Выставка живописи Елены Коба и Натальи Рубачевой «Пейзажи в поэзии русской эмиграции»
С 8 февраля по 23 марта 2018 года в Доме русского зарубежья им. А.Солженицына проходила выставка живописи Елены Коба и Натальи Рубачевой «Пейзажи в поэзии русской эмиграции».
Работы Елены Коба и Натальи Рубачевой, представленные на выставке, близки и по технике исполнения, и по ощущению любви к русскому пейзажу и русской поэзии.
Создавая этот цикл, авторы стремились передать средствами живописи впечатление от великого русского слова — серия пейзажей перекликается с поэзией и прозой русских писателей-эмигрантов: И.Бунина, Б.Зайцева, И.Савина, Г.Кузнецовой, В.Набокова, М.Цветаевой. В произведениях, созданных ими в эмиграции, вдали от родных мест, мы ощущаем бесконечную тоску по Родине, по России, которая живет в их памяти…
Отправная точка в живописном образе выставки — картина Елены Коба «Полдень». Она ассоциируется со строкой Владимира Набокова «Дни медленные, деревенские…» Мы видим высокое небо с перистыми облаками, полосы нескошенной ржи, солнечные лучи сливаются в далекой перспективе. В центре картины, на линии горизонта — храм, соединяющий два пространства: небесное и земное…
Картина Елены Коба «Купола» тоже вызывает в памяти набоковские стихи:
…Сквозь дрожащие пятна березы,
Сквозь все то, чем я смолоду жил…
(В.Набоков, 1939)
Сквозь морозное кружево березовой листвы в контражуре вечернего света читаются силуэты куполов и часовенок, бесконечно любимых русскими писателями, живших на чужбине. Картина написана в пастельно-теплых оттенках золотисто-розового колорита.
Рисуя пейзажи средней полосы России, Елена работает с разными форматами, что хорошо представлено в ее картине «Березовый шум».
Тают бледно-лиловые пятна
на березовых светлых стволах.
(В.Набоков, 1921)
Березовая роща залита ярким солнечным светом. Работа выполнена на большом холсте. Изящные стволы деревьев написаны большим и уверенным мазком, что позволяет сделать только масляная техника. А милые сердцу кувшинки после дождя представлены, как миниатюры.
…Неподвижен, задумчиво-дивен
ослепительный, тонкий цветок…
(В.Набоков, 1939)
Кувшинки написаны в сдержанном голубовато-зеленом колорите с розовыми рефлексами. Все это придает цветам свежесть и таинственность.
В витринах были представлены акварельные миниатюры Елены Коба «Деревенские домики», «Декоративное панно — предметы быта русской деревни», «Костюмы крестьянок и купчих». Кистью художника выписана каждая деталь на костюме, так, что порой трудно отличить оригинал от полиграфического листа репродукции.
Большое мастерство — писать акварелью кружево русского сарафана, жемчуга на кокошниках. Рассматривая эти работы, мы видим, какие носили головные уборы, фартуки, сарафаны, рукавицы крестьянки в Архангельской, Вологодской. Ярославской губерниях.
Удивительны зимние акварели Натальи Рубачевой. На картине «Зима. Воскресный день» краска «берлинская лазурь», используемая автором, придает небу неповторимый голубой оттенок.
Выходи со мной на воздух,
За сугробы у ворот …
(Н.Туроверов, 1937)
На первом плане — сугробы. Написаны ярко, контрастно. Чувствуется холод морозного дня. А вот средний и дальний план представлены в технике лессировки, когда один цвет мягко переходит в другой. В розовой дымке читаются силуэты заснеженных крыш.
Диптих «Усадьба Суханова» снова отсылает к Набокову:
Вот листопад. Бесплотным перезвоном
сад окроплен. Свод легок и высок.
Клен отдает со вздохом и поклоном
последний свой узорный образок.
(В.Набоков, 1930)
Кружево осеннего листопада написано в технике масляной живописи. Для изображения листвы автор использует оранжевые, желтые и охристые краски. Лимонно-белые оттенки создают солнечное, осеннее настроение. Коричнево-красным цветом выписаны кленовые веточки. Одинокая ротонда в глубине сада напоминает о былом, давно ушедшем от нас времени… В задумчивости осеннего парка, в заснеженной околице, в резных наличниках деревенского дома, в березовой роще, в золотых маковках церквей — во всех этих пейзажах читается поэзия русской эмиграции.
О России петь — что стремиться в храм
По лесным горам, полевым коврам…
О России петь — что весну встречать ,
Что невесту ждать, что утешить мать…
(И.Северянин, 1925)
Память о России, о прожитых годах на Родине не оставляла поэтов (И.Бунина, Н.Туроверова, В.Набокова, И.Савина, И.Северянина, М.Цветаеву) всю оставшуюся жизнь на чужбине.
Тоскую, горю и сгораю
В чужой непривольной дали,
Как будто не знал и не знаю
Родной и любимой земли…
(Н.Туроверов, 1937)
В витринах были выставлены акварельные этюды, обрамленные мини-инсталляциями: вещами людей из позапрошлого века. Альбом с карандашными зарисовками, кружевные салфетки наших прабабушек, выцветшие вышивки с сюжетом играющих котят. Рядом с акварелями деревенских домиков лежали старинные ноты, сухие цветы бессмертники…
… Храню бессмертники сухие?
Все меньше помним о России,
Все реже думаем о ней…
(Н.Туроверов, 1937-е)
Деревянная шкатулка со старинной фотографией и оловянной розой изысканно сочетается с карандашными зарисовками и старинными рушниками. Миниатюрные скульптурки ангелов, открытки к Рождеству, Пасхе замерли во времени рядом с бронзовым канделябром.
Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И все — равно, и все — едино.
Но если по дороге — куст
Встает, особенно — рябина…
(М.Цветаева, 3 мая 1934)
Елена Коба родилась в 1959 году. Уже в детстве Елена поняла, что занятия творчеством в художественной школе приносят ей большую радость. В 1978 году она поступила в художественное училище в Ярославле. Здесь началась ее творческая жизнь и первые большие выставки. С 1982 года — учеба в институте кинематографии в мастерской мультипликации И.П.Иванова-Вано. Во время учебы в институте Елена работала на студии «Союзмультфильм». Это время пришлось на эпоху перестройки, когда все студии стали закрываться.
Елена вернулась к живописи и изучению цвета. Она много работает, пишет маслом и акварелью, организует персональные выставки и участвует в коллективных вернисажах. Член Московского союза художников.
Участие в выставках в 1979–2017 годах:
- юбилейная областная выставка, посвященная 60-летию ЯХУ, Ярославль, 1979;
- персональная выставка, Ярославль, 1982;
- Всесоюзная выставка молодых художников, Новочеркасск, 1983;
- Всероссийская выставка молодых художников, Ленинград, 1986;
- выставка «Культурный обмен», Русский культурный центр, Париж, Франция, 1997;
- юбилейная выставка, посвященная 40-летию МОСХ, Москва, 1997;
- выставка «Культурный обмен», Динан, Франция, 2001;
- юбилейная выставка, посвященная 40-летию МОСХ, Москва, 2007;
- выставка «В поисках утраченного времени», ДРЗ, Москва, 2008;
- персональная выставка «Цветы России», ДРЗ, Москва, 2010;
- выставка «Музыка души», ДРЗ, Москва, 2013;
- выставка «Отражение», ЦДХ, Москва, 2014;
- юбилейная выставка, посвященная 60-летию МОСХ, Москва, 2017.
Работы находятся в частных коллекциях и галереях России, Франции, Германии, Италии, США, Японии и других стран.
Елена Коба уже много лет дает мастер-классы и уроки для взрослых, где раскрывает талант у людей, которые мечтали рисовать, но не решались к этому приступить. Она также разработала специальную программу для детей.
Рубачева Наталья живет и работает в Москве. Окончила экономический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова. Во время учебы также получала художественное образование в частных студиях и мастерских, так как всегда ощущала большую потребность в творчестве — занималась живописью и керамикой, авторскими куклами и росписью стен. Постепенно хобби превратилось в основную профессию, и вот уже любимой стала работа в технике акварели. Пейзажи России, цветы, любимые улочки Москвы — основные темы ее работ. Член Творческого союза художников России с 2004 года. Участвовала в различных выставках — в ЦДХ, в центре «На Тишинке», в Доме русского зарубежья. Работы находятся в частных коллекциях во многих странах мира, от Австралии и ЮАР до США.
Куратор выставки и автор идеи — заведующая сектором художественных выставок ДРЗ Вера Владимирова.
Вера Владимирова
Фоторепортаж с мастер-класса
Фото Юлия Горобец
Постоянная ссылка на данную страницу: http://bfrz.ru/static/080218_Peizazhi/
|