — я — единственный, кто может свидетельствовать об этой удивительной женщине…»
В завершении презентации Ксения Игоревна ответила на многочисленные вопросы слушателей, среди которых были, в том числе, представители Российского дворянского собрания и потомки русской эмиграции первой волны. По мнению Предводителя Российского и Московского дворянского собрания Олега Вячеславовича Щербачева именно признание народа, в конечном итоге, рассудит так называемый спор о канонизации матери Марии. А мать Мария, как считает сама Ксения Кривошеина и большинство присутствующих, уже «пошла в народ», что подтверждается многочисленными обществами ее имени в России…
Все права на материалы, находящиеся на сайте bfrz.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов и новостей сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на bfrz.ru обязательна.