Презентация издания «Образы Италии в России — Петербурге — Пушкинском Доме»
27 октября 2015 года в 18.00 в Доме русского зарубежья им. А.Солженицына в рамках постоянного научно-популярного семинара «Русское зарубежье: Неизвестные страницы» состоится презентация издания «Образы Италии в России — Петербурге — Пушкинском Доме» (СПб.: Изд-во Пушкинского Дома, 2014).
Но такова вся Италия: в ней человеческое творчество и природа неотрывны. И все в ней навеки остается для всего мира. Она — родина человеческого творчества Европы. И все отошедшее и мертвое в ней есть источник жизни и возрождения души. Если бы Италии грозила опасность разрушения, защищать ее должен весь мир, ибо красота ее сияет для всего мира. В эти дни с особенной силой должна ощущаться истинная любовь России к Италии, душевный союз, вечность Италии в нас самих.
Николай Бердяев. «Чувство Италии». 1915
Прошло 100 лет с известной статьи Н.Бердяева, в которой мыслитель отмечал: «…Любим мы у итальянцев то, что не похоже на нас, что нас дополняет... Русская душа ищет пленительного дополнения в пластичности итальянской культуры, которой так недостает культуре русской. Вспомним, как любил Италию Гоголь, как стремился к ней, какую ей воздал хвалу. А ведь сам Гоголь очень тяжело переживал жизнь, всегда чувствовал бремя мировой ответственности; мучения нравственной совести всегда стояли на путях его творчества. В этом он был очень русским и по-русски любил Италию, как дополнение, как мечту, как то, чего в нем самом не было».
Здесь отмечены два момента: в своем роде исключительный характер «большого диалога» России и Италии и русское представление об Италии как о «мечте». В своем эссе Бердяев, однако, не ставил цели описать разнообразный мир русских, которых влекла к себе Италия. Между тем, это тема с разными категориями: просто туристы; православные паломники; студенты и молодые исследователи, ищущие в Италии следы Древнего Рима, Византии, средневековой культуры; оставившие ее описание путешественники, писатели, ученые, дипломаты, художники; литераторы, пишущие об Италии, но там никогда не побывавшие — А.Пушкин, В.Комаровский; непосредственно видевшие Италию и ее «Образы», но радикально их преломившие в своем творчестве — Н.Гоголь, Ф.Достоевский, П.Чайковский, А.Блок; русские насельники на Западе и в Италии, которые умножили самопознание Италии, поделились с ней своим исследовательским или творческим синтезом — В.Вейдле, П.Муратов, Вяч. Иванов, Н.Оттокар, М.Ростовцев, Паоло Трубецкой. «Большой диалог» с Италией в последнем перечне особо примечателен: к примеру, Н.Оттокар издал во Флоренции, где был профессором в университете, около десяти своих сочинений об итальянской и русской истории; П.Муратов в Риме — итальянскую книгу о русской иконе; Вяч. Иванов не только переводил на русский язык Петрарку, Микеланджело и Данте, но консультировал стихотворное переложение «Евгения Онегина» на итальянский, читал перед итальянской аудиторией лекции о русской литературе и о христианском гуманизме.
Конференция «Образы Италии в России — в Санкт-Петербурге — в Пушкинском Доме» проходила в феврале 2012 года, на исходе перекрестного русско-итальянского года Италии в России, в посильной мере подводя ему итоги. Принадлежащий П.Муратову многогранный и емкий термин «Образы Италии» был положен в основу названия конференции. Коллективный труд, основанный на ее материалах, посвящен восприятию образов Рима и Италии в русской философской и народной мысли, искусстве и литературе начиная с XIII века; среди участников ученые из Италии, России, Литвы, Израиля, Франции, США. В сборнике воспроизведены картины и зарисовки художников и других русских путешественников; в России они публикуются впервые.
К обсуждению приглашены:
Андрей Шишкин (ответственный редактор издания; Салерно), Ксения Муратова (Рим), Алексей Юдин (Москва), Джузеппина Джулиано (Салерно),
Бьянка Сульпассо (Мачерата), Александр Парнис (Москва) и др.
В рамках семинара будут сделаны сообщения:
Андрей Шишкин, Алексей Юдин: Образы Италии в России – проспективы на будущее;
Ксения Муратова: Создание и проекты научно-исследовательского центра «Павел Муратов»;
Джузеппина Джулиано: Одиночество против авангарда: Творчество Белобородова в оценке итальянской критики;
Бьянка Сульпассо: Материалы о русском зарубежье в Исследовательском институте Гетти (Getty Research Institute, Los Angeles).
В рамках семинара будет показан фильм «Мы живые» (1942, режиссер Гоффредо Алессандрини).
Содержание (pdf)
Иллюстрации (pdf)
Семинар ведут Мария Васильева и Олег Коростелев.
Наш адрес: Москва, ул. Нижняя Радищевская, д. 2 Проезд: м. «Таганская» (кольцевая) Тел.: (495) 915-10-80
|