Открытие выставки «Дело русских семинаристов», посвященной судьбам учеников святителя Николая Японского
30 апреля 2014 года в Доме русского зарубежья им. А.Солженицына состоялось открытие выставки «Дело русских семинаристов», посвященной судьбам учеников святителя Николая Японского.
В канун майских праздников Дом русского зарубежья порадовал своих посетителей очередной интересной выставкой, рассказывающей о судьбах русских воспитанников Токийской Православной семинарии. Представленная экспозиция подготовлена при участии известного японоведа, частого гостя ДРЗ Александра Куланова по материалам из архива исследователя и из архивов потомков русских семинаристов.
Открывая экспозицию, заместитель директора ДРЗ по общим вопросам В.С.Угаров дал высокую оценку работе ее организаторов. Владимир Сергеевич уверен: в наши тревожные дни подобные мероприятия особенно значимы, поскольку знание истории определяет и понимание событий сегодняшних. Русско-японским культурным связям, продолжил В.С.Угаров, наш Дом уделяет большое внимание, и сегодняшняя выставка — продолжение большой работы Дома по изучению исторического и культурного наследия русской эмиграции.
О содержании выставки — фотографиях, документах, личных вещах семинаристов — подробно рассказал непосредственный ее создатель Александр Куланов. Все, что представлено на стендах, пояснил А.Куланов, — то немногое, что сохранилось и рассказывает об обучении русских в Токио, «под крылом Николая Японского». Даже на самых маленьких фотографиях, рад исследователь, можно увидеть лица этих людей, их можно узнать.
С чего же началась история русских семинаристов в православной Токийской семинарии? В 1902 году, продолжил свой рассказ Александр Куланов, к Николаю Японскому обратилось русское военное командование с просьбой о подготовке русских семинаристов в качестве переводчиков. Среди русских юношей, прошедших обучение в Токио, были Владимир Плешаков, Исидор Незнайко и Василий Ощепков, о чьих судьбах можно узнать на стендах экспозиции.
Харбинец Исидор Незнайко, по словам А.Куланова, был лучшим переводчиком на КВЖД. В отличие от других своих земляков-семинаристов, И.Незнайко дожил до глубокой старости и успел рассказать сыну и внуку о годах своей учебы в семинарии. На стендах выставки, обращает внимание А.Куланов, можно прочесть выдержки из харбинских газет, где Сидора Незнайко отмечают как блестящего знатока японского языка. По легенде, японцы при встрече с русским переводчиком просили его снимать шляпу, дабы увидеть цвет его волос, — собеседники И.Незнайко не верили в то, что он не японец, настолько безупречен был его японский язык.
А.Куланов поблагодарил семью И.Незнайко за предоставленные материалы и представил присутствующим правнучку легендарного переводчика Ольгу Незнайко, приехавшую на открытие выставки из Санкт-Петербурга.
Прозвучала и аудиозапись Исидора Незнайко, сделанная им полвека назад для своих потомков: Исидор Яковлевич рассказывает историю своей жизни, своей семьи и дает наказ своему потомству «крепиться» и переносить все трудности, как когда-то переносил их он, «казак телом и душой». Свою трогательную речь Исидор Яковлевич Незнайко заканчивает старой казачьей песней в собственном исполнении...
А.Куланов продолжил свое выступление, предоставив гостям экспозиции интереснейшую видеопрезентацию о другом русском семинаристе — Василии Сергеевиче Ощепкове, прославленном основателе русского самбо. Одновременно с обучением в Токийской православной семинарии Василий Ощепков проходил курс подготовки и в Школе дзюдо Кодокан, став первым русским выпускником в числе четырех европейцев. «Русский медведь добился своей цели!» — писали японские газеты о русском бойце, дружить с которым почитали за честь японские аристократы.
Вернувшись на родину, Василий Сергеевич подготовил немало бойцов дзюдо и самбо, добился включения борьбы в программу ГТО. А.Куланов продемонстрировал уникальные кинокадры довоенных лет, агитирующие советскую молодежь заниматься самбо.
Василий Ощепков погиб в 1937 году во время сталинских репрессий. Исследователям пришлось провести немалую работу по восстановлению его биографии и истории самбо, поскольку семья, боясь преследований, старалась лишний раз не упоминать о репрессированном.
Однако некоторые вещи, принадлежавшие В.Ощепкову, сохранили его жена, приемная дочка и приемная внучка Татьяна Ксендзова, приехавшая на презентацию выставки. Татьяна Владимировна предоставила для экспозиции в ДРЗ пепельницу, столовый нож и зеркало основателя русского самбо.
Выступление Т.Ксендзовой продолжил хранитель истории самбо Александр Будзинский, рассказавший о том, с какими трудностями сталкивались исследователи самбо и биографии Василия Ощепкова в советское время.
После церемонии открытия экспозиции приглашенные гости и зрители приступили к ее осмотру. Дом русского зарубежья благодарит всех организаторов выставки, в том числе и ее куратора — сотрудницу ДРЗ Маргариту Петрову и Александра Куланова, за очередные открытия в удивительной истории нашей страны, за новые знания о соотечественниках, ставших гордостью своей родины за ее пределами.
Ирина Тишина
СМИ:
Информационный портал «Фонд Русский Мир» / 4.05.2014 «О судьбах русских выпускников токийской семинарии рассказывает выставка в Москве»
Российская газета / 1.05.2014 «Москвичи познакомятся с «Делом русских семинаристов»»
|