Открытие юбилейной семейной выставки Петра Чахотина и Надежды Лавровой «Северная Италия и Русский Север»
15 января 2014 года в Доме русского зарубежья им. А.Солженицына состоялось открытие юбилейной семейной выставки Петра Чахотина и Надежды Лавровой «Северная Италия и Русский Север».
Когда-то Иван Сергеевич Тургенев заметил: русский язык невозможно постичь во всей его красоте и богатстве, не изучив языки иностранные. Именно так — вбирая в себя разнообразие и своеобразие культур и культурных смыслов, можно понять и оценить неповторимость и уникальность культуры отечественной. И затем, объединив в своей душе все лучшее, что создано человечеством, можно прийти к осознанию законов всемирной гармонии — безграничной и универсальной.
Супружеский союз Петра Чахотина и Надежды Лавровой — союз культур, стран, направлений живописи, в котором индивидуальное и сокровенное стремится к универсальному и общечеловеческому. Каждый из них шел к этому единению своим творческим и человеческим путем, чтобы обогащать друг друга и вместе открывать новые смыслы, новые глубины неисчерпаемого мира искусства. «Мы празднуем наш сто двадцатипятилетний юбилей!» — шутит Петр Сергеевич, даже возраст друг друга складывая в единую семейную копилку. И его пастели, в которых соседствуют виды северной Руси и предальпийские пейзажи, рядом с иконами жены смотрятся естественно и органично, будто связанные одной общей идеей, единым неделимым замыслом.
Как же возникло это стремление к синтезу, к общему знаменателю культуры и сути искусства? Вероятно, все началось в Париже, где прошли детские годы Петра Чахотина — сына русских эмигрантов «первой волны», и укрепилось в Генуе и Риме, где юный художник постигал азы рисования. Следует ли говорить о том, какое влияние оказали на молодого человека пересечение культурных парадигм и сосредоточенные в Вечном городе шедевры живописи, скульптуры и архитектуры!.. В 1954 году вместе с отцом — известным ученым-биофизиком, учеником академика Павлова С.С.Чахотиным — Петр уезжает в Ленинград, где заканчивает среднюю школу. Затем поступает на физфак МГУ. До 1977 года Петр Сергеевич работал научным сотрудником Института океанологии, участвовал в морских исследованиях на Белом море. Тогда же появились первые графические работы Чахотина, запечатлевшие русский Север с его строгостью форм и кажущейся скромностью пейзажа. В 1978 году он вернулся во Францию, а потом переехал в Северную Италию, где некоторое время занимался техническими переводами, а в последствие полностью посвятил себя живописи.
С этих пор он занят популяризацией своей любимой пастели, незаслуженно, на его взгляд, обойденной многими мастерами живописи по причине недолговечности осыпающегося со временем цветного «мелка». Современные средства позволяют сохранять пастель на основе (бумаге), «реабилитируя» ее былую ненадежность и помогая раскрыть ее преимущество — неувядаемую со временем яркость цвета. Вслед за Чахотиным многие молодые художники «открыли» для себя пастель, а в 2003 году по инициативе мастера был успешно реализован международный проект «Европастель», в котором приняло участие более трехсот пастелистов из 27 стран Европы.
Творчество Надежды Лавровой питала родная угличская земля — старая Русь, воплощенная в узорах и орнаментах искусства и ремесел. Художница работала с тканью, создавая модели одежды из натуральных материалов, используя старые приемы орнаментального и лицевого шитья. Так были созданы шитые изображения Богоматери и святой Анастасии — римской мученицы, принявшей после канонизации именование «Узорешительница». Лик Анастасии художница разглядела на фресках небольшой церкви североитальянского города Пьемонта, а вскоре образ мученицы, сотворенный Надеждой, облетел планету на борту космической станции «Мир». «Узорешительница», по замыслу организаторов этого удивительного мероприятия, стала символом преодоления границ между культурами двух стран — России и Италии, что вполне в духе мировосприятия и самой художницы, и ее супруга и единомышленника. Святая Анастасия стала и их семейным символом, образом, о котором Петр Чахотин расскажет на представлении своей книги «Святая Анастасия» в Доме русского зарубежья в феврале этого года.
От шитья ликов святых художница вполне закономерно пришла к иконописи. На стендах выставки представлены удивительные иконы Надежды Лавровой — легкие, яркие, светлые. Многие из ее икон (художницей создано их более ста пятидесяти) находятся в частных коллекциях в России, Италии, Германии, а икона св. Николая Чудотворца была написана по заказу для часовни Св. Николая в небольшом итальянском городке Порто Венере.
Петр Чахотин очень гордится успехами жены и, конечно же, тем, что Надежда приобщилась и к его любимой пастельной живописи. В 2011 году художница приняла участие в проекте русско-итальянского пленэра в рамках проходившего «года перекрестных культур» России и Италии.
О пленэрной пейзажной живописи на открытии выставки Петр Чахотин говорил особо: это его любимая творческая манера — писать «на открытом воздухе». Иногда, делится впечатлениями художник, он тратит на написание пейзажа целый день и заканчивает работу при свете автомобильных фар! Еще одна особенность его стиля — использование цветной основы для пастельных пейзажей. Петр Сергеевич с удовольствием демонстрирует любимые полотна: красные маки на зеленом лугу, водопад в горах, суровое Беломорье... Он тоже полюбил родину своей супруги — Углич, а она прижилась в Пьемонте, где когда-то открыла для себя любимую и почитаемую обоими святую Анастасию...
В дар Дому русского зарубежья Петр Сергеевич передал свою работу «Тучи над перевалом в Альпах» (2003). Уже несколько лет, как художник активно сотрудничает с Домом, внося свой вклад в дело сохранения культурного наследия русского зарубежья. Об этом на открытии выставки рассказал директор ДРЗ В.А.Москвин. Россия и Италия, продолжил Виктор Александрович, удивительно похожи своей ментальностью, и в этой выставке — соединение двух противоположностей — севера и юга, объединенных одним началом. «Пусть ваш союз будет скрепой российско-итальянских отношений», — обратился В.А.Москвин к чете художников и поблагодарил их за «гимн Высокому», который ощущается в их работах. Виктор Александрович выразил надежду на то, что в будущем музее русского зарубежья, который откроется в стенах ДРЗ в 2017 году, картины Петра Сергеевича Чахотина займут свое место.
Поблагодарим же и мы художников за прикосновение к истинному искусству, связавшему в единое культурное пространство страны и континенты, где они так достойно представляют свое Отечество.
Все права на материалы, находящиеся на сайте bfrz.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов и новостей сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на bfrz.ru обязательна.