Памятные даты русского зарубежья, сентябрь 20181 сентября
120 лет со дня рождения Николая Афанасьевича Булгакова (1. (20.08) 09.1898, Киев, Россия – 10.06.1966, Кламар близ Парижа, Франция), врача, ученого-бактериолога. Брат писателя М.А. Булгакова. Прототип Николки в «Белой гвардии» и «Днях Турбиных». Учился в Алексеевском инженерном и Сергиевском артиллерийском училищах. С осени 1919 в Добровольческой армии. В эмиграции с 1920 в Галлиполи. С 1921 в Королевстве СХС, где поступил в Загребский университет на медицинский факультет. В письме к матери (16.01.1922) он подробно описывал свою студенческую жизнь: «Это была очень тяжёлая и упорная работа: так, например, я просидел взаперти 22 суток один-одинёшенек с оспенными больными крестьянами. Работал в тифозном отделении с 50 больными, и Бог меня вынес целым и невредимым. Всё это смягчалось сознанием, что близка намеченная цель… Теперь … получаю от Университета стипендию, равную 20—25 рублей мирного времени…». После окончания медицинского факультета, оставлен в аспирантуре при кафедре бактериологии. Доктор философии (1929). В том же году переехал в Париж. Специализировался по бактериофагам в лаборатории профессора Д’Эрреля. М.А. Булгаков писал брату: «Счастлив, что ты погружён в науку. Будь блестящ в своих исследованиях, смел, бодр и всегда надейся» (7.08.1930). В Париже Николай Афанасьевич состоял в Обществе русских врачей имени Мечникова, в Объединении русских врачей за границей (1935–1936), в Обществе русских врачей-участников войны. В 1930-е посещал кружок русских артистов-певцов, выступал в оперных спектаклях. Преподавал в Русском народном университете (1936–1940). В годы Второй мировой войны был арестован и отправлен в концлагерь Компьень, где работал лагерным врачом. Как участник югославского Сопротивления награждён орденом. После войны продолжил работу в Институте Пастера. Входил в Русскую академическую группу во Франции (1953–1964), избирался членом её правления. Участвовал в работе Кружка почитателей И.С. Шмелёва. Кавалер ордена Почётного легиона.
2 сентября
110 лет со дня рождения кн. Сергея Сергеевича Оболенского (2.09.1908, Тифлис, Россия — 18.03.1980, Париж, Франция), историка, журналиста, редактора, младоросса. В эмиграции с семьёй с 1919 сначала в Будапеште, потом переехали в Германию, где князь вступил в «Союз Молодой России» и занимался активной политической деятельностью В 1935 бежал из нацистской Германии во Францию. После переезда в Париж стал признанным идеологом младороссов, членом «Руководящего Центра». Занимался не только политической и журналистской деятельностью. В соавторстве с П. Бреги он написал книгу «Украина – земля русская», вышедшую в 1939 на французском и английском языках. После Второй мировой войны, возвратившись в Париж, примкнул к движению «совпатриотизма». Роман Гуль вспоминал: «Политически я был противником Оболенского, но знал его, как человека, безусловно, честного. ... Оболенский тогда находился "в угаре патриотизма", как множество русских в Париже. В этом "угаре" он пошел в просоветскую газету "Русские новости" и поступил на какую-то службу переводчиком". Сам Сергей Сергеевич писал, что поверил искренним патриотическим стихам Константина Симонова и Анны Ахматовой. Дело А.А. Ахматовой и М.М. Зощенко, казарменная казенность советской идеологии, а главное, снова обманутый после войны в своих надеждах народ — породили разочарование, и он порвал с совпатриотами. С 1950 работал в консервативном журнале «Возрождение», с 1961 – его главный редактор. Вел рубрику "Дела и люди". Под своим именем, под инициалами "С.О." или "От редакции" он напечатал более 200 материалов. С 1978 по 1980 возглавлял журнал «Русское возрождение». Почти 50 лет писал главный труд своей исследовательской деятельности – книгу «Жанна – Божья Дева». Народный католицизм Орлеанской Девы он считал близким православию. Книга вышла после его смерти в 1988 в Париже в издательстве "YMCA-Press" (переиздана в 2013). Как описывал знавший его в это время Е. Терновский, «заостренные и мелкие черты лица освещались любопытным и умным взглядом и ничем не отражали сонмище его недугов, которые он нес с редким достоинством. Оболенского, проникновенного монархиста, пылкого патриота, рачителя и попечителя русской государственной идеи, в наших разговорах интересовало лишь одно — существуют ли еще "здоровые национальные силы" в советской России».
7 сентября
60 лет со дня кончины Николая Николаевича Евреинова (25 (13).02.1879, Москва, Россия – 7.09.1953, Париж, Франция), драматурга, режиссёра, историка и теоретика театра, автора музыкальных произведений. Учился в Петербурге в училище правоведения, в университете на философском факультете и в консерватории у Римского-Корсакова. Артистизмом и любовью к театру был обязан матери. Писать пьесы начал с 13-ти лет. В 1907 вышел первый сборник его драматических произведений. В 1910 ушёл из Министерства путей сообщения, в котором служил с 1901, и посвятил себя искусству. Был популярен как пародист, участвовал в представлениях петербургского артистического подвала «Бродячая собака» и его преемника «Подвала комедиантов». Его драматургия пользовалась успехом (Александрийский театр, Новый театр, петербургский Малый театр А.С. Суворина и др.). Важным этапом в его театральной карьере стал Старинный театр, в котором он был худруком, режиссёром и драматургом. Работал также с В. Комиссаржевской, В. Мейерхольдом, в «Весёлом театре для пожилых детей», в «Кривом зеркале» и др. С постановки пьесы «Самое главное» начинается его мировая известность, а в России в течение 1921–1925 выходят 17 его книг. В 1925 он навсегда покидает Родину. С 1927 проживал в Париже, сотрудничал с Балиевым в «Летучей мыши», ставил спектакли в парижской Русской опере М.Н. Кузнецовой, создал с Е.Н. Рощиной-Инсаровой Театр русской драмы, пытался объединить силы русской творческой эмиграции: создал театр «Бродячие комедианты» (1934), организовал Объединение русских артистов (1935), продолжал работать в драматургии. В театре имел клички «Остервенелый» и «Демон остервенения». Последняя его крупная теоретическая работа «История русского театра» вышла в 1955 в издательстве им. Чехова посмертно. В 1978 на стене дома по улице Буало установлена памятная доска Евреинову с надписью: «Человек театра». См. публикации Н.Н. Евреинова в каталоге библиотеки ДРЗ.
9 сентября
125 лет со дня рождения Георгия Васильевича Флоровского (9 (28.08).09.1893, Елизаветград, Россия – 11.08.1979, Принстон, США), религиозного мыслителя, богослова и историка, священника, одного из основателей Всемирного совета церквей, «самого православного из всех современных русских философов» (Н.О. Лосский). Окончил историко-филологический факультет Новороссийского университета (1916). В эмиграции с 1920 сначала в Болгарии, затем переехал в Прагу, где преподавал на Русском юридическом факультете Карлова университета и в Высшем коммерческом институте. В 1923 защитил магистерскую диссертацию. В Праге состоял в «Братстве святой Софии» и там же вместе с Н.С. Трубецким, П.Н. Савицким и П.П. Сувчинским стал одним из основателей евразийского движения (сборник-манифест «Исход к Востоку», 1921 и др.) Сблизившись с С. Булгаковым, принял участие в работе первого организационного съезда РСХД (1923). К этому времени он отошёл от евразийства. С 1926 — в Париже, где был рукоположен в священники митрополитом Евлогием (1931 или 1932). Профессор патрологии Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже (1926–1939; 1947–1948). В годы Второй мировой войны проживал в Югославии, в 1946 возвратился в Париж, в 1948 переехал в США, преподавал догматическое богословие, патрологию и пастырское богословие в Свято-Владимирской духовной семинарии, деканом которой был на протяжении 1948–1955. Профессор церковной истории Гарвардского университета (1956–1964). Выйдя на пенсию, переехал в Принстон, преподавал славистику и богословие в местном университете. «Прошлая судьба русского богословия была для меня всегда историей творимой современности, в которой нужно было найти себя» (Г.В. Флоровский). См. публикации Г.В. Флоровского в каталоге библиотеки ДРЗ
115 лет со дня рождения Льва Николаевича Гомолицкого (9 (27.08).09.1903, Санкт-Петербург, Россия – 22 12.1988, Лодзь, Польша), графика, поэта, участника многих эмигрантских литературных объединений, секретаря Союза русских писателей и журналистов в Польше. Родился в обрусевшей польской семье, учился в русской гимназии в г. Остроге, но из-за её закрытия курса так и не окончил. Печатался в русских зарубежных изданиях с 1921. Использовал криптонимы Л. Г., Л. Г-ий, Лев Г-ий. С 1931проживал в Варшаве, с 1944 — в Лодзи. Стихи писал с 12 лет. Первый его сборник — «Стихотворения Льва Николаевича Гомолицкого. 1916–1918. Книга первая», был издан на деньги отца. Проживая в Остроге, входил в поэтическое содружество «Чётки» (1922–1930), с 1926 участвовал в работе пражского литературного объединения «Скит» (был единственным «иностранным» членом объединения). В 1930-е в Варшаве основал издательство «Священная лира», был постоянным автором, а впоследствии главным редактором и издателем газеты «Меч». С 1945 он уже Леон Гомолицкий — польский писатель. В своём творчестве полностью перешёл на польский язык. Публиковал, помимо художественных произведений, литературоведческие и театроведческие исследования. Как исследователь занимался изучением литературы пушкинской поры. См. публикации Л.Н. Гомолицкого в каталоге библиотеки ДРЗ.
90 лет со дня выхода в Париже первого номера еженедельного (с 1931 выходил один раз в две недели) журнала «Дни» (9.09.1928 – 1933) Редактор — А.Ф. Керенский. Предшествовала журналу газета с тем же названием, выходившая в Берлине с 1922 по 1925. затем в Париже — с 1925 по 1928 (редакторы — А. Милашевский, с № 85 — М. Тер-Погасян). Создан для того, чтобы нести «материал живой и действительный о жизни Запада, о жизни самой России, который лежит под спудом жандармской цензуры в казённой печати» и идти «навстречу той внутренней российской третьей силе, которая постепенно выходит из состояния политической апатии». Открывался рубрикой Керенского «Голос издалёка» (с первого до последнего номера), как бы «подавая свой голос туда, в самую гущу страдной борьбы». В журнале публиковались отчёты и доклады, прочитанные на собраниях «Дней», в частности доклады А.Ф. Керенского, И.И. Бунакова, Г.П. Федотова, Ф.А. Степуна, Н.А. Бердяева, Б.К. Зайцева и др.
145 лет со дня рождения Мирона Афиногеновича Горчукова (28 (16).08.1873, станица Кочетовская Области Войска Донского, Россия –10.08.1952, Джорданвилль, США), педагога, общественного деятеля. Окончил Новочеркасскую Духовную семинарию и Московскую Духовную академию. Преподавал русский язык и литературу в Новочеркасской духовной семинарии, Платовской гимназии и Новочеркасском казачьем юнкерском училище. С 1916 директор Урюпинской гимназии, затем Новочеркасского реального училища. С 1917 — депутат Донского Войскового Круга. Вместе с членами Круга выехал на остров Лемнос, где в лагере для интернированных организовал гимназию для взрослых (1920–1921). Продолжил педагогическую деятельность в Чехословакии, работал директором русской гимназии в Праге, редактировал журнал «Тихий Дон» и состоял ближайшим помощником Донского атамана генерала от кавалерии П.Х. Попова (1938–1939). С 1949 проживал в США. Сотрудничал с Общеказачьим журналом (1950–1960). Профессор русской литературы в Духовной семинарии Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле. Автор трудов по русской литературе. «Он был… знатоком русской литературы, знатоком всего русского уклада жизни…» (С.Г. Елатонцев). Осталось немало его рукописей по истории русской литературы и словесности, частью хранящихся в архивах Свято-Троицкого монастыря.
13 сентября
140 лет со дня рождения Михаила Александровича Кедрова (13 (1).09.1978, Епифань Тульской губ., Россия – 29.10.1945, Париж, Франция), вице-адмирала, политического и общественного деятеля. Окончил 4-й Московский кадетский корпус (1899) и Михайловскую артиллерийскую академию (1907). Участник Русско-японской и Великой войн. Георгиевский кавалер. Во время Гражданской войны занимал пост члена Особого совещания при российском посольстве в Лондоне по вопросам эксплуатации русского торгового флота союзниками. С октября 1920 — командующий Черноморским флотом, был приглашён на этот пост генералом Врангелем. Произведён в вице-адмиралы. Руководил переходом Черноморского флота из Севастополя и других крымских портов в Константинополь в октябре 1920. В своих воспоминаниях П.Н. Врангель писал: «Этот выбор оказался чрезвычайно удачным. Беспримерная в истории исключительно успешная эвакуация Крыма в значительной мере обязана своим успехом адмиралу Кедрову». После перехода остатков Черноморского флота в Бизерту Михаил Александрович возглавил Военно-морской союз (1929), посвятив много времени организации его отделов и групп во всех странах русского рассеяния. Второй заместитель председателя Русского общевоинского союза (с 1930 по 1937), исполнял обязанности председателя РОВСа (1937–1938). Принял активное участие в расследовании предательства генерала Скоблина (после похищения генерала Миллера в Париже в 1937). Член Союза ревнителей Памяти Императора Николая II. Второй вице-председатель Союза Георгиевских кавалеров (с 1938). Проживал во Франции, где успешно закончил Школу дорог и мостов (L`Ecole des Ponts et Chaussees). Работал инженером, опубликовал в Париже монографию «Современный курс железобетона». Председатель Федерации русских инженеров в Париже как части Всеславянского объединения инженеров. Добился, чтобы на мероприятиях этого объединения Россию представляли эмигранты. В конце Второй мировой войны, оставаясь на антибольшевистских позициях, приветствовал победу Советской армии, однако советского паспорта и гражданства категорически не принял.
16 сентября
120 лет со дня рождения Пимена Максимовича Софронова (16 (4 по др. св. 9).09.1898, Тихотка Псковской губ., Россия (ныне Эстония) – 16.05.1973, Милвилл, Лонг- Айленд, США), иконописца, реставратора, педагога. Старообрядец. С детства проявлял способности к рисованию. Учился у известного иконописца Г.Е. Фролова, писавшего яичными красками в новгородско-псковском стиле. После революции переехал в Латвию, где продолжил писать иконы, испытав сильное влияния иконописи ХVI века. В 1931 был приглашён в Париж обществом «Икона» руководить курсами древнерусской живописи. Во Франции вышла его книга «Целебник» – пособие по древнему иконописанию. Работал и преподавал в Бельгии, Чехословакии и Югославии, где организовал школу иконописи и расписал капеллу патриарха Варнавы. Написал икону «Матерь Божия», ставшую широко известной благодаря художественным открыткам, выпущенным в Бельгии. Вёл в институте Кондакова курсы иконописания и читал лекции об иконописи. «Он был тогда лет 30, одевался очень по-русски – поддевки, расписные рубашки-косоворотки. И был ультрарусский человек очень чистой души». (Н. Андреев). В 1939 по приглашению секретаря Выставочного комитета при Ватикане и правительства Италии приехал в Рим написать пятиярусный иконостас с 56 иконами в образцовой православной Церкви для Всемирной выставки религиозного искусства в Риме. Война помешала открытию выставки, но уже написанные к этому времени им иконы были приобретены Ватиканом. В 1941. в Риме состоялась первая персональная выставка его икон, и с этих пор Пимена Максимовича стали называть самым выдающимся русским иконописцем ХХ столетия, сохранившим технику и стиль древнерусского письма, унаследованного от Византии. В 1947 он откликнулся на приглашение архиепископа РПЦЗ Виталия и уехал в США, поселился в Милвилле. Расписал православные храмы: Троицкий Собор в Бруклине, храм Трех Святителей в Аксонии, Петра и Павла в Сиракузах, Владимирскую церковь в Нью-Йорке, церковь в Трентоне, усыпальницу архиепископа Иоанна Максимовича и др. Был организован ряд его персональных выставок. Крупнейшие прошли в Сан–Франциско и Лос-Анжелесе. Издан большой альбом его работ. Летом 1968 посетил СССР (Москву, Ленинград, Ригу, Таллин и родную деревню Тихотку). Собрал уникальную библиотеку старинных книг. Побывавший в его американском доме В. Шаталов вспоминал: «Самовары прямо в глаза пылают медью. Один – диковинный. Времен Петра... Узорчатое цветное стекло, букеты бессмертников, репродукции, портреты и вполстены собрание медных, серебряных, эмалевых, маврикийского дуба крестов от четвертого по восемнадцатый век... И книги, книги… На полках вдоль стен, на диванах, на столах. Первопечатный Апостол Ивана Федорова… Острожская Библия…Триодь Постная…». Увы, увидеть эту уникальную коллекцию уже никто не сможет. После смерти художника она была разграблена. И ни одной выставки этого величайшего русского иконописца XX века, признанного во всем мире, в России так до сих пор и не провели.
90 лет со дня открытия в Белграде Русского научного института (16.09.1928) с целью поддержки и развития русской научной мысли. Решение об учреждении «постоянного центра развития Свободной русской науки» в Белграде принял 4-й съезд русских академических организаций за границей. До основания Русского научного института в Белграде подобные институты возникли в Праге и в Берлине, однако, благодаря материальной поддержке югославского правительства, новый институт вскоре стал ведущим научным учреждением Русского Зарубежья. Он находился под покровительством короля Александра I при содействии Державной комиссии по делам русских беженцев в Югославии и югославской культурной комиссии (во главе с академиком А.И. Беличем). Председателями правления института были профессор Е.В. Спекторский, Ф. В. Тарановский с 1936, затем профессор А.П. Доброклонский. Задачами института являлись: исследовательская работа по проблемам русской и южнославянской истории, подготовка молодых ученых и печатание научных трудов. Вначале своего существования институт был размещен в здании Сербской королевской академии, а в 1933 переехал в только что построенное здание Русского дома им. Императора Николая II. Имел пять отделений: философское во главе с Н.О. Лосским и П.Б. Струве, языка и литературы, которым руководил А.Л. Погодин, общественных и исторических наук под председательством А.П. Доброклонского, медицинское во главе с А.И. Игнатовским, а также отделение математических и технических наук, которым руководили Г.Н. Пио-Ульский и Н.Н. Салтыков. В институте читались курсы лекций по естественным и гуманитарным дисциплинам, издавались сборники материалов по библиографии русских научных трудов за рубежом и "Записки Русского научного института в Белграде"(вышло 17 вып.). Институт предоставлял стипендии молодым русским ученым-эмигрантам, проводил торжественные заседания, посвященные знаменательным событиям и лицам. Лекции и семинары проводились не только в Белграде, но и в Загребе, Нови-Саде, Сомборе, Субботице, Скопье, Дубровнике и других городах страны. Была открыта собственная научная библиотека. Деятельность института была прекращена в 1940, после окончания Второй мировой войны отдельные ученые возобновили свою работу, но уже в других научных учреждений СФРЮ.
17 сентября
100 лет со дня выхода в Париже первого номера газеты «Общее дело» (1918–1922;1928–1934) Редактор — В.Л. Бурцев. Позиция газеты была ясно выражена Д.С. Мережковским в статье «О белой и красной нечисти»: «Всё, что в самодержавии было, в большевизме есть, хотя в иной категории, но в высшей степени…Самодержавие — цвет, большевизм — плод; белые цветочки — красные яблочки». Мысль о «двух теократиях (одна во имя ложного Христа), другая (во имя подлинного Антихриста)» звучала и в редакционных статьях Бурцева, открывавших практически каждый номер газеты. Будучи изданием резкой антикоммунистической направленности, она также отвергала идею возможной реставрации, обличала А. Керенского и его правительство, возлагая на них главную вину за Октябрьскую катастрофу. В газете было несколько постоянных рубрик: политическое обозрение, вести из Советской России, хроника русского зарубежья, исторический раздел и др. О значении и назначении газеты точнее всех сказал А.И. Куприн в статье «Страшный суд»: «Никто через сто лет не докажет, какой ложью, каким сугубым надувательством была… шутовская, бесплодная, проклятая болтовня, которой большевики кощунственно облекали крестные муки великого народа… И беспристрастный историк не найдет ни одного серьёзного источника, откуда он мог бы почерпнуть правду». По его мнению, «Общее дело» смогло стать одним из таких источников.
50 лет со дня кончины Александра Сергеевича Головина (21 (8).02.1904, Одесса, Россия — 17.09.1968, Нью-Йорк, США), скульптора. Служил в артиллерийских бригадах Белой армии. До 1922 плавал матросом первого класса на военном, затем торговом суднах. В 1922 жил в Болгарии, в Шумене, затем перебрался в Чехословакию. В 1923–1924 – в г. Моравска Тршебова, где получил аттестат Русской реальной гимназии. В годы учебы увлекся лепкой. Учился в Праге в Высшей архитектурной школе (1924–1927) и на скульптурном отделении у профессоров Я. Фолькмана и Б. Кафки (1927–1928). В 1925–1926 стажировался в Париже и Дрездене. В 1920–1930-е создавал символические фигуры и портреты, обращался к стилизации в духе немецкой готики или китайской пластики: «Мона Лиза», «Конквистадоры», «Гений архитектуры», «Два зверя», «Христос», портреты Андрея Рублева, А. А. Блока, проф. С. С. Головина, поэтессы Т. Ратгауз. Выполнил бронзовый барельеф на могиле историка А. А. Кизеветтера на Ольшанском кладбище. Член и участник выставок Союза русских художников Чехословакии. Принимал участие в выставке славянских художников, организованной объединением «Скифы» (1932), ретроспективной выставке русской живописи (1935). Подарил несколько работ Русскому культурно-историческому музею в Праге. В 1935 поселился в Париже. Работал чертежником, занимался переводами, машинописными работами. Участник салона Независимых (1937–1958, с пропусками), Осеннего салона (1934, 1935, 1940), Салона Свободного искусства (1947, 1948). Вел класс скульптуры в Русской школе изящных искусств в Булони (под Парижем) (1948). В 1958 правительство Парижа приобрело бронзовую голову его работы. Уехал в США, жил в Нью-Йорке. Его Рисунки находятся в собрании галереи Карасека.
18 сентября
120 лет со дня рождения Михаила Павловича Дегтярёва (18 (6).09.1898, хутор Новомарковский Воронежской губ., Россия – 24.02.1994, Вильмуассон близ Парижа, Франция), солдата, участника Гражданской войны, 1-го Кубанского похода, последнего корниловца во Франции. В эмиграции с 1920, сначала в Галиполли, затем во Франции. Проживал в Аньере, работал шофёром в течении 40 лет. После Второй мировой войны поселился вблизи Сент-Женевьев-де-Буа. Член Общества галлиполийцев во Франции, хранил часть архива Общества, собирал материалы о галлиполийцах. Член Союза первопоходников, член Союза русских шофёров. Писал стихи (ходили в рукописях).
19 сентября
125 лет со дня рождения Всеволода Никаноровича Иванова (19 (7).09.1888, Волковыск Гродненской губ., Россия – 9.12.1971, Хабаровск, СССР), писателя, поэта, философа, переводчика. Учился на историко-филологическом факультете Петербургского университета (1906–1911), с особым интересом занимаясь философией. Летом 1909 прошел курс также в Германии. В том же году начал печататься. Работал корректором-филологом в немецком издательстве "Деятель", брался и за переводы. Участник Великой войны, штабс-капитан. Писал рассказы, в 1916 опубликовал три сборника стихов. С 1918 преподавал в Пермском отделении Петербургского университета на кафедре философии права. В Гражданскую войну — пресс-атташе при штабе Колчака, министр печати и информации в Перми. С марта 1920 сотрудничал в газетах Харбина, возглавлял информационное агентство ДИТА. Во Владивостоке редактировал "Вечернюю газету" — орган печати правительства Дальневосточной республики; был уполномоченным по печати Приамурского правительства, выпускал его печатный орган. Затем оказался в Корее и Китае, а с середины 1923 в Шанхае, где обеспечивал советские торговые суда углем и водой. Среди многочисленных освоенных профессий - военный советник, в чине полковника, у главнокомандующего войск Северного Китая. С 1925 сотрудник ТАСС. Работал журналистом во многих газетах и журналах, на харбинской радиостанции. В Харбине в 1928-1930 главный редактор русского издания газеты "Гун Бао", потом преподавал в Харбинском пединституте. С 1931 сотрудник советской газеты "Шанхай Геральд", принял советское гражданство. Член Русского комитета Пакта Рериха в Харбине, писал о Пакте статьи. Входил в литературную группу "Чураевка". В эмиграции написал более 20 книг и брошюр, а также множество статей и очерков, в основном по философии, культуре, истории и экономике. Издавал русские сказки и другие русские книги, а также общественно-литературный журнал "Азия", посвященный Востоку (Харбин, 1932). В годы Великой Отечественной войны работал комментатором радиостанции "Голос Советского Союза" в Шанхае. С февраля 1945 жил в Хабаровске. В 1960-е вышли его исторические книги ("Черные люди", "Императрица Фике", "Иван Третий" и др.), детские, о Китае. Знал более 9 языков. Хабаровский публицист Владимир Иванов-Ардашев считает, что первым Штирлицем (одним из прототипов) и был Всеволод Никанорович. «В чем беда наших правителей? Они маленькие люди. Да, маленькие по уму, способностям править такой огромной страной. Недоразвитые. Прибитые идеологией… Они уверовали в себя, что только они умные, а народ — это чернь. И от того слышать ничего разумного не хотят. Это их оскорбляет… (Из воспоминаний литератора Юрия Квятковского о высказываниях писателя).
20 сентября
125 лет со дня рождения Марии Александровны Лагорио (20 (8).09.1893, Варшава, Россия – 16.03.1979, Сент-Женевьев-де-Буа, Франция), художника, графика. Детство провела в Петербурге. Некоторое время жила в Германии, посещала художественные школы в Мюнхене и Веймаре, затем училась в Рисовальной школе ОПХ у Е.Е. Лансере, И.Я. Билибина и Н.К. Рериха. Участвовала в выставках «Мира искусства» в Петрограде (1915, 1917): экспонировала книжные виньетки, заставки и графику. Публиковала рисунки в журнале «Столица и усадьба» и других изданиях. В эмиграции с 1918 в Финляндии. Выполняла рисунки для шоколадных наборов на фабрике К. Фазера, рисовала открытки для издательства М. Bähr. Для шведского издательства H. Schildts Förlag создала иллюстрации к книгам О. Уайльда. Участвовала в выставках в Хельсинки и Порво. В 1920 вышла замуж за архитектора и художника Н.И. Исцеленова. В 1921–1924 проживала с мужем в Берлине. Входила в Совет Дома искусств. В семейном издательстве «Трирема» участвовала в оформлении книг, в частности, книги стихов М.Ю. Лермонтова «Царица Тамара», двух альбомов литографий и др. С 1924 по1925 — в Праге, где супруги работали над оформлением оперы Ж. Оффенбаха «Сказки Гофмана» для Немецкого театра. Пытались, но безуспешно, открыть в Праге новый театр, в котором планировали ставить представления по мотивам произведений Марины Цветаевой и Алексея Ремизова. С октября 1925 во Франции, проживали в Париже, где Мария Александровна недолго работала на фабрике кн. Ф.Ф. Юсупова «Фолья»: расписывала фарфор в духе русского модерна. Писала фигуры и лики, навеянные образами античности и напоминающие старинные фрески. В 1939 провела персональную выставку в галерее Quatre Chemins. В 1939–1945 жила около Авиньона, где муж работал инженером фирмы Пешинэ; писала пейзажи Прованса. После войны вернулась с мужем в Париж. Часто посещала Италию. В 1948–1952 выставлялась в салоне Независимых. В Художественном музее г. Рованиеми (Финляндия) хранится коллекция из 97 работ Н.И. Исцеленнова, М.А. Лагорио и А.А. Лагорио (сестры М.А.).
Далее >>
Постоянная ссылка на данную страницу: http://bfrz.ru/static/pamiatnye daty 09.2018/
|
|