Круглый стол «С.В.Рахманинов и русское музыкальное зарубежье: поиски, находки, перспективы изучения»
3 апреля 2015 года в Доме русского зарубежья им. А.Солженицына состоялся круглый стол «С.В.Рахманинов и русское музыкальное зарубежье: поиски, находки, перспективы изучения», приуроченный ко дню рождения Сергея Васильевича Рахманинова.
Идея проведения музыкальных собраний в Доме русского зарубежья принадлежит ведущему научному сотруднику отдела культуры русского зарубежья ДРЗ Елене Кривцовой. В этот раз Елена Владимировна собрала за одним столом исследователей жизни и творчества Сергея Васильевича Рахманинова — ярчайшего представителя русской музыкальной эмиграции. По замыслу организаторов приглашенным специалистам — музыковедам, историкам, филологам — предстояло ответить на еще нерешенные рахманиноведением вопросы о влиянии личности и наследия великого композитора на историю русской музыки в эмиграции и на мир русского рассеяния в целом.
Однако прежде участники и слушатели круглого стола были погружены в неповторимый мир рахманиновской гармонии: «Музыкальные моменты» ор. 16 — № 1 си минор, № 4 ми минор и этюды-картины ор. 39 — № 6 ля минор, № 7 до минор, № 8 ре минор и № 9 ре мажор исполнили студенты РАМ им. Гнесиных класса профессора С.Е.Сенкова Полина Переволочанская и Алексей Кузнецов.
Для погружения в интеллигентный, утонченный и в то же время живой и непосредственный мир рахманиновского окружения Елена Владимировна представила кадры семейной кинохроники Рахманиновых 1929 года, снятой женой композитора Натальей Александровной Сатиной. На экране — Рахманинов-муж, Рахманинов-дедушка, смеющийся, танцующий, элегантный, с неизменной сигарой во рту… Этот год, комментирует Е.В.Кривцова, был для композитора «наиболее счастливым» — он почти освоился «в западном пространстве», к его семье присоединилась уехавшая из России теща В.А.Сатина и даже часть старой прислуги…
Добившись от старой кинопленки желаемого «эффекта присутствия» Сергея Васильевича, организаторы круглого стола приступили к разговору о культурном наследии композитора, сохраняющемся и в России, и за ее пределами.
Вера Борисовна Валькова (Государственный институт искусствознания) поделилась с коллегами опытом перевода рецензий английских газет на выступления молодого Рахманинова в Лондоне во время его первых зарубежных гастролей в 1899 году. Об этом важном событии в жизни композитора, напомнила Вера Борисовна, есть много вторичной информации, а к первоисточникам — газетным статьям и афишам на английском языке — никто из специалистов не обращался.
О работе с рахманиновскими архивами в Библиотеке Конгресса (США) — одном из трех мест хранения материалов о композиторе — рассказал Александр Викторович Комаров (Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры им. М.И.Глинки). Целью работы в фондах библиотеки, по словам А.В.Комарова, было выявление свидетельств, оставленных Рахманиновым о его желании быть похороненным на родной земле. Поиски документов, подтверждающих волю композитора упокоиться в России, подытожил исследователь, результатов не дали, — Рахманинов избегал тему смерти, завещание отсутствует, не обнаружены даже упоминания о месте будущего упокоения гения русской музыки...
Личные документы Сергея Васильевича, продолжил А.В.Комаров, оказались в библиотеке только в 50-е годы ХХ столетия, а до их появления библиотечные фонды комплектовались преимущественно рукописями композитора. Тридцать лет, обратил внимание коллег Александр Викторович, архив Рахманинова хранился не разобранным, и только в 80-х годах началась его обработка. На сегодняшний день, завершил свое выступление А.В.Комаров, он так до конца и не изучен…
Представитель «молодого поколения рахманиноведов», по определению Е.В.Кривцовой, — независимый исследователь Е.М.Кузнецова представила свой опыт работы с неопубликованными письмами С.В.Рахманинова. Архив композитора, уверена исследовательница, требует не «командировочного» подхода, а длительной скрупулезной работы.
Ирина Вячеславовна Брежнева (Научная музыкальная библиотека им. С.И.Танеева Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского) описала «рахманиновскую» часть фондов библиотеки, состоящую из прижизненных изданий произведений композитора, в том числе и его эмигрантского периода. Библиотека, обратила внимание специалистов И.В.Брежнева, хранит и памятные экземпляры изданий с надписями С.В.Рахманинова С.И.Танееву — «учителю и другу», старые рукописные копии партитуры 1-го фортепианного концерта с дирижерскими пометками и многое другое...
Сотрудник Всероссийского музейного объединения им. М.И.Глинки Алексей Александрович Наумов говорил об обостренном чувстве родины великого русского композитора: в разгар Второй мировой войны весь сбор от концертов в США Сергей Васильевич передал своему Отечеству и на собственные средства закупил несколько рентген-установок. В 1943 году, продолжил Алексей Александрович, Рахманинов посещал советское посольство в Вашингтоне, встречался с советскими военными летчиками. Композитору было очень приятно, завершил свое выступление А.А.Наумов, что его произведения в 40-е годы исполнялись и в Советском Союзе…
Отдельной частью «рахманиновского» музыкального собрания стала презентация монографии ведущего научного сотрудника отдела литературы и печатного дела российского зарубежья ДРЗ Сергея Романовича Федякина «С.В.Рахманинов» (М.: Молодая гвардия, 2014. Серия ЖЗЛ). Помимо энциклопедических знаний в области русской словесности, автор монографии обладает удивительным музыкальным вкусом и слухом и редкой способностью сопряжения смыслов двух главных основ человеческого творчества — Слова и Музыки. Эта одаренность, вероятно, и помогла Сергею Романовичу решить, по его признанию, главную задачу книг о композиторах — дать представление о музыке через текст. Сам же С.Р.Федякин считает, что ему «помогла» русская культура и, в частности, русская поэзия, поскольку, уверен автор, именно великие поэты остро чувствуют настроение эпохи…
Сергей Романович отчасти раскрыл и «секреты мастерства» при написании книг серии «Жизнь замечательных людей», коих в его активе уже три: задача подобных творческих работ, утверждает автор, — «не исследование как таковое», — все должно быть предельно точно и одновременно художественно «как роман».
О Рахманинове, подытожил С.Р.Федякин, есть множество не первостепенной информации, «в которой можно утонуть», и «сегодня надо многое узнать, чтобы приблизиться к пониманию личности композитора»…
Новыми вопросами, помимо тех, которые стояли перед участниками музыкального собрания в начале его работы, завершила вечер его ведущая Е.В.Кривцова. «Почему до сих пор не изучен архив Библиотеки Конгресса» и «не слабость ли экономических позиций российских исследователей — причина столь долгого разбора архива Рахманинова» интересовало теперь сообщество рахманиноведов. Ответы мы надеемся услышать на новых встречах в рамках полюбившегося всем музыкального собрания Дома русского зарубежья.
Ирина Тишина
![Брежнева И. В., кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник отдела редкостей Научной музыкальной библиотеки им. С. И. Танеева Брежнева И. В., кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник отдела редкостей Научной музыкальной библиотеки им. С. И. Танеева](data/images/2015/news04/030415/foto2_2.jpg)
![Кривцова Е. В., научный сотрудник ДРЗ Кривцова Е. В., научный сотрудник ДРЗ](data/images/2015/news04/030415/foto7_2.jpg)
![Комаров А. В., кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник архивно-рукописного отдела ВМОМК им. М. И. Глинки Комаров А. В., кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник архивно-рукописного отдела ВМОМК им. М. И. Глинки](data/images/2015/news04/030415/foto4_2.jpg) ![Кузнецова Е. М. (РАМ им. Гнесиных) Кузнецова Е. М. (РАМ им. Гнесиных)](data/images/2015/news04/030415/foto6_2.jpg) ![Наумов А. А. (Квартира-музей Н. С. Голованова), ведущий специалист по истории русской музыки в России Наумов А. А. (Квартира-музей Н. С. Голованова), ведущий специалист по истории русской музыки в России](data/images/2015/news04/030415/foto8_2.jpg)
Фото Ю. Котиной
|