Памятные даты русского зарубежья, март 201875 лет со дня выхода в Нью–Йорке первого номера военно-исторического журнала «Морские записки» (март 1943–1965, 59 №№, нумерация погодная), издававшегося Обществом бывших русских морских офицеров в Америке (с 1953 — Общество Офицеров Российского Императорского флота в Америке). С 1943 по 1945 как приложение к журналу выходил «Бюллетень Общества», освещавший его деятельность по сохранению наследия русской военной эмиграции. Первым редактором журнала стал старший лейтенант флота, участник Белого движения С.В. Гладкий (1943–февраль 1946). Он также возглавлял Историческую комиссию Общества (1943–1966), занимавшуюся подготовкой к изданию номеров, содержавших, помимо текстовых публикаций, иллюстрации, карты и чертежи. В декабре 1943 вышел юбилейный номер «Записок», посвящённый 20-летию Общества. Редакция обращалась к русской эмиграции с просьбой присылать воспоминания, дневники или написанные в стол биографические заметки, рассказы и др. С марта 1946 редактором журнала стал ст. лейтенант барон фон Таубе Г.Н., боевой офицер, прошедший Великую и Гражданскую войны. Основными целями по-прежнему оставались изучение истории российского императорского флота, сбор и сохранение ценных материалов по освещаемой теме. Немаловажными задачами издания являлись объединение военных моряков Русского Зарубежья, находившихся на разных континентах и оказание помощи соотечественникам, попавшим в беду. Со временем круг подписчиков и покупателей стал сужаться. Во второй половине 1950-х издание с трудом сводило концы с концами, а редакция и авторы трудились безвозмездно. В декабре 1962 Г.Н. Таубе сообщил о намерении завершить издание журнала в 1963 «заключительным сборником» с систематическим и алфавитным указателями статей, опубликованных за годы его существования. Однако до заключительного сборника вышло ещё два номера журнала, последний— в 1965. Систематический и алфавитный указатели «Морских записок» были изданы в 1964.
1 марта
120 лет со дня рождения Веры Сергеевны Булич (1.03 (17.02).1898, Санкт-Петербург, Россия – 21.07.1954, Хельсинки, Финляндия), поэта, прозаика, драматурга, переводчика. Закончила с золотой медалью гимназию в Петербурге (1914). В 1917 поступила на историко-филологический факультет Петроградского университета (по другим сведениям — на гуманитарный факультет Высших женских курсов). Обучение продолжить не могла, т.к. в 1918 семья переехала в Финляндию и поселилась на даче в местечке Куолемаярви, откуда в Россию уже не возвратилась. С 1924 в Гельсингфорсе. Давала частные уроки музыки и иностранных языков, шила и вышивала на заказ, работала тапером в кинотеатре, секретарем сербского посла в Финляндии поэта И.С. Шайковича. В 1930 (по др. сведениям в 1932) поступила на службу в Славянский отдел библиотеки Гельсингфорского университета и работала там до конца жизни. В 1930–1940-е входила в литературно-художественного содружество «Светлица» (1932–1939 — его президент), Совет Русского академического объединения в Гельсингфорсе. Редактировала литературный отдел «Русского журнала» (Хельсинки, 1947). В 1947 была принята в библиотеку Государственного института по изучению Советского Союза (в дальнейшем институт культурных связей между Финляндией и СССР). Сотрудничала также с библиотекой общества дружбы «Финляндия — СССР» (1940-е – начало 1950-х), членом которого являлась. Приняла финляндское гражданство. Внесла значительный вклад в дело популяризации знаний о русской культуре в Финляндии, укрепления финско-русских духовных связей. Её первая книга — сборник сказочных миниатюр для детей «Сказка о маленькой принцессе» — вышла в 1927 под псевдонимом «VeraBull». Спустя 4 года были изданы ещё 2 выпуска «Сказок» (Белград, 1931). Её первая книга стихов — «Маятник» (1934), привлекла внимание литературных критиков. Рецензенты (Ю.Мандельштам, В.Ходасевич, М.Цетлин) отмечали поэтический такт, художественный вкус, психологическую глубину и ритмическое многообразие стиха. Задушевный рассказ о своих «разговорах с сердцем» продолжила во второй книге стихов «Пленный ветер» (1938). Лейтмотив всего, что она написала, оставшись, подобно другим «изгнанникам судьбы», безо всякой духовной опоры и материальной поддержки, определила как «верность памяти слуха, крови и сердца». «Память слуха» не позволяла изменить родному языку, русской культуре. «Память крови» навевала воспоминания о счастливых днях детства и юности, неповторимом граде Петра, об отце — друге и учителе, боготворимой родной природе. «Память сердца» помогала оставаться человеком, не позволяла жаловаться на судьбу, редко к ней благосклонную. «Мы — сброшенный на землю бурелом, К родным корням не прирасти нам снова. Броди, душа, по миру сиротой, И в дом чужой ты заходи с опаской, Чужой не обольщайся теплотой, К земным вещам не прикасайся с лаской Броди, душа, и в дождь, и в снег, и в пыль, Но береги остатки достоянья: Свой крест, истертую суму, костыль И горькие до слез воспоминанья». См. публикации В.С. Булич в каталоге библиотеки ДРЗ.
3 марта
150 лет со дня рождения князя Петра Павловича Голицына (3.03 (19.02).1868, Санкт-Петербург, Россия – 2.11. (по др. свед. 15.11). 1930, Канны, Франция), генерал-адъютанта Его Императорского Величества, деятеля культуры, мецената. В Великую войну состоял в распоряжении Главного уполномоченного Российского Красного Креста в Петрограде. В эмиграции с 1917. Основатель Академии художеств в Ницце. Председатель и казначей Франко-русского благотворительного общества Ривьеры. Содержал Русские дома в Ментоне и Ницце, детский приют в Каннах и столовые для эмигрантов в разных местах проживания русских на юге Франции
35 лет со дня кончины Валерия Яковлевича Тарсиса (23.09.1906, Киев, Россия – 3.03.1983, Берн, Швейцария), писателя, переводчика, диссидента. Окончил историко-филологический факультет университета в Ростове-на-Дону (1929), специализировался по западноевропейской литературе, защитил диссертацию на тему «Поэзия раннего Ренессанса». Первая его книга — «Современные иностранные писатели» — была напечатана в 1929. Работал редактором в издательстве «Художественная литература» (до 1937), от литературоведческих работ плавно перешел к переводам. В общей сложности перевёл 34 книги, преимущественно с французского и итальянского. Владел также английским, немецким, испанским и польским. Первый рассказ, «Ночь в Харачое», был напечатан в «Новом мире» в 1935, первая повесть, «Дездемона», в 1938 том же журнале. В довоенные годы задумал написать эпопею о сталинской эпохе «Прекрасное и его тень» — прежде всего для того, чтобы самому себе уяснить, что такое социализм. Во время войны был фронтовым корреспондентом. Участвовал в Сталинградской битве, дважды ранен. После войны возобновил работу над эпопеей, писал её 11 лет. Написал вторую — уже об эпохе после Сталина. Затем последовали «Сказание о синей мухе», впервые опубликованное в журнале «Грани», и повесть «Красное и черное». Отдельной книгой они вышли в издательстве «Посев» в 1963. За эту книгу был отправлен властями в психбольницу им. Кащенко, где просидел 7 месяцев. После того, как западная печать и мировая общественность вынудили советских руководителей освободить писателя, объявил о своём выходе из КПСС и СП СССР. В повести «Палата № 7» показал психиатрический концлагерь в СССР 1960-х. Повесть была переведена на разные языки и способствовала всемирной известности автора. Воспользовавшись тем, что многие иностранные университеты приглашали писателя за границу, советские власти разрешили ему выезд, а через две недели лишили его гражданства и права на возвращение (1966). За последние годы жизни в СССР, не имея возможности публиковаться, он накопил целый портфель рукописей и издавал их в тамиздате. В 1966–1970-е жил в ФРГ, затем переехал в Швейцарию. Дал свои показания о злоупотреблении психиатрией в СССР для публикации в книге «Казнимые сумасшествием». Многое из написанного Валерием Яковлевичем за рубежом осталось неопубликованным. См. публикации В.Я. Тарсиса в каталоге библиотеки ДРЗ.
65 лет со дня кончины Павла Ивановича Зайцева (1884, Могилёв, Россия – 5.03.1953, Сан-Франциско, США) горного инженера, журналиста, редактора, защитника русских беженцев. Окончил реальное училище в Кременчуге и Горный институт в Санкт-Петербурге. По окончанию Горного института отбывал воинскую повинность вольноопределяющимся в 10-й Сибирской артиллерийской бригаде. Прапорщик (1913). В 1914 поступил в распоряжение Управления водными путями Амурского бассейна. В 1918 переселился в Маньчжурию, где получил должность по политической линии при Верховном уполномоченном Омского правительства на Дальнем Востоке генерале Д. Л. Хорвате. Был членом Братства русской правды (БРП). Состоял председателем Общества изучения Маньчжурского края. Посвятил себя журналистике. В 1923 переселившись в Шанхай, редактировал газету «Слово», а с 1948, в США, газету «Русская жизнь» (Сан-Франциско). В 1948–1949 начал кампанию среди русских и американцев по спасению русских в Китае от нависшей над ними коммунистической угрозы. В 1950 добился на законодательном уровне права въезда в США тысячам русских беженцев из Китая, живших в лагерях на Филиппинах.
5 марта
65 лет со дня кончины Сергея Сергеевича Прокофьева (23.04.1891, имение Сонцовка Екатеринославской губ., Россия – 5.03.1953, Москва, СССР), композитора, пианиста, дирижёра. Тяготение и способности к музыке у него проявились рано: в пять с половиной лет начал сочинять небольшие фортепианные пьесы, в девять появилась опера "Великан". В 1904 поступил в Петербургскую консерваторию. Творческие дерзания, поиск и открытия начались уже в ученические годы. "Новатор до самых резких крайностей" — эта его характеристика родилась в академических кругах консерватории, которую он окончил по трем специальностям: как композитор, дирижер и пианист (1914). Уже в эти годы он становится одной из самых значительных творческих фигур в музыкальном мире: Первый и Второй фортепианные концерты, Классическая симфония, "Мимолетности", балет "Ала и Лоллий", халдейское заклинание "Семеро их"— произведение с "ошеломительными" звуковыми эффектами, одно из ярчайших музыкальных воссозданий грозовой атмосферы 1917, фортепианный цикл "Сарказмы". Летом 1914 во время поездки в Лондон знакомится с С. Дягилевым. Началось сотрудничество с антрепризой Русские сезоны, продолжавшееся до смерти импрессарио. В 1918 через Сибирь и Японию выехал из России в Сан-Франциско. Его выступления в США в качестве пианиста вызвали шумную разноречивую прессу, но не принесли успеха. "…С холодным бешенством думал о прекрасных американских оркестрах, которым нет дела до моей музыки; о критиках, … глубоко лягавших новизну. Я слишком рано сюда попал: дите (Америка) еще не доросло до новой музыки. Вернуться домой? Но через какие ворота? Россия со всех сторон обложена белыми фронтами, да и кому лестно вернуться на щите!" С октября 1921 начался парижский заключительный период его эмигрантской жизни, продолжавшийся около полутора десятилетий. В Париже он поддерживал творческие и дружеские отношения с многими знаменитыми эмигрантами: И.Стравинским, А.Глазуновым, Н.Черепниным, В.Дукельским, А.Бенуа, З.Серебряковой А.Алехиным и др. В марте 1922 оставил на полтора года Париж, в местечке Этталь написал большую часть музыки "Огненного ангела" по одноименной повести В. Брюсова — лучшей своей оперы. Эту оперу он никогда не видел поставленной на сцене (1-я постановка — Венеция, 1955; в СССР — Пермь, 1984). В 1920-е много гастролировал по всему миру, Именно в 1920–1930 слушатели разных стран сумели оценить искусство Прокофьева — одного из выдающихся пианистов XX столетия. В этот период он продолжал работать в различных жанрах. После Третьего фортепианного концерта, озорного балета "Сказка про шута, семерых шутов перешутившего", он сочинил Вторую симфонию "из железа и стали", для антрепризы Дягилева — балет "Стальной скок", который показывал победу новой жизни в никогда не виденной автором Советской России. В 1929, также по заказу Дягилева, написал балет о Блудном сыне с нежной, прозрачной музыкой, полной неброской красоты и поэтичности; уже после смерти Дягилева для "Grand-Opera" — лирический балет "На Днепре". С 1927 упрочились творческие связи Сергея Сергеевича с советскими музыкальными кругами, начались его поездки в СССР (1-е гастроли прошли с триумфальным успехом в 1927). В 1936 композитор с семьей вернулся на родину. См. публикации и записи произведений С.С. Прокофьева в каталоге библиотеки ДРЗ.
8 марта
20 лет со дня кончины Алена Боске (Alain Bosquet) (наст. Анатолий Александрович Биск) (28.03.1919, Одесса, Россия – 17.03.1998, Париж, Франция), поэта, прозаика, эссеиста, литературного критика. В 1925 семья выехала из Одессы сначала в Болгарию, затем в Бельгию. В 1938 будущий писатель поступил на филологический факультет Свободного университета в Брюсселе, однако учение было прервано войной. В 1942 он переезжает в США, работает редактором в журналах «Свободная Франция» и «Голос Франции». Участник Второй мировой войны. Воевал он поочередно в трех армиях - бельгийской, французской и американской, участвовал в открытии второго фронта и высадке союзников в Нормандии, а после капитуляции Германии служил в штабе союзных войск в Берлине. После окончания войны несколько лет преподавал французскую литературу в США, в 1951 возвратился во Францию и обосновался в Париже навсегда. Завершил филологическое образование в Сорбонне (1953) и сочетал всю жизнь занятия литературоведением с журналистикой и сочинительством. На его счету около тридцати стихотворных сборников, полтора десятка романов, многочисленные эссе и переводы - в основном русской поэзии: Цветаевой, Ахматовой, Волошина, Хлебникова. Прожив во Франции большую часть жизни — с начала 50-х, он официально принял французское гражданство только в 1980-м. Офицер Ордена Почётного легиона. «Бронзовая звезда». Гонкуровская премия за поэзию, член академий Бельгии и Квебека, президент Европейской поэтической академии в Люксембурге. Член бельгийской Королевской академии французского языка и литературы, президент Академии Малларме. Скитания по миру не вытеснили Россию из его сердца. По его собственному признанию, она всегда оставалась для него далекой родиной. Писатель не забывал родного языка, языка своего детства, и радовался каждому общению с русскими. Отечественные поэты и переводчики были постоянными гостями в его доме, по-русски гостеприимном и хлебосольном. Стихам Боске повезло в нашей стране больше, чем его прозе, — они дважды выходили отдельными сборниками (в 1984 и 1994). Поэзия была для него не увлечением молодости, ремеслом или одной из творческих ипостасей, а страстью и способом существования. "Поэзия доставляет мне самое большое удовольствие,— признавался Ален Боске,— она позволяет мне наиболее полно выразить себя». Бывает век наш иногда к поэзии неравнодушен; её он любит, но тогда, когда в своих объятьях душит Всего несколько месяцев не дожил он до выхода на русском языке своего самого сокровенного романа «Русская мать», романа о времени и о себе, за который он получил "Гран При" Французской академии. Как мастер парадоксов он обладал еще одним редким и бесценным даром — даром самоиронии. Над собою он подшучивал с особым удовольствием: "Скажите мне, кто я. Импровизируйте, не стесняйтесь"; "Ну что я за человек: во мне каждый день идет гражданская война";… "Вот бы пожить без самого себя, в свое удовольствие";… "Я — всего лишь запятая, а вы отгадайте текст..." См. публикации А. Боске в каталоге библиотеки ДРЗ.
12 марта
155 лет со дня рождения Владимира Ивановича Вернадского (12.03 (28.02).1863, Санкт-Петербург, Россия – 6.01.1945, Москва, СССР), учёного, естествоиспытателя, общественного деятеля. Находился в командировке в Париже с 1922 по 1926, где читал курс геохимии в Сорбонне. Работал в Музее естественной истории и институте Кюри, исследовал паризий — вещество, ошибочно принятое за новый радиоактивный элемент. В Париже на французском языке вышел его фундаментальный труд «Геохимия». С 14 марта по 5 апреля 2013. в Доме русского зарубежья им. А. Солженицына проходила книжно-документальная выставка «Вернадские и российская диаспора».
13 марта
80 лет со дня кончины Григория Яковлевича Трошина (30 (18).09.1874, Елабужский уезд Вятской губ., Россия – 13.03.1938, Прага, Чехословакия), невропатолога, психиатра, психолога. Окончил Сарапульское духовное училище и медицинский факультет Казанского Университета (КУ) (с отличием). Переехал в Петербург, где занимал должность младшего чиновника медицинского департамента МВД, а с августа 1901 — врача лечебницы для душевнобольных Св. Николая Чудотворца, пройдя путь от ординатора до директора. Под руководством В.М. Бехтерева защитил в 1903 докторскую диссертацию: «О сочетательных системах больших полушарий». Открыл в Петербурге (на Васильевском острове) первую в России школу-лечебницу для детей с отклонениями в развитии (1909). В 1911 участвовал в работе 1-го съезда Русского союза психиатров-невропатологов в Москве, с 1912 читал лекции при Психоневрологическом институте на курсах по воспитанию и обучению нервных и отсталых детей. В годы Великой войны служил в военном госпитале в Петрограде. В 1920 по приглашению медфака КУ переезжает в Казань, избран профессором кафедры психиатрии с клиникой, а в 1922 — деканом. Газета «Правда» (20.07.1922, № 160) в очерке «Портреты казанской профессуры» сообщала, что в имевшихся случаях людоедства проф. Г.Я. Трошин обвинял существующую власть. В конце ноября 1922 был выслан на пароходе "Пруссия" как «один из активных руководителей правой профессуры и реакционной части студенчества». Из Берлина переехал в Прагу, где вначале преподавал на кафедре судебной медицины и психиатрии Русского юридического факультета, затем на кафедре педагогики Русского педагогического института им. Яна Амоса Коменского. По его инициативе, а также по инициативе врача и педагога С.Острогорского, психиатра Н.Осипова, хирурга Ф.Никишина и др. в 1923 было создано Общество русских врачей в Чехословакии. Общество регулярно проводило заседания — тематика научных докладов была достаточно разнообразной, причем известное внимание уделялось медицине в Советской России. Григорий Яковлевич был бессменным его председателем до конца жизни. По воспоминаниям знавших его людей — это был интересный и разносторонний человек: обладал литературным даром, писал стихи, был блестящим лектором. Увлекался психологическим анализом проблем эстетики. Пользовался авторитетом и как врач, и как ученый, и как человек. Результатом его научно-исследовательской деятельности стал фундаментальный труд «Антропологические основы воспитания. Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей», который он посвятил памяти К.Д. Ушинского. Считал необходимым ориентироваться в медико-педагогической помощи детям с отклонениями не на дефект, а на компенсаторные возможности ребёнка. Он всегда занимал активную жизненную позицию, говоря: «Собрать богатый запас идей и идеалов не значит еще быть годным и способным применить их на деле. Последнее дается только жизнью: она дает плоть и кровь нашим идеалам». 10.12.1999 постановлением прокуратуры Республики Татарстан проф. Г.Я. Трошин был полностью реабилитирован.
16 марта
20 лет со дня кончины Лидии Николаевны Делекторской (6.07 (23.06).1910, Томск, Россия – 16.03.1998, Париж, Франция), переводчика, деятеля культуры, дарителя; музы, друга и секретаря А. Матисса. В 1923 эмигрировала вместе с родственниками в Маньчжурию. Окончила русский лицей в Харбине. Перебралась во Францию. Без семьи, почти без средств к существованию, без знания французского языка оказалась в Ницце, в доме Матисса, благодаря объявлению, которое прочитала на автобусной остановке. Помогала художнику в его работе над панно. Потом ухаживала за тяжело больной его женой. Согласилась на работу у них "с жильем и питанием" и ежемесячной оплатой. Переехав в дом Матисса в 1933, она прожила там почти 22 года до последнего вздоха мастера. Благодарный художник ежегодно дарил ей два своих рисунка: один — к Новому году, другой — ко дню ее рождения. Начиная с 1935, почти ежедневно позировала ему до 1939. За это время художник написал по меньшей мере 90 картин, не считая многочисленных рисунков, набросков, эскизов. Еще при жизни Матисса она решила покупать у него понравившиеся ей рисунки и отправлять в Москву в музей имени А.С. Пушкина, где сейчас хранится коллекция его картин. Как-то художник обратился к ней с просьбой попозировать. В три сеанса был создан изумительный рисунок крупного формата. " Я добавлю этот рисунок от себя лично к вашему дару"— заметил он, сопроводив свой подарок письмом к руководству музея. С этого момента на протяжении почти десяти лет, вплоть до кончины Матисса его Муза систематически покупала у него картины, рисунки, скульптуры, книги и дарила их музею имени А.С. Пушкина или Эрмитажу. Она продолжала это делать и после ухода Матисса из жизни. "В тот день, когда я открыла для себя в России немало людей, любящих произведения Матисса, я испытала настоящую потребность разделить с ними сокровища, которыми владела…» В музее им. Пушкина находится скульптура, выполненная Матиссом еще в молодости. Чтобы купить ее, она за полцены продала свою квартиру, с условием, правда, что достанется она покупателям после ее смерти. Переводила Паустовского на французский язык. «Я подарила Франции Паустовского, а России Матисса! — с гордостью говорила она. А после кончины Матисса обратилась к советским властям за разрешением вернуться на родину. В этой просьбе ей отказали. Согласно воле Лидии Николаевны её прах был перевезен из Франции и погребен под Санкт-Петербургом, в Павловске. А на кладбище Сент-Женевьев де Буа над пустой могилой стоит памятник с надписью: Лидия Делекторская 1910 — ...
22 марта
100 лет со дня рождения Николая Макаровича Чупракова (22.03.1918, Минск, Россия), инженера-механика. Родился в семье младшего офицера Русской Императорский армии, работавшего после 1917 железнодорожным мастером. Окончил в Минске Высшее педагогическое училище. В США с 1949. Учился в университете Вашингтона в Сан-Луисе (штат Миссури), студентом подрабатывал чертёжником. Получив диплом инженера-механика, занимался разработкой и конструированием специальных силовых машин. В 1952 совместно с русскими эмигрантами К. Земельсом и К. Неклютиным, вице-президентом компании Universal Match Corp. в Сан-Луисе основал новую машиностроительную компанию. Компания быстро развивалась, за короткий срок были открыты её филиалы в Бельгии, в Германии и в штате Коннектикут и Миссисипи. Член Общества русских инженеров в США, Конгресса русских американцев (КРА) и Американо-русского союза помощи «Отрада».
75 лет со дня кончины Иосифа Владимировича Гессена (26 (14).04.1865, Одесса, Россия – 22.03.1943, Нью-Йорк, США), юриста, издателя, общественно-политического деятеля, публициста. В 1885 поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета (окончил экстерном в 1889), в 1886–1889 в ссылке за участие в народническом кружке. С 1896 служил в Министерстве юстиции. Один из организаторов Союза освобождения, член его совета. С 1904 присяжный поверенный. Участвовал в создании Конституционно-демократической партии, с 1906 член её ЦК, соредактор (совместно с П. Н. Милюковым) печатного органа партии - газеты «Речь» (1906–1917). Один из основателей и редактор газеты «Право» (1898–1904). Депутат II Государственной думы. Совместно с П.Н. Милюковым редактировал газету «Свобода» и с 1906 по 1917 — газету «Речь». Член Предпарламента. После Февральской революции 1917 возглавлял Союз редакторов ежедневных газет. Известно его «Открытое письмо к социал-демократам», в котором он уговаривал европейских социал-демократов отгородиться от большевиков, утверждая, что Россия стоит перед опасностью страшной реакции, которая «разольется далеко за пределы русского государства», и что «реакция тем больнее ударит по социалистам, чем теснее они свяжут себя с судьбой большевистского режима». В Гражданскую войну помогал генералу Н.Н. Юденичу. В эмиграции с 1919 в Финляндии, затем переехал в Берлин. Один из организаторов книгоиздательства «Слово», возглавлял его издательскую часть (1920-38). Соредактор берлинской газеты «Руль» (1920–1931), Председатель Союза русских писателей и журналистов в Берлине (1920–1935), издатель исторического альманаха «Архив русской революции» (1922–1934, 22 т.). С 1936 жил во Франции. В 1942 переселился в США, где сотрудничал в газетах «Новое русское слово» и «Русская жизнь». Автор работ по юриспруденции. Редактор-издатель 1-го издания мемуаров С. Ю. Витте (1922; получил их от вдовы Витте) и воспоминаний «Годы изгнания» (опубликованы в Париже, 1979) и др.
60 лет со дня кончины Лидии Яковлевны Липковской (10.05(28.04).1884, с. Бабино, Бессарабия. Россия– 22.03.1958, Бейрут, Ливан), артистки оперы (колоратурное сопрано) и педагога. С детских лет пела в церковном хоре, с 14 лет участвовала в любительских концертах. В 1902 поступила в Петербургскую консерваторию, после окончания которой заключила контракт с Мариинским театром на три года. Первой ролью в Мариинском театре была Джильда в "Риголетто" В 1909 впервые отправилась на зарубежные гастроли. Выступала в "La Scala", затем в Париже на сцене театра Chatelet с участием Шаляпина, позднее в лондонском "Covent Garden" в премьере оперы Э.Вольф-Феррари "Секрет Сюзанны". Осенью 1909 певица отбыла в Америку. Вместе с Г. Баклановым и Е. Бронской она выступала на открытии и в первых спектаклях оперы в Бостоне, в Чикагской опере. В Нью-Йорке дебютировала в "Травиате"с участием Э. Карузо, пела с ним и в других операх. В апреле 1911 с триумфом возвратилась в Петербург. "Я так рада, что очутилась снова в Петербурге и вижу серенькое, но милое небо моей Родины", - говорила она. "Биржевые ведомости" писали об ее партии Снегурочки: "Маленькая, субтильная, воздушная, неземная Снегурочка-Липковская кажется прелестной снежинкой, которая вот-вот умчится вдаль... И это таяние — целая драма: снежинка полюбила! в минуту можно выразить всю глубину чувств, и Липковская это сделала!" В том же году она впервые выступила на сцене Большого театра в Москве (Джильда в "Риголетто"). Не прекращались и ее зарубежные гастроли и гастроли по России — концерты в Москве, Киеве, Одессе, Екатеринославе, Кишиневе, Ростове, Варшаве, Лодзи, Риге, Вильно. В 1925 поселилась в Кишиневе, началось сотрудничество с оперой в Бухаресте. В 1927, после блистательных концертов в Париже и выступлений в Бухарестской опере вернулась на родину… Последний раз она давала концерты в Кишиневе в 1936. В 1937 возглавила кафедру сольного пения Кишиневской консерватории. В 1941, в начале войны, пыталась эвакуироваться с консерваторией. Ей удалось добраться до Одессы, но оттуда пришлось перебираться в Бухарест. Там она сначала довольствовалась частными уроками, затем преподавала в консерватории. В 1952 уехала в Париж, где рассчитывала на работу в Русской консерватории. Когда и при каких обстоятельствах она оказалась в Бейруте, где скончалась в крайней бедности, неизвестно. Крупнейшая европейская компания "Gramophone" записывала Лидию Яковлевну в 1912–1914 в Петербурге — всего 17 произведений. Среди этих записей выделяются два изумительных фрагмента из "Снегурочки", в том числе знаменитая сцена таяния, две арии из "Царской невесты", ария из "Иоланты" П.Чайковского. Все записи "Gramophone" реконструированы и изданы в середине 1980-х фирмой "Мелодия" — одна монографическая пластинка и диск совместно с записями Г. Бакланова.
23 марта
80 лет со дня кончины Василия Александровича Андреянова (Андрианова) (5.03(21.02).1884, Санкт-Петербург, Россия – 23.03.1938, Париж, Франция), дроздовца, полковника, летчика, инженера. Окончил Императора Александра II кадетский корпус и Николаевское инженерное училище, Офицерскую воздухоплавательную и авиационную школы. Участник Великой и Гражданской войн. В начале 1918 вступил добровольцем в 1-ю бригаду полковника Дроздовского. В составе отряда проделал весь поход от Ясс до Новочеркасска. Один из организаторов авиации Добровольческой армии. Под командованием генерала В. М. Ткачева совершил множество боевых вылетов. В 1920 эвакуировался в Галлиполи, где занимал должность казначея Технического полка. С 1923 в Париже. Основатель и первый председатель Общества галлиполийцев (1924). Член Союза военных летчиков. Член Русского объединенного эмигрантского комитета во Франции, товарищ председателя Объединения русских в Клиши. В 1931 руководил Обществом «Ариэль», участвовал в обсуждении проблем постройки новых летательных аппаратов.
70 лет со дня кончины Николая Александровича Бердяева (псевд.: Б.К-ский, К.Т-н ) (18 (6).03.1874, Киев, Россия – 23.03.1948, Кламар близ Парижа, Франция), философа, публициста, общественного и религиозного деятеля. Получил начальное домашнее образование, владел немецким и французским языками. С детства, зачисленный по семейной традиции в пажи, в 1887–1891 учился в Киевском и Владимирском кадетских корпусах, получал посредственные оценки и считал себя малоспособным учеником, когда требовалось пассивное усвоение и запоминание. С 14 лет полюбил чтение философских книг и осознал свое призвание — быть философом, "человеком, который посвятит себя исканию истины и раскрытию смысла жизни". В 1894–1897 учился в Киевском университете Св. Владимира: год на естественном отделении физико-математического факультета, затем на юридическом факультете. Занимался самообразованием, написал первую самостоятельную работу — антикантианский этюд "О морали долга и о морали сердечного влечения" (опубликован не был, рукопись не сохранилась). Участвовал в работе студенческого марксистского Центрального кружка саморазвития и Киевского Союза борьбы за освобождение рабочего класса. В 1897 был арестован впервые за участие в студенческой демонстрации; а во второй раз в 1898 за участие в антиправительственных выступлениях. В 1900 выслан на три года в Вологодскую губернию под гласный надзор полиции. В 1898 в журнале "Мир Божий" состоялся его литературный дебют: были напечатаны две его рецензии (без подписи) на Б. Поллока и Г. Ольденберга. В 1899 написал первую статью — "Ф.А. Ланге и критическая философия в ее отношениях к социализму" (Neue Zeit, 1899-1900, № 32/34). Ссылку отбывал вместе с А. Ванновским, А. Луначарским, А. Ремизовым, Б. Савинковым и др. Годы, проведенные в ссылке, посвятил занятиям философией. Именно там произошел его переход "от марксизма к идеализму". В 1904—1907 жил в Петербурге, затем, с 1909 обосновался в Москве. Стал свидетелем и одним из творцов того процесса, который сам называл "русским ренессансом начала XX века". Принимал участие в работе различных обществ, кружков, академий. События 1917 пережил как "момент своей собственной судьбы, а не как что-то извне ему навязанное". Будучи идейным противником большевизма, он вместе с тем после октября 1917 испытал творческий подъем и период общественной активности. В 1917–1918 написал свыше 40 статей, которые были включены в сборник «Духовные основы русской революции». Дважды был арестован (1920, 1922) по обвинению в антисоветской деятельности и выслан в 1922 из страны на пароходе «Обербургомистр Хакен». До 1924 жил в Берлине, воспринимая Германию как переходный пункт между Россией и Западной Европой. В Берлине по его инициативе и при содействии Американского христианского союза молодых людей была открыта Религиозно-Философская академия (РФА) Стал почетным членом совета РСХД, участвовал в съездах движения до 1936. Летом 1924 переехал во Францию. Осенью 1924 под его председательством в Париже открылась РФА. Жил на съёмной квартире в Кламаре, а в 1938 переехал в собственный дом, полученный в наследство от друга семьи — англичанки Ф. Вест. По отзыву Б. Вышеславцева, это был "милый помещичий дом, "Ясная поляна", где живет русский барин, боящийся сквозняков, любящий заниматься философией и решивший стать "пророком"… "и достигший успехов на этом поприще". С 1924 и до своей кончины был редактором издательства YMCA-Press. С 1925 по март 1940 редактировал при участии Б. Вышеславцева журнал "Путь". Имел широкий круг общения с французским литературным, католическим и интеллектуальным миром. Годы, прожитые во Франции, стали для него "эпохой усиленного философского творчества": были написаны 15 крупных исследований, не считая участия в сборниках, сотен статей, докладов, лекций и др. Он поражал своей работоспособностью даже своих близких, одновременно обдумывая по нескольку книг и статей. Последнее его произведение,— книга "Царство Духа и царство Кесаря" (1946–1948) осталась незавершенной. Философ скончался за письменным столом. В архивном собрании ДРЗ хранятся связанные с ним материлы (Ф.12, Ф.23). См. также
Постоянная ссылка на данную страницу: http://bfrz.ru/static/pamiatnye daty 03.2018/
|
|