Круглый стол «Русское зарубежье и русский авангард» в рамках научно-популярного семинара «Русское зарубежье: Неизвестные страницы»
5 марта 2015 года в 18.00 Дом русского зарубежья им. А.Солженицына приглашает на круглый стол «Русское зарубежье и русский авангард» в рамках научно-популярного семинара «Русское зарубежье: Неизвестные страницы» (кураторы проекта: Олег Коростелев, Мария Васильева, Михаил Волохов).
На семинаре состоится презентация и обсуждение издательских, выставочных и образовательных проектов, посвященных истории русского авангарда. Будут затронуты вопросы: русская традиция и авангард; музыкальный футуризм и авангард; русский литературный авангард в эмиграции; издания русских футуристов и типографика русского футуризма; футуризм и авангард как образовательная стратегия — влияние авангардных практик на художественное образование; русский авангард и современное искусство.
К обсуждению приглашены:
- Андрей Устинов (Сан-Франциско);
- Алена Сокольникова, руководитель выставочного отдела Московского музея дизайна (Москва);
- Александр Парнис, член Русского ПЕН-центра (Москва);
- Андрей Толстой, директор НИИ теории и истории изобразительных искусств (Москва);
- Максим Амелин, главный редактор «Объединенного гуманитарного издательства (ОГИ)»;
- Михаил Волохов, преподаватель Института искусства и визуальных технологий (Москва);
- Андрей Смирнов, директор «Термен-центра» (Москва);
- Виталий Пацюков, начальник отдела междисциплинарных программ Государственного центра современного искусства (ГЦСИ-NCCA, Москва);
- Николай Селиванов, руководитель Мастерских художественного проектирования КЦ ЗИЛ (Москва).
Будут представлены издательские проекты:
– Леонид Ливак, Андрей Устинов. Литературный авангард русского Парижа: История. Хроника. Антология, Документы (М.: ОГИ, 2014)
Культурная жизнь русского Парижа первой половины 1920-х годов, и особенно деятельность младшего поколения литераторов-эмигрантов, до недавнего времени оставалась малоизученной. Однако именно в этот период в парижском литературно-культурном контексте сложились многие центральные фигуры, определившие к началу 1930-х лицо русской эмигрантской словесности в целом. Представленные в книге работы многолетних исследователей парижского авангарда проливают свет на историю русских литературных объединений, тесно связанных с французскими поэтическими и художественными течениями тех лет, и восстанавливают подробную хронологию культурных событий.
Стихи, манифесты и другие документы наиболее ярких участников литературного процесса впервые публикуются с такой полнотой и сопровождаются обширным иллюстративным материалом.
– Авангард и остальное. Сборник статей к 75-летию Александра Ефимовича Парниса (М.: Три квадрата, 2013)
Сборник посвящен 75-летию Александра Ефимовича Парниса — одного из ведущих исследователей раннего русского авангарда. Рассматривается жизнь художественных и литературных объединений 1910–1920-х годов, творчество и биографии известных художников, поэтов и писателей. Из содержания: Баран Х. Был ли Хлебников Кассандрой?: Об одном предсказании главы будетлян; Баснер Е. Михаил Ларионов, Илья Зданевич и другие: «Акефалы» и «декакератисты» в 1913 году; Успенский П. Неизвестный отзыв о футуристической поэзии Бенедикта Лившица; Азадовский К. «Таинственно — похож»: «Дети» Александра Блока (письмо Н.А.Павлович к В.Н.Княжнину); Лавров А. Владимир Набоков в поисках утраченного времени: «Забытый поэт»; Дуглас Ш. Мах, материя и Малевич: супрематизм как искусство ощущений; Вакар И. О ранних портретах Н.С.Гончаровой; Фрейдин Ю. Конфликт — 67: Н.Я.Мандельштам и Н.И.Харджиев и др.
Художественные проекты:
– Михаил Волохов. «Красное колесо: Памяти погибших на Великой войне» (2014). Идея — М.Волохов, А.Берлин, А.Петренко. Проект передвижного мемориала. Объект. 450×2000×150. Дерево, акрил, зеркала, земля
– Елена Зубцова. «Карта-выкройка стран Европы до 1914 года» (2014). Плакат. 1189×841. Калька
– Сергей Катран. «Сага об оловянных солдатиках» (2014). Инсталляция. 1250×2500. Железный лист, 10 электрических печей, 700 оловянных солдатиков, литьевые формы. Перформанс. Съемка инсталляции и перформанса. Галерея «Беляево», Москва. 28 ноября 2014 г.
Инсталляция «Сага об оловянных солдатиках» обращается к феномену войны, к ее абсурдной драматургии, к ее законам, основанным на необходимости уничтожения огромного числа человеческих жизней для достижения сомнительных целей. Война порождает другую войну — смерть приводит к новым и новым смертям. Образ оловянного солдатика стал нарицательным, символом стойкости и мужества. Как и в сказке датского писателя Г.-Х.Андерсена, оловянные солдатики в инсталляции не имеют своей воли и подчинены внешним обстоятельствам и силам. Они мужественно выполняют свой долг до конца. Раскаленный докрасна металл уничтожает армию, превращая ее в оловянные озерца и речушки, которые проливаясь в формы, снова перерождаются в оловянных солдатиков, обязанных присягой и долгом погибать во имя новой войны.
– Андрей Суздалев. «Птицы» (2006). При участии О.Хан. Текст В.Хлебникова. 14 карточек, обложка. 280×140. Бумага, ручная печать (монопринт), принтер
Велимир Хлебников родился в семье ученого-орнитолога и сам в юности увлекался изучением птиц. Этот отрывок из «Зангези» является замечательным примером поэтического звукоподражания голосам птиц. Идея автора проекта — создать некий странный псевдо-каталог, архив натуралиста-любителя. С одной стороны, она близка нашим представлениям об авторской книге как идеальной форме художественной документации, с другой — оказывается созвучной представлению о Хлебникове как поэте-исследователе. Нахохленные, щебечущие, расправляющие крылья, вытягивающие шею, нелепые, напряженные пластические иероглифы тела, стремящегося, но не способного к полету…
– Алла Урбан. «Жизнь возле смерти» (2014). Видеомонтаж А.Нигматуллиной. Инсталляция. 4500×3000
Любая война — это война всего мира: не бывает не-мировых войн. Она захватывает всего человека целиком, подчиняя его вселенской логике разрушения. В этом мраке и хаосе появляется письмо, адресованное возлюбленным и родным людям. С черного фронта возвращаются белые птицы новостей, вселяющих надежду, что даже во время страшного события, поглотившего все существо человека, мир все-таки существует. Художница Алла Урбан в своей работе показывает, как из черной пелены поднимается подлинное человеческое спасение — любовь.
– Александра Берлин, Игорь Казанский, Анна Ключева, Анастасия Петренко («Группа Т»). «Тайна в движении…» (2015). Посвящается русским футуристам, скончавшимся в изгнании. Мэйл-арт проект-послание. Открытки. 210×148
– Даниил Чураков, Дарья Вознесенская. «Весеннее контрагентство муз» (2015). К 100-летию выхода одноименного сборника. Диптих. 600×1600. Баннерная ткань, Х-конструкции. В проекте использован акцидентный шрифт «BurburlentC», специально изготовленный по рисункам А.Лентулова.
– Мастерская Михаила Волохова — Константин Архипов, Никита Ефимов, Майя Гояева, Александра Кухаренко, Михаил Кузнецов, Елена Матвеева, Анна Пантелеева, Максим Селиванов, Марина Цыганкова, Матвей Шапиро. «Победа над солнцем» (2014). По мотивам футуристической оперы и манифестов русского футуризма. Зины (брошюры). 210×148. Плакаты. 840×1189. Видеоинсталляция
На семинаре прозвучат фортепьянные импровизации в авторском исполнении Игоря Колесова.
Семинар ведут Олег Коростелев и Мария Васильева.
С 20 февраля по 6 марта 2015 года в Доме русского зарубежья проходит выставка «“Тайна в движении…”: Русский футуризм и авангард 100 лет спустя».
Наш адрес: Москва, ул. Нижняя Радищевская, д. 2 Проезд: м. «Таганская» (кольцевая) Тел.: (495) 915-10-80
|