Прошла презентация книги Георгия Демидова «Оранжевый абажур. Три повести о тридцать седьмом» (М.: Возвращение, 2009).
7 апреля 2010 года в Доме Русского Зарубежья имени Александра Солженицына при участии Московского историко-литературного общества «Возвращение» и издательства «Возвращение» прошла презентация книги Георгия Демидова «Оранжевый абажур. Три повести о тридцать седьмом» (М.: Возвращение, 2009).
Георгий Георгиевич Демидов – талантливый физик, ученик Ландау был арестован в феврале 1938 года, 14 лет провел на Колыме. Он стал прообразом главного героя рассказа Варлама Шаламова «Житие инеженера Кипреева». Познакомились писатели там же, на Колыме. Произведения Демидова – не просто воспоминания о тюрьмах и лагерях, это глубокое философское осмысление жизненного пути, воплотившееся в великолепную прозу. В декабре 2008 года в нашем Доме состоялась презентация первой книги Георгия Демидова, вышедшей в России, «Чудная планета». Презентация была приурочена к 100-летию со дня рождения писателя. На вечере, который вел председатель правления Московского историко-литературного общества «Возвращение» Семен Самуилович Виленский, как и два года назад, присутствовала Валентина Георгиевна Демидова, дочь писателя. Она рассказала о том, как «узнавала» своего отца. Ведь впервые она услышала о нем от своей матери, будучи уже 18-летней девушкой, а через год произошла их первая встреча в Ухте. Демидова разлучили с женой и дочерью в феврале 1938 года, когда был арестован не только он, но и члены его семьи. Вместе с матерью оказалась в камере и новорожденная Валентина. Впрочем, семья обвиняемого вскоре была отпущена под расписку. Валентина рассказала, как встреча за встречей, она «открывала» для себя отца: «Мы уходили в тайгу на лыжах, и понемногу он рассказывал мне обо всем, тогда он еще не начал писать. Я только потом поняла, что это была «обкатка». «Я выжил там только потому, что дал себе слово, что все это опишу», - сказал однажды Демидов дочери. В лагерной больнице на левом берегу Колымы он познакомился с В.Шаламовым. Двух писателей на многие годы связала дружба. Сохранилась их интереснейшая переписка. Воспоминания о Шаламове и Демидове оставила также медсестра больницы Мария Ночнова. Ее дочь, Любовь Денисова, и внуки – Дмитрий и Иван Денисовы - присутствовали на презентации. Они прочли те отрывки из воспоминаний Марии, где она говорит о своих встречах с двумя писателями. Как рассказала Валентина, тяжким ударом стала для отца конфискация его архива в 1980 году. Архив хранился в разных городах у разных людей, но органы всё же сумели добраться до рукописей. Писателю было тогда 72 года, и от этого потрясения он так и не сумел оправиться до конца своей жизни. После смерти отца Валентина стала писать письма «наверх», и в итоге архив был ей возвращен. По словам автора предисловия к книге «Оранжевый абажур» - писателя, литературоведа и общественного деятеля Мариэтты Чудаковой, Г. Демидов относился к той плеяде писателей ХХ века, которых «материал вытолкнул в литературу». «Оказавшись на свободе после долгих лет каторги, он стал жадно читать то, что появилось в литературе, пока он и его товарищи мучились и умирали на Колыме. Прочитанное его ужаснуло. Авторы писали о какой-то фантастической стране, не той, в которой жил он. В послевоенные годы разрыв печатной литературы с реальностью достиг, кажется, высшей точки». Испытанный бывшим заключенным шок и стал, по мнению М. Чудаковой, моментом рождения Демидова-писателя. Мемуаров было бы недостаточно, чтобы выразить то, что чувствовал. Свою писательскую задачу Г. Демидов в своем авторском предисловии формулирует так: «Всего вероятнее, что ко времени, когда запрет с этой темы будет снят или просто изживет себя, уже не останется ни одного из ее свидетелей. Их поколение быстро исчезает. Но оно может и должно оставить о своем времени письменные свидетельства, в том числе и облеченные в форму литературных произведений. Это гражданский долг тех из писателей уходящего поколения, которые видят назначение литературы в роли Совести и Разума народа, а не прислужницы текущей политики...». Эту задачу, считает М. Чудакова, «поставили перед собой в одно и то же время несколько людей, вышедших с многолетней каторги живыми, – Домбровский, Солженицын, Шаламов, Демидов...». Три повести, три разных героя. По мнению М. Чудаковой, автору удалось полостью переместить сознание читателя в атмосферу 1937 года – вне последующего читательского знания о происходящем. Во всех трех повестях совершенно особое время – «демидовское» - разделенное надвое неожиданным арестом: когда это происходит, «песочные часы переворачиваются вместе с человеком» и само время начинает течь по-другому. Семья Георгия Георгиевича Демидова и общество «Возвращение» посвятили издание книги памяти Александра Николаевича Яковлева, благодаря которому изъятый архив писателя был возвращен его дочери. Отрывки из произведений Демидова прозвучали на вечере в исполнении актеров Ольги Непахаревой и Артура Макарова.
Все права на материалы, находящиеся на сайте bfrz.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов и новостей сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на bfrz.ru обязательна.