Презентация книги Ксении Муратовой «Неизвестная Россия. Русское искусство первой половины ХХ века. Шедевры коллекции Татьяны и Георгия Хаценковых»
20 октября 2015 года в 19.00 в Доме русского зарубежья им. А.Солженицына состоится презентация книги Ксении Муратовой «Неизвестная Россия. Русское искусство первой половины ХХ века. Шедевры коллекции Татьяны и Георгия Хаценковых» (SilvinaEditoriale, 2015).
Публикация посвящена творчеству русских художников, обосновавшихся в Западной Европе еще в начале ХХ века или покинувших родину после революции 1917 года. Выход этой книги в свет был связан с празднованиями Года России в Монако (2015) и приурочен к открытию выставки сравнительно небольшой части значительнейшей коллекции русского искусства в эмиграции, собранной Татьяной и Георгием Хаценковыми.
Многочисленные русские мастера этого поколения приняли полноценное участие в культурной и художественной жизни Франции и Монако. Они составили неотъемлемую часть богатейшей панорамы западной культуры первой половины прошедшего столетия. Полностью принадлежа к многообразным движениям западного искусства, эти мастера сохранили, тем не менее, и свои особенности, обусловленные тем, что свое художественное образование они получили в России и их творчество впитало специфические традиции русской культуры. И хотя эти мастера происходили из самых разных слоев русского общества и из самых различных уголков необъятной Российской империи — от блестящих столиц до маленьких еврейских местечек, — их всех отличала одна простая, но решающая черта: они все читали Пушкина в юности, то есть выросли в атмосфере русскоязычного мировосприятия.
Некоторые из них — Василий Кандинский, Алексей Явленский, Марк Шагал, Хаим Сутин, блестящий декоратор прославленных «Русских балетов» Лев Бакст — приобрели мировую славу, но многие другие, не менее талантливые и в целом довольно известные при жизни, по разным причинам затем оказались в тени. Тем не менее, именно художники русской эмиграции внесли решающий вклад как в течения, представляющие художественный авангард и абстрактное искусство, так и в различные направления искусства фигуративного, в том числе поэтический реализм и неоклассическое искусство межвоенных лет, а также периода, который последовал за Второй мировой войной. Они сыграли существенную роль не только в своеобразии развития Ар Деко, но и в становлении современного дизайна в целом. Свобода и смелость, с которыми русское искусство начала ХХ столетия было способно интерпретировать и использовать наследие мастеров прошлого, примитивов, народного искусства, оказали решающее влияние на весь ход искусства прошедшего века, да и нашего времени.
Цель этого издания состоит в том, чтобы показать широкой публике важную сторону русского искусства, мало известную ей, но в то же время продолжающую жить и присутствовать в мировом культурном наследии. Речь идет о художниках так называемой Парижской школы, а также о выдающихся мастерах, работавших в области поэтического и магического реализма, неоклассицизма и Ар Деко.
Коллекция Татьяны и Георгия Хаценковых представляет первоклассные произведения этого значительного слоя мастеров русского искусства, для которых Париж, Монако и Лазурный берег были самыми излюбленными краями, вдохновлявшими их творчество на создание художественного волшебства. Знакомство с этим огромным и мало известным пластом русской художественной культуры стало возможным благодаря страстному собирательству Татьяны и Георгия Хаценковых.
Действительно, собрание Хаценковых настолько богато, разносторонне и полно, что оно позволило в первый раз с начала изучения искусства русского зарубежья за последние двадцать пять лет оценить творчество русских художников в тесной связи с художественной атмосферой западного мира, в русле которого развивалось их мастерство. Этот взгляд привел к существенным открытиям и переоценке многих давно сложившихся взглядов. В частности, изучение коллекции Хаценковых помогло переоценить роль русских мастеров, вышедших из недр «Мира искусства» в формировании европейского искусства ХХ века. Их значение не ограничивается созданием театрального мира «Русских балетов», перевернувшего художественное мировосприятие времени. В большой степени, в их творчестве художественные традиции «Мира искусства» обретают новую, полноценную художественную жизнь. Они стоят у колыбели русского неоклассицизма и обеспечивают вклад русских художников в искусство Ар Деко и в европейский неоклассицизм 1920–1940-х годов.
Книга посвящена автором незабвенной памяти близкого человека и друга, великого знатока и патриота русской культуры Льва Адольфовича Гринберга (1900–1981), отца драматурга Мишеля Винавера, творчество которого впервые освещается в России на конференции, организованной в Доме русского зарубежья в октябре 2015 года.
Кроме того, книга вписывается в деятельность Международного научно-исследовательского центра «Павел Муратов», основанного К.М.Муратовой в Риме в 2012 году. Открытию центра Дом русского зарубежья посвятил вечер в апреле 2012 года. Центр Муратова участвует в этом издании не только своим логотипом, который украшает одну из первых страниц книги. Павел Муратов и Лев Гринберг были близкими друзьями и соавторами нескольких изданий и выставок во Франции 1920–1930-х годов. Кроме того, автор книги стремился показать в своем тексте выдающуюся роль П.П.Муратова как художественного критика и знатока современного ему искусства, а также значение встреч с ним многих выдающихся художников русской эмиграции.
Ксения Муратова — историк искусства, заслуженный профессор французских университетов, президент Международного научно-исследовательского Центра «Павел Муратов» (Рим, Париж).
Наш адрес: Москва, ул. Нижняя Радищевская, д. 2 Проезд: м. «Таганская» (кольцевая) Тел.: (495) 915-10-80
|