Памятные даты русского зарубежья, октябрь 201890 лет со дня основания в Риге журнала «Литература и жизнь» (1928) — критико-библиографического издания, выходившего под редакцией П.М. Пильского и В. Гадалина. Главную свою задачу видел в том, чтобы давать объективную информацию о состоянии книжного рынка русского зарубежья и по возможности Советской России, привлекая к работе русских писателей-эмигрантов и советских авторов.
1 октября
95 лет со дня основания Русского студенческого христианского движения (РСХД) — религиозно-просветительского объединения христианской русской молодёжи. Начало ему было положено в 1923 (1–8 октября) в г. Пшерове (Чехословакия), на учредительном съезде, где собрались представители уже существующих за границей христианских студенческих организаций. «В Пшерове исчезла тема "Мы и Церковь" и взамен ее родилось сознание, радостное и ответственное, "Мы в Церкви" (В.В. Зеньковский). Тогда же было заявлено о православном характере движения. «…У истоков Русского студенческого христианского движения (РСХД) лежат такие разные духовные движения и духоносные церковные события предреволюционной России, как Религиозно-философское возрождение, предсоборное движение и Собор 1917–1918 годов, студенческие молодежные религиозные движения под руководством протестантских международных организаций – ИМКА (YMCA, название которой переводится как Христианский Союз Молодых Людей) и ВСХФ (Всемирная Студенческая Христианская Федерация). Но в первую очередь на возникновение РСХД за рубежом оказали влияние революционная катастрофа в России и последовавшая за ней эмиграция. Эти исключительные исторические условия определили возникновение РСХД, его цели, миссию и пути развития, поэтому можно оценить опыт РСХД за рубежом как церковный ответ на русскую катастрофу (Кирилл Петрович Соллогуб, правнук писателя Б. К. Зайцева, председатель РСХД). Вдохновителями РСХД были выдающиеся религиозные мыслители: отец Сергий Булгаков, Н.А. Бердяев, А.В. Карташев, В.В. Зеньковский. «Студенческое христианское движение избрало своим лозунгом «Оцерковление всей жизни». «Это была новая идея для русского студенчества, да и для всей общественности. Церковь открылась не как противостоящая «мирской культуре», а как преобразующая сила, освящающая все творчество. Все достижения науки, искусства и социального строительства подымались на высший уровень служения человечеству, через благословение их церковью» (Н.М. Зернов.). Последующая деятельность движения включала и библейские кружки, и семинары для изучения Православия, и социальную работу для помощи нуждающимся, и устройство школ для детей, и юношеские организации. С декабря 1925 и по настоящее время Объединение издает свой журнал-орган, названия которого вначале менялись, с 1950 он стал называться «Вестник РСХД», а с 1974, по предложению А.И. Солженицына, — «Вестник РХД». В фонде библиотеки ДРЗ имеется полный комплект издаваемого объединением журнала «Вестник РСХД» (РХД). С 1970 года и до конца жизни его ответственным редактором оставался один из основателей Дома русского зарубежья – Никита Алексеевич Струве.
3 октября
145 лет со дня рождения Ивана Сергеевича Шмелева (3.10 (21.09).1873, Москва, Россия – 24.06.1950, Бюси-ан-От, Франция), писателя, «певца России.., изобразителя русского исторически сложившегося душевного и духовного уклада», по определению И.А. Ильина. «Среднего роста, тонкий, худощавый, большие серые глаза… Эти глаза владеют всем лицом… лицо русское – лицо прошлых веков, пожалуй, – лицо старовера, страдальца…» (Ю.А. Кутырина). Его первое произведение — рассказ «У мельницы» — было опубликовано в 1895 в журнале «Русское обозрение», а через два года вышла его первая книга «На скалах Валаама», которая подверглась сильнейшей цензуре, и успеха поэтому не имела. И он замолчал почти на десять лет. Окончил юридический факультет Московского университета в 1898. Возвратился к творчеству после революционных событий 1905. В 1909 присоединился к литературному кружку «Молодая среда» во главе с Юлием Алексеевичем Буниным, старшим братом И.А. Бунина, куда входили А.Н. Толстой, Б.А. Пильняк, А.М. Васнецов и др. Являлся пайщиком «Книгоиздательства писателей в Москве». Знаменитым его сделала повесть «Человек из ресторана» (1911). Видя много неправды и несправедливости вокруг, писатель надеялся на очищающую силу Февральской революции и был воодушевлен «идеей чудесного социализма» и даже отправился в Сибирь для встречи политкаторжан. Однако «Красного октября» не принял. Его единственный сын был расстрелян без суда и следствия в январе 1921. Председатель ВЦИК М.И. Калинин писал наркому просвещения А.В. Луначарскому: «Расстрелян, потому что в острые моменты революции под нож революции попадают часто в числе контрреволюционеров и сочувствующие ей. То, что кажется так просто и ясно для нас, никогда не понять Шмелеву». В 1922 Иван Сергеевич с женой покинули Россию. Началась жизнь «на семи ветрах, у семидесяти семи дорог» сначала в Берлине, а потом в Париже. В эмиграции вышло более 20 его книг, наиболее известные из них — «Солнце мертвых» (1923), «Богомолье» (1931), «Лето Господне» (1921–1948). «”Лето Господне” (1927–1944) —17 лет писал. И ведь ничего не придумывает: открывшимся зрением видит, помнит, и до каких подробностей! Как сочно, как тепло написано, и Россия встаёт — живая! … Чудная книга, очищает душу. Богатое многоцветье русской жизни и православного мировосприятия — в последнее десятилетие ещё не угнетённого состояния того и другого. И то — самонастоящее (слово автора), что и было Москвой — чего уже нет, мы не видели и никогда не увидим» (А.И. Солженицын). В своём завещании Иван Сергеевич написал: «Я хочу умереть в Москве и быть похороненным на Донском кладбище, имейте в виду. На Донском!». Его прах был перевезён в Россию и 30 мая 2000 захоронен, согласно завещанию, в некрополе Донского монастыря. А днём раньше, 29 мая, в Москве был открыт бюст-памятник писателю в Большом Толмачевском переулке, где находилась гимназия, в которой он учился. (скульптор Л. Лузановская). В Крыму открыт Дом-музей И.С. Шмелева в Алуште. В архивном собрании ДРЗ выделен фонд И.С. Шмелева. В 2013 в музейное собрание поступила коллекция вещей, принадлежавших писателю. В 2015 в Доме русского зарубежья с успехом прошла историко-документальная выставка по материалам парижского архива И.С.Шмелева «Я возвращаю себе Россию». См. также публикации И.С. Шмелева в каталоге библиотеки ДРЗ.
4 октября
120 лет со дня рождения Петра Петровича Балакшина (лит. псевд. Б. Миклашевский) (5.10 (22.09).1898, Барабаш Приморской губ. — 29.07.1990, Ричмонд, США), прозаика, редактора, журналиста. Окончил Хабаровского реальное и московское Военное Александра II училища, унтер-офицер. Участник Великой и Гражданской войн, прапорщик. Через Владивосток эмигрировал в Японию, затем переехал в Шанхай (1920). По студенческой визе выехал в Америку в Сан-Франциско (1923). Получил гражданство США. Владел книжным магазином Russian bookstore of Peter and Sophia Balakkshin (Голливуд, 1925—1926). Учился на факультете архитектуры Калифорнийского университета (Беркли, 1926—29). Во время учебы издавал газету «Русский медведь». Организовал Цех русских журналистов в Калифорнии (1933). В декабре 1936 купил газету «Русская жизнь». В 1945–1965 переводчик в американской армии в Корее (1947), Японии (1948-55), Греции. С 1965 на пенсии. Выйдя в отставку, жил до 1978 в Испании. Автор многочисленных рассказов. Печатался в газете «Новое русское слово». В «Калифорнийском сборнике» (1934) писал о русской эмигрантской литературе и издавал альманах «Земля Колумба» (1936–1937). В конце 1950-х вышел в его издательстве «Сириус» главный труд Петра Петровича «Финал в Китае» — первое историко-документальное исследование о русской эмиграции на Дальнем Востоке. По воспоминаниям автора, ему для этой работы понадобилось шесть лет. См. также другие публикации П.П. Балакшина в каталоге библиотеки ДРЗ.
5 октября
25 лет со дня кончины Бориса Казимировича Ганусовского (23 (10). 10.1906, Севастополь, Россия – 5.10.1993, Сент-Пол, США), журналиста. Революция застала юного Ганусовского в Петрограде, где он учился в гимназии. Увидев в гимназической церкви иконы с выколотыми глазами, принял решение: «Я им этого никогда не прощу». После переезда в Одессу поступил в Одесский кадетский корпус, в 1920 с Крымским кадетским корпусом эмигрировал в Королевство СХС, где закончил курс. Работая шофёром, учился в Белградском университете. Издавал юмористический журнал «Бух» и еженедельник «Новый путь». Был агентом по продаже автомобилей и электроприборов. Во Вторую мировую войну, продолжив Белое дело, вступил в 15 казачий кавалерийский корпус генерала фон Паннвица (1943). После войны в мае 1945 в Юденбурге (Австрия) был выдан англичанами советской стороне в составе корпуса вместе с генералами П.Н. Красновым и А.Г. Шкуро. Получил 10 лет ИТЛ за «вооружённую помощь международной буржуазии», отбывал срок в лагерях Заполярья (1945–1955), где ослеп. После освобождения уехал в Австрию. С 1957 жил в США. Служил на радио «Свобода», преподавал русский язык в военной школе, затем в Маклестер-колледже в Сент-Поле. Сотрудничал с газетами «Наша страна» и «Русская жизнь», в которой печатал воспоминания о лагерной жизни в СССР, вышедшие отдельной книгой в Сан-Франциско в 1983 под названием «10 лет за железным занавесом 1945–1955. Записки жертвы Ялты. Выдача 15 казачьего корпуса»
20 лет со дня кончины Анатолия Михайловича Жуковского (1905 (1906) под Варшавой, Россия – 5.10.1998, Менло-Парк, США), танцовщика, балетмейстера, скаутского деятеля. Учился в Киевском кадетском корпусе. В эмиграции с 1920. Жил в Греции в Салониках. Вступил в русскую скаутскую организацию. В 1922 переехал в Югославию, где продолжил обучение в Крымском кадетском корпусе. Окончил также строительный факультет Белградского университета. Во время учёбы работал статистом в Белградской опере. Увлёкся балетом, ставшим для него смыслом жизни, учился у Е.Д. Поляковой. Солист балета с 1927. С 1938 балетмейстер Белградского театра оперы и балета. С 1935 по 1941 поставил 11 балетов в операх и 10 хореографий в балетном репертуаре. Выезжал в Европу на гастроли. Продолжал заниматься скаутской работой, организовывал летние лагеря в Греции. В 1943 перебрался в Вену. Выступал в армейском театре, в Королевском балетном театре в Бельгии, работал в Русском балете Монте-Карло (1948). С 1951 в США. Ставил с женой в школах и университетах представления, связанные с балканским фольклором. Преподавал танцы в Сан-Франциско в колледже и консерватории. Профессор. Начальник Западно-Американского отдела Организации русских юных разведчиков. Изучал фольклор американских индейцев. Написал книгу об искусстве народного танца.
7 октября
115 лет со дня рождения Владимира Александровича Дукельского (10 (по др. данным 7).10 (27.09, по др. данным 24.09).1903, д. Парфяновка близ Пскова, Россия – 16.01.1969, Санта-Моника, США), композитора, поэта, библиофила. В1910-е посещал классы Киевской консерватории, обучаясь фортепиано у Б.Л. Яворского, а композиции — у Р.М. Глиэра. В 1918 он был официально зачислен в консерваторию, однако уже в конце 1919, накануне сдачи города Добровольческой армией, семья покинула Киев. Эмигрировали в Константинополь в 1920, откуда в 1921 перебрались в США. В Константинополе пишет первые самостоятельные музыкальные сочинения и объявляет вместе с Б.Ю. Поплавским о воссоздании «Цеха поэтов». В Нью-Йорке продолжает сочинять музыку (увертюра к драме Н.Н. Гумилёва «Гондла» была исполнена 31 января 1923 в Карнеги-Холле) и пишет русские стихи в подражание акмеистам и футуристам, а также пробует силы в жанре популярных песен, которые, по совету Джорджа Гершвина, подписывает усечённым англизированным именем Вернон Дюк. Его «Фортепианный концерт», исполненный в Париже, был высоко оценен С.П. Дягилевым, И.Ф. Стравинским и С.С. Прокофьевым. Дягилев заказал Дукельскому балет «Зефир и Флора», который был поставлен Л.Ф. Мясиным в 1925 в «Русских балетах Дягилева». За месяц до премьеры балета «Зефир и Флора», прослушивая В.А. Дукельского, игравшего его партитуру, С.С. Прокофьев записал в своём «Дневнике»: «Вообще же это был вечер, который, вероятно, случается нечасто: т. е. когда перед глазами встаёт настоящий большой композитор. Я думаю, я не ошибаюсь». В 1928 С.А. Кусевицкий дирижирует в Париже премьерой его «Первой симфонии». Композитор сближается с С.С. Прокофьевым и с одним из идеологов евразийцев П.П. Сувчинским, публикует статьи в евразийских изданиях. Одновременно пишет пьески для английских музыкальных комедий. Увы, после Парижа он возвращается на Tin-Pan-Alley (Аллею оловянных кастрюль). Значительная часть его музыкальных сочинений, а также обе англоязычные книги подписаны именем Вернона Дюка. Он автор оперы, балетов, симфонических, вокально-симфонических и камерных произведений и… многих песен для бродвейских мюзиклов. Опубликовал более 100 статей и четыре сборника стихов. "В целом судьба композиторов-песенников из царской или большевистской России грустна. Многие из них попали в США с классическим образованием, как Владимир Александрович. Но попытаться выжить, сочиняя кантаты или же симфонии, просто было невозможно. И они шли на Tin-Pan-Alley, и становились композиторами-песенниками популярной музыки. И лишь иногда, часто под конец жизни, скопив немного денег, обзаведясь семьей и крышей над головой, они решались написать, как Вернон Дюк, «Ораторию конца Санкт-Петербурга»..." (Д. Савицкий). См. публикации В.А. Дукельского в каталоге библиотеки ДРЗ.
8 октября
110 лет со дня рождения Юрия Владимировича Мандельштама (8.10 (25.09). 1908, Москва, Россия – 18.10.1943, Явожно близ Кракова, Польша, концлагерь), поэта, литературного критика, переводчика. С семьёй эмигрировал во Францию в 1920. В Париже окончил русскую гимназию (1925) и филологический факультет Сорбонны (1929). Принял православие в 1935, женившись на дочери И.Ф. Стравинского Людмиле. Овдовел в 1938. Его поэтический дебют состоялся в 1-м «Сборнике стихов», изданном парижским Союзом молодых поэтов и писателей (1929). Входил в литературную группу «Перекресток», посещал «Воскресенья» Мережковских и их заседания «Зеленой лампы», сотрудничал в «Современных записках», «Числах», «Встречах», «Русских записках», в альманахе «Круг», в газете «Возрождение», в «La revue de France» (где публиковал материалы о русских писателях) и др. Написал множество статей и рецензий о новинках эмигрантской литературы и о новейших западных писателях. После смерти В.Ф. Ходасевича вел критический отдел в газете «Возрождение» (ранее публиковал там же обзоры текущей иностранной литературы). Избранные критические эссе поэта объединены в его книге «Искатели» (Шанхай, 1938). 10 марта 1942, остававшийся в Париже Ю.В. Мандельштам был арестован немцами и заключен в лагерь Дранси. После 16 месяцев пребывания в различных лагерях в конце июля 1943 был отправлен в Германию; погиб в концлагере. Всего вышло 4 книги его стихов, последняя — посмертно. В.Ф. Ходасевич находил его как поэта «формально богаче, разностороннее многих сверстников», считал, что он отмечен «истинно поэтическим душевным складом», что в его стихе «чувствуется воля к непринужденности, к широте письма», а Г.П. Струве ценил его подлинную лиричность, «настоящее поэтическое дыхание». Итоговую оценку поэзии Мандельштама дал Ю.П. Иваск в рецензии на последнюю книгу «Годы…»: «Это умный, умелый поэт. Своей настоящей темы ему не удалось найти. Но некоторые его стихи останутся в русской поэзии <...>. Кроме настоящей культуры в нем было много чистоты, душевного здоровья и мужества». См. публикации Ю.В. Мандельштама в каталоге библиотеки ДРЗ.
Не за шеломом русская земля… Не на чужом, татарском, вьюжном поле… Российские разорены поля! О русской недруг думает неволе!
О, может быть, впервые все равно Какая власть сейчас Россией правит: Народ, и власть, и войско заодно. Русь вечную изгнанник скорбный славит.
Не безразличен ли враждебный стяг — Со свастикою, что с орлом имперским, Но лишь бы снова разъяренный враг Был посрамлен своим стремленьем дерзким.
О, лишь бы снова! А потом — как знать? Безрадостно суровое скитанье… Но и в печали можно прославлять Родной страны победное сиянье.
9 октября
155 лет со дня рождения Александра Ильича Зилоти (10.10 (27.09). 1863, Харьков, Россия – 8.12.1945, Нью-Йорк, США), пианиста, музыкального деятеля, педагога. Первые уроки музыки дал мальчику отец, музыкант-любитель .С 8-ми лет учился в Московской консерватории у Н.С. Зверева на младшем отделении. В 1975 перешёл на старшее к Н.Г. Рубинштейну (фортепиано). Изучал теорию музыки у П.И. Чайковского, стажировался у Ф. Листа в Веймаре. В 1888 принял приглашение Русского музыкального общества стать профессором Московской консерватории, среди учеников — С.В. Рахманинов (его двоюродный брат), А.Б. Гольденвейзер. К.Н. Игумнов и др. В 1891, выехав снова в Париж, он активно гастролировал по всей Европе. Искусство пианиста приобрело в тот период широкое международное признание. Возвратившись в 1903 в Россию, поселился в Петербурге и приступил к организации своего концертного дела. Основал просветительские концерты, т. н. «Концерты Зилоти» (1903), «Общедоступные концерты» (1912), «Народные бесплатные концерты» (1915), а также, при поддержке М.А. Горького, — «Русский музыкальный фонд» в 1916 для помощи нуждающимся музыкантам. После октября 1917 абонементные концерты пианиста были отменены, дело всей его жизни оказалось разрушенным. В конце 1919 он уехал в Финляндию, оттуда в Германию и, наконец, в 1922 поселился в Нью-Йорке. Профессор Джульярдской музыкальной школы в Нью-Йорке (1922–1942). Автор обработок и редактор сочинений для фортепиано. К жизни в Америке привыкал с трудом. Так, в конце 1920-х он еще не говорил по-английски. Резко критически относился он к меркантильному духу, господствовавшему тогда в американском музыкальном образовании, считал, что «вести школу с подлинно высокими идеалами, по справедливости относиться к профессорам, учителям и студентам и при этом делать деньги — невозможно».
120 лет со дня рождения Николая Михайловича Зёрнова (9 (21).10.1898, Москва, Россия – 25.08.1980, Оксфорд, Великобритания), общественного деятеля, богослова, историка церкви. В эмиграции с 1921. Окончив богословский факультет Белградского университета, переехал в Париж (1925), однако в отличие от своих сверстников священства не принял, избрав путь служения церкви в миру. Один из основателей Русского студенческого христианского движения (РСХД), его секретарь в Белграде и Париже (1925–1932). Первый редактор «Вестника РСХД» (1925–1929). В 1935 с женой окончательно поселился в Англии, а в 1936 получил британское гражданство. Доктор философии, почётный доктор Оксфордского университета. Организовал и возглавил в Оксфорде православный центр — Дом св. Григория и св. Макрины (1959). Был избран президентом Пушкинского клуба в Лондоне (1967) — общественного учреждения, в котором в течение всего академического года читались лекции о России на русском и английском языках. Он так и не стал "кабинетным" ученым и не удовлетворился академическим покоем и комфортом Оксфорда. Читая лекции в Европе, Америке, Австралии, Индии, объездил весь мир. "По призванию, по дарам своим, по убеждению был он и до конца остался проповедником, - считал священник Александр Шмеман, - свидетелем и, потому, как и апостолы, неутомимым путником..., проповедь и свидетельство его были всегда о тех трех органически для него связанных реальностях, которыми он не просто жил, а подлинно горел: о Православии, о христианском единстве, и о России, - об ее трагической судьбе и подлинном лике..." См. публикации Н.М. Зернова в каталоге библиотеки ДРЗ
100 лет со дня рождения Елизаветы (Лили) Николаевны Кедровой (9.10.1918, Петроград, РСФСР – 16.02.2000, Су Сент-Мари, Канада), актрисы, обладательницы премий «Оскар», «Золотой глобус», «Тони», «Золотая маска» и др.. В 1922 вместе с родителями и старшим братом эмигрировала в Германию, в 1928 переехали во Францию, в Париж. В 12 лет присоединилась к труппе русских актеров из МХТ, живших в Париже. Именно в эти годы она формируется как актриса. В кино дебютировала ролью Ирины в военной драме режиссёра. Р. Сёдмака и Р. Вине "Ультиматум". Театральная карьера Елизаветы Николаевны началась в 1945 в спектакле «Братья Карамазовы» (театр «Ателье»), в комедии Р. Оссейна «Ограниченная ответственность». В период с 1945 по 1977 она переиграла всю французскую и зарубежную классику на подмостках небольших парижских театров — «Ателье», «Пош», «Антуана» и др., где довольно успешно исполняла характерные роли, а в 1964 была удостоена «Оскара» за лучшую женскую роль второго плана (фильм «Грек Зорба»). После Оскара снялась ещё в нескольких голливудских фильмах и перебралась в Канаду. В 1984 была удостоена театральной премии «Тони» за сценическую версию «Грека Зорбы». Последний её фильм относится к 1993, а последний спектакль — к 1990, сыгранный на театральном фестивале в Чигестере (Великобритания).
10 октября
110 лет со дня рождения Валентина Георгиевича Глинина (10.10 (27.09).1908 – 30.07.1983, Глен Кове близ Нью-Йорка, США), архитектора, храмостроителя, кадетского деятеля. В эмиграции с семьёй с 1920 в Королевстве СХС (Югославии). В 1928 окончил Крымский кадетский корпус в Белой Церкви, а затем архитектурное отделение технического факультета Белградского университета. По его проектам построены здание Генерального штаба Королевской армии Югославии и церковь в стиле сербской архитектуры времен турецкого владычества в селе Салтино. Вторая мировая война, разметав наладившуюся жизнь, забросила его в Германию. Там он женился, там же родился сын Александр. В 1949 семья переселилась в Америку, где, наконец, после первых беспокойных лет, наполненных заботами о семье, трудоустройстве и изучении языка, Валентин Георгиевич налаживает свою жизнь, работая в одной из небольших архитектурных фирм. Свое свободное время он посвящает проектированию православных храмов. Одной из первых его работ стало проектирование фрагментов Свято-Владимирского храма-памятника в г. Джаксон (шт. Нью-Джерси), где он сочетал архитектурное оформление храма с кружевной резьбой по дереву алтарной стенки, обрамления икон и аналоя. Такие работы были им выполнены и в Свято-Серафимовском храме (Си Клифф), и в церкви Успения Пресвятой Богородицы на кладбище в Свято-Троицком монастыре (Джорданвилль), и в храме в Мансонвилле (Канада). В ознаменование 1000-летия Крещения Руси он создал для Конгресса русских американцев (КРА) проект памятника-звонницы, который не успел выполнить. Архитектурная модель этого памятника представляет собой музейный экспонат. Активно участвовал в издании журнала “Кадетская перекличка” (Нью-Йорк), писал для него очерки, статьи, рассказы.
12 октября
50 лет со дня кончины Николая Николаевича Машукова (22.01.1889, Одесса, Россия – 12.10.1968, Париж, Франция), контр-адмирала, инженера, общественного деятеля. В эмиграции с 1920. Окончил Морской корпус в 1908, штурманский и артиллерийский офицерские классы в 1914, в 1917 поступил в Михайловскую артиллерийскую академию. В 1918 вернулся в родной город Одессу. В Добровольческой армии прошёл боевой путь от лейтенанта до контр-адмирала. В этом ранге он совместно с адмиралом Кедровым, как отмечал П.Н. Врангель, проявил исключительную энергию при подготовке эвакуации из Крыма и сумел мобилизовать и использовать все плавучие средства, включая устаревший броненосец «Георгий Победоносец», прибывший на буксире с войсками в Константинополь. Прибыв в Бизерту, выехал в Париж, поступил во франко-бельгийский Электротехнический институт. Успешно закончив его, стал профессором в Высшем Техническом институте в Париже (1932), и продолжал там преподавать до выхода на пенсию в 1965. Активно участвовал в жизни и работе Военно-Морского союза. «О России все забыли! Разгоравшаяся на российских просторах гражданская война считалась «внутренним русским делом». И вот, Добровольческая армия, не находя в себе больше сил для борьбы, покидает родину и оказывается на чужой земле… Но что же делать в столь печальных условиях действительности? Нужно только долю тех симпатий и надежд, которые мы так щедро расточаем по адресам всех иностранцев, отдать русскому народу. Нужно обернуться к тому прошлому, когда русские добровольцы национальную идею возвели в культ и не торгуя родной землею, защищали её, защищали национальную честь так, как это делали их предки. Памятуя, что наш «тёмный», «некультурный» и т.д. русский народ создал, однако, такое государство, какое не сумели создать ни его критики, ни его завистники, ни его хулители. И потому наш долг – с новой силой стучаться в единственно верный, но увы!.. забытый адрес: В сердце русского народа!» (Н.Н. Машуков)
40 лет со дня кончины Павла Николаевича Зеленского (23.01.1904, Владикавказ Терской обл., Россия–- 12.10.1978, Вашингтон, США), общественно-политического деятеля, инженера, поэта. Поступил в Одесский кадетский корпус в 1915. После занятия большевиками Одессы, корпус эвакуировался вместе с Белой армией к румынской границе. Румыны не пропустили отступавших, и кадетам пришлось возвращаться в Одессу. Не застав родных, 3еленский с приятелем решили идти пешком в Севастополь. Идти приходилось ночью, скрываясь днем от большевиков. До Севастополя им удалось добраться только летом 1920, где Зеленского определили в Крымский кадетский корпус, с которым он впоследствии эвакуировался в Королевство СХС. Окончив корпус в 1924, поступил на строительное отделение технического факультета Загребского университета. Будучи студентом, состоял в НТСНП. Написал песню «Молодёжная» («В былом источник вдохновенья…», которая до сих пор исполняется в НТС и в скаут-разведческих организациях) и поэму «Поход загребцев осенью 1941» (подпольный журнал «Ярославна» №6, 1942). Из Югославии переехал в Австрию, в Зальцбург, в лагерь Парш, в американскую зону оккупации Германии, где в июне 1945 стал издавать с единомышленниками «Информационный бюллетень» (до 1949). Участвовал в спасении советских граждан от насильственной репатриации в СССР, сочиняя антирепатриационные плакаты, печатая рисунки художника из ди-пи С.Г. Королькова. В 1949 переселился с семьей в США, проживал в Сан-Франциско. Условия жизни были тяжелые, и 3еленскому приходилось браться за любой физический труд. Только в 1951 он смог устроиться преподавателем русского языка в Джорджтаунском университете в Вашингтоне, а с 1956 начал работать по своей специальности инженера-строителя. Был активным прихожаниным церкви св. Иоанна Предтечи (РПЦЗ) и председателем местного отдела КРА (Конгресса Русских Американцев).
14 октября
45 лет со дня кончины Бориса Израилевича Анисфельда (14 (2).10.1879, Бельцы, Бессарабия, Россия–- 4.12.1973, Уотерфорд, США) - живописца, графика, сценографа, скульптора, педагога. Родился в купеческой семье. В 1900 окончил Одесскую художественную школу, учился у Г.А. Ладыженского и К.К. Костанди; в 1907 Петербургскую Академию художеств, класс И.Е. Репина, затем Д.Н. Кардовского. Начало его известности связано с рисунками 1900-х в политических сатирических журналах "Жупел", "Адская почта", "Сатирикон" и др., хотя в эти же годы он преимущественно занимался живописью (библейские сцены, портреты, натюрморты), и активно сотрудничал с художественными журналами «Золотое руно», «Мир искусства», «Столица и усадьба». С 1903 принимал участие в отчетных выставках Академии художеств и Союза русских художников, а с 1906 в выставках за рубежом (выставка русского изобразительного искусства, организованная С.П. Дягилевым, Осенний салон в Париже и др.). В дальнейшем участвовал в экспозициях в Милане, Вене, Лондоне, Амстердаме, Мальме. В 1910 вошел в объединение «Мир искусства» и принимал участие во всех его выставках. В 1909–1911 по эскизам Л.С. Бакста создал декорации для некоторых постановок Русских сезонов Дягилева. В 1912–1914 оформлял спектакли для заграничного турне А.П. Павловой, для лондонских выступлений В.Ф. Нижинского, для хореографа М.М. Фокина («Садко в подводном царстве» — балет на музыку Н.А. Римского-Корсакова в Русских сезонах и в Мариинском театре, «Египетские ночи» А.С. Аренского и др.) В августе 1917 по инициативе американского импресарио выехал в США (через Сибирь, Японию, Канаду) и поселился в Нью-Йорке, где в Бруклинском музее состоялась выставка 200 его работ, созданных в России. Персональные выставки художника прошли в США в 1924, 1926, 1928. Принимал участие также в выставках русского искусства в Париже (1921), Нью-Йорке (1923), Филадельфии (1932); награжден золотой медалью за картину «Испания», 1926). В 1919–1927 работал как сценограф в американских театрах, главным образом, в нью-йоркском "Metropolitan Opera"; последняя работа – «Турандот» Дж.Пуччини (1927) - осталась незаконченной (в музее театра хранятся эскизы). Для Чикагской оперы оформил спектакль «Любовь к трем апельсинам» С.С. Прокофьева (1921, 1-я постановка в США), для балетной труппы М.М. Мордкина - балеты «Азиада» и «Ярмарка» на музыку Ф.Листа, А.К. Глазунова и др. В 1928 жил в Чикаго, преподавал в Институте искусств (1929–1957). В 1933 после самоубийства жены переехал в штат Колорадо, где создал «Школу живописи Анисфельда» (главным образом, работая с учениками на пленэре). После перерыва возвратился к станковой живописи, расставшись с театром навсегда. Последние крупные его выставки: «Театральный дизайн Анисфельда» в Нью-Йорке (1968) и Вашингтоне (1971). В конце жизни жил затворником в хижине в «Скалистых горах», куда периодически приезжали его ученики. Картины и эскизы его театральных работ хранятся в Русском музее, Третьяковской галерее, музее Большого театра, Театральном музее им. А.А. Бахрушина, в картинной галерее Перми и др. Театральные работы художника выставлялись в Москве и Ленинграде на выставках, посвященных русскому театрально-декорационному искусству в 1960–1980-е, на выставках из собрания княжеской четы Никиты и Нины Лобановых-Ростовских (1991, 1994). Выставка его эскизов костюмов и театральных декораций из американских музеев и частных собраний (совместно с музеями России) состоялась в 1994 в Петербургском музее театрального и музыкального искусства. По мнению Н.Д. Лобанова-Ростовского, работы Б.И. Анисфельда последних лет «напоминали смесь Филонова с Врубелем».
Далее >>
Постоянная ссылка на данную страницу: http://bfrz.ru/static/pamiatnye daty 10.2018/
|
|