Памятные даты русского зарубежья, февраль 20181 февраля
85 лет со дня кончины Николая Михайловича Могилянского (30 (18).12.1871, Городец Черниговской губ., Россия – 1.02.1933, Прага, Чехословакия), этнографа, антрополога. Окончил черниговскую гимназию и естественное отделение физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета (1893). Прослушал курс лекций в Берлинском университете (1894), в парижской Ecole d¢Antropologie (1895-1897), стажировался в лаборатории профессора Л. Мануврие. По возвращении в Петербург в 1898 работал хранителем Музея антропологии АН, преподавал географию в Первом кадетском корпусе и Учительском институте (1898–1910). С 1908 заведующий Этнографическим отделением Русского музея и научного отдела журнала "Мир Божий". Профессор педагогических курсов при Военно-педагогическом музее, на Высших женских курсах М. Лохвицкой-Скалон (1907–1918). Действительный член Российского географического общества. Его научные установки вступали в противоречие с теоретическими посылками российской этнографии, связанными с устаревшей, заимствованной из Западной Европы парадигмой эволюционизма. В 1916 он опубликовал в журнале "Живая старина" программную статью "Предмет и задачи этнографии", где настаивал на необходимости поставить в центр внимания этнографии не вопросы культуры, а проблему установления "этнических групп, рас, народов как этнических индивидуумов". Именно этнос, полагал он, и составляет подлинную базу этнографии, единственное, "что поможет сохранить ее в качестве науки". Его идеи остались невостребованными. Кадет. В 1918 товарищ державного секретаря Украины, член правительства гетмана П.П. Скоропадского. Сторонник автономной Украины в составе Федеративной России. В 1920 выехал в Константинополь, через месяц перебрался в Париж. Создал Украинский национальный комитет, из которого вышел в 1922. Один из инициаторов создания Русской академической группы в Париже (1920). Секретарь Комитета помощи русским писателям и ученым во Франции (1921). С 1923 жил преимущественно в Праге. Член Русской академической группы в Париже и Праге, член Педагогического бюро в Праге. Награжден орденом Почетного легиона. Публиковался в различных органах русской зарубежной печати: «Последние новости», «Руль», «Общее дело» и др. См. публикации Н.М. Могилянского в каталоге библиотеки ДРЗ.
2 февраля
130 лет со дня рождения Наталии Васильевны Крандиевской-Толстой (урожд. Крандиевская, в первом браке Волькенштейн, во втором – Толстая) (2.02.(21.01).1888, Москва, Россия – 17.09.1963, Ленинград, СССР), поэтессы, переводчика. Жена А.Н. Толстого (1914–1935). Написанную в последние годы жизни автобиографию начала с самого главного для себя: «Я росла в кругу литературных интересов…» Писать стихи начала в семь лет. Училась — у многих, но одного мастера ставила выше всех — И.А. Бунина. Начав печататься с 14 лет в московских журналах «Образование», «Журнал для всех», и др., первую поэтическую книжку «Стихотворения» выпустила лишь в 1913, в свои полные 25. Её поэзию, полную философских раздумий, с четкой формой классического стиха, высоко оценил А. Блок. Следующая её книга стихотворений вышла в Одессе, в издательстве «Омфалос» в 1919. Первый раздел называется «Свет уединенный». Это и есть утаенное название книги, ведь два других раздела безымянны. С 1919 в Париже. Время, прожитое там, оказалось далеко не самым удачливым, Толстой много писал, но напечатать ему почти ничего не удавалось, и семья переехала в Берлин в 1921. Там вступила в Союз русских писателей и журналистов. Публиковалась в берлинских журналах «Сполохи», «Эпопея», «Жар-птица» и в парижских — «Зеленая палочка», «Современные записки» и др. В 1923 всей семьёй вернулись в СССР. В её багаже — изданная за свой счет в 1922 в издательстве "Геликон" (Москва-Берлин) третья и последняя ее прижизненная книжка стихов с эпатажным названием "От Лукавого". На родине 14 лет ничего не писала, целиком посвятив себя творческим замыслам мужа. В 1935 после развода начала писать. В журналах "Звезда" и "Ленинград" вышли ее воспоминания о Горьком и Бунине, несколько небольших стихотворных подборок. В годы Великой Отечественной войны Наталья Васильевна осталась в осажденном Ленинграде с младшим сыном Дмитрием. Она выжила, получая как все пайковые 125 граммов хлеба, хороня близких ей людей, и писала, писала стихи обо всем, что происходило в годы блокады: «Смерти злой бубенец Зазвенел у двери. Неужели конец? Не хочу. Не верю!... Отдохни, мой сынок, Сядь на холмик с лопатой, Съешь мой смертный паек, На два дня вперед взятый»… Все, над чем она работала, начиная с 1935: воспоминания о культурной жизни России 1910-1920-х, несколько книг для детей, блокадный дневник, сборники стихов "Дорога" и "Вечерний свет", было издано уже после ее смерти.
35 лет со дня кончины Павла Андреевича Мансурова (14 (2).03.1896. Санкт-Петербург, Россия – 2.02.1983, Ницца, Франция), живописца, графика, художника прикладного искусства. С 1909 учился в ЦУТР (Центральном училище технического рисования), изучал гравюру и офорт под руководством В. В. Матэ. В 1912 поступил в Рисовальную школу ОПХ, учился у Н. П. Химоны и П. С. Наумова. Участник Великой войны. Служил в 1-м авиационном полку и в Управлении военно-воздушного флота. В 1915-1917 познакомился с П.Н. Филоновым, К.С. Малевичем и другими авангардистами, работал в московской мастерской В.Е. Татлина. После революции некоторое время (1919-1920) провел у родителей в Казани, где был арестован ЧК по подозрению в дезертирстве и несколько месяцев просидел в тюрьме. Освободившись, преподавал в местном художественном училище. Позднее жил в Москве и Петрограде, принимал участие в деятельности Института живописной культуры (Инхук), где существовал его как бы "персональный" экспериментальный отдел. Внес большой вклад в футуристическую сценографию (балет "Упманн или "Курительная шутка" на музыку А.С. Лурье в царскосельском Китайском театре 1918 и др.), выполнял эскизы монументального агитпропа. Вошел в авангардную художественную традицию своими "живописными формулами" — вертикальными композициями со строго отобранным минимумом геометрических и линейных элементов. Выехав в 1928 с выставкой своих работ в Италию, остался за границей. С 1929 жил в Париже. Не добившись коммерчески-галерейного успеха своих "живописных формул", обратился (по совету супругов Делоне) к прикладному искусству. Создавал эскизы для парижских домов высокой моды (Пату, Шанель, Ланвэн, Гермес и др.), работал и как реставратор. Пробудившийся в 1950-е интерес к русскому авангарду 1910-1920-х вдохновил его на активный возврат к прежней манере, которая оказалась достаточно актуальной, напоминая постмодернистский минимализм. В 1957 принял участие в выставке "50 лет абстрактного искусства" в галерее Крез в Париже и затем продолжал создавать беспредметные композиции, используя в новых сочетаниях живописные приемы, найденные еще в молодые годы. В 1972 в Париже открылась персональная выставка П.А. Мансурова, которая принесла ему мировую известность, а в 1995 на выставке в ГРМ с его творчеством смогли познакомиться и соотечественники.
3 февраля
105 лет со дня рождения Юрия Георгиевича Гюббенета (3.02.1913, Рига, Россия – 24.02.1986, Нью-Йорк, США), юриста, политического и общественного деятеля. В эмиграции с семьёй в Польше с 1920. Учился до 5–го класса в немецкой школе, затем в польской гимназии. Окончил юридический факультет Белградского университета. После Второй мировой войны переселился в США. Работал страховым агентом в Нью-Йорке. Принимал живое участие в русской общественной и политической жизни. Преподавал в субботней школе при Свято-Серафимовской церкви в г. Си-Клифф. Был членом бюро Северо-Атлантического отдела СБОНР и одним из основателей Конгресса Русских Американцев (КРА).
70 лет со дня кончины Бориса Константиновича Билинского (4.10. (21.09).1900, Бендеры Бессарабской губ., Россия – 3.02.1948, Катания, Италия), художника театра и кино. Окончил Одесский кадетский корпус. Учился на физико-математическом факультете Новороссийского университета. Однако Гражданская война поломала все его планы. В 1920, после разгрома Белой армии и гибели отца, был вынужден уехать из России в Германию. В Берлине он отдался истинному своему призванию: стал изучать законы театра, декорационного оформления спектаклей и сценографию. Берлин положил начало его работе в качестве художника, предложив ему сразу же несколько «русских» театров: «Синюю птицу» и «Радугу», кабаре «Голубая птица». В 1922 переезжает в Париж. Берёт уроки у С.Ю. Судейкина и Б.Д. Григорьева. Продолжает работу для театра и начинает работать в кино: создаёт декорации, костюмы, афиши для киностудии «Альбатрос» и для спектаклей парижского «Театра со столиками» (1925). За 20 последующих лет оформил более 30 фильмов, в том числе фильмы А. Волкова, Н. Маликова, Вяч. Туржанского и др. Параллельно оформлял оперные и балетные спектакли Театра Елисейских полей, труппы Хореографического театра Б. Нижинской, Русского балета Монте-Карло и др. Для Русской оперы в Париже выполнил декорации и костюмы к спектаклям «Руслан и Людмила» (1930) и «Сказка о царе Салтане» (1932). Участвовал в выставках Осеннего салона (1930–1934, 1937–1938). Расписал знаменитое «русское» парижское кабаре «Шехерезада» на рю Льеж — любимое место встреч артистов (1934). В 1937 был удостоен золотой медали на Всемирной выставке в Париже. Публиковал статьи в журналах «Cinemagazine», «Cinema» и др. В 1939 переехал в Италию, где продолжил работу на римской киностудии Титанус-фильм и в миланском театре Ла Скала. Одним из главных его увлечений этого времени была серия «Музыка в красках». Он мечтал объединить живопись, музыку и кино в одно гармоничное целое, поэтому создавал для себя малоформатные альбомы — поразительные по смелости, новаторству и глубокому музыкальному чутью переложения произведений Дебюсси, Прокофьева, Берлиоза, Скрябина в виде абстрактных композиций. Каждому музыкальному повороту искал изобразительный аналог, стремясь развернуть музыкальную фразу и претворить звук в цвет и форму. Итальянский период творчества Б.К. Билинского в годы войны – очень личный. Он всецело посвятил себя работе над иллюстрациями Апокалипсиса от Иоанна — 30 акварелями, буквально пронизанными чувством трагедии и страха. Художник готовил эту работу для парижской выставки, но кончина не позволила ему довести задуманное до конца.
5 февраля
80 лет со дня кончины Сергея Арсеньевича Виноградова (16 (4).06.1869, Большие Соли Ярославской губ., Россия – 5.02.1938, Рига, Латвия), художника, преподавателя. Прибыл в Ригу после революционных событий в России осенью 1924 и жил здесь последние тринадцать лет. Позади осталась насыщенная московская жизнь. В Москве учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Участник выставок в Санкт-Петербурге, Берлине, Мюнхене, Париже (1906, 1910) и др. Председатель комитета и участник выставок Союза русских художников (1910–1924). Он много сделал для славы своей родины как живописец-пейзажист. За свои пейзажи с дворянскими усадьбами он дважды в 1909 и 1913 получал золотые медали на Международных выставках в Мюнхене. В 1912 получил звание академика. С 1898 по 1913 преподавал в Строгановском художественно-промышленном училище. Автор жанровых картин, интерьеров, портретов, книжных иллюстраций. Много занимался общественной и выставочной деятельностью. Но все это было в России, а в Латвии надо было всё начинать сначала. И он много работает, открыв для своего искусства неповторимый по красоте природы латгальский край с его озерами, лугами и полями, перелесками, рекой Даугавой. Он видел своеобразие местной природы и воплощал ее на холстах. «Хотелось бы иметь две пары рук и два сердца, чтобы успеть запечатлеть все, что волнует», — говорил Сергей Арсеньевич. Постоянно участвовал на европейских выставках русского искусства: Копенгаген (1927), Прага (1928), Лондон (1935), Белград (1930, 1936) и мн. др. Пражская картинная галерея приобрела с выставки его картину «Лето». Люксембургский парижский музей — «Нищие в Псково-Печерском монастыре», в Белграде принцем Павлом были куплены две живописные работы «Пейзаж» и «Дача в зелени». «Виноградов поразительный художник, к чему бы он ни прикоснулся, все вдруг начинает трепетать и светиться. По этим холстам разлита ласковая и восхитительная радость, в этом мире хочется жить» (П. Пильский). Его произведения находятся во многих частных и музейных собраниях, в том числе в ГТГ, ГРМ, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Рижском художественном музее, музее Карнеги в Питтсбурге и др.
95 лет со дня выхода в Париже первого номера литературно-политического еженедельника «Звено» (5.02.1923–1928, до 1926 издавался в формате газеты, с 1926 — в формате журнала) как приложения к газете «Последние новости». Стремился преодолеть возможный разрыв между русской культурной традицией и младшим поколением эмигрантов. Редакторы — М.М. Винавер и П.Н. Милюков. См. журнал "Звено" в каталоге библиотеки ДРЗ.
6 февраля
150 лет со дня рождения Даниила Максимовича Ратгауза (6.02 (26.01).1868, Харьков, Россия – 6.06.1937, Прага, Чехословакия), поэта, автора слов многих известных русских романсов. Окончил юридический факультет Университета Св. Владимира в Киеве (1895), служил присяжным поверенным. С 1888 целиком посвятил себя поэзии. В 1893 вышел в Киеве первый его сборник, и с тех пор его популярность росла. Он и сам активно содействовал ей: писал письма Чайковскому, Полонскому, Римскому-Корсакову и др., рассылал сборник с просьбой посмотреть, почитать, отнестись снисходительно, сказать ему, есть ли у него дарование, сочинить на его слова музыку, поместить, если можно, стихи его в антологию или хрестоматию. Шесть романсов на его слова написал П.И. Чайковский, благожелательно отозвавшийся о его творчестве в личных письмах к нему. Столь же благожелательно отозвался о его стихах Полонский: "Я грелся около Ваших стихотворений, как зябнущий около костра или у камина". В 1902 в личном письме о любви к его романсам писал А. П. Чехов. Романсы на слова Ратгауза писали Кюи, Рахманинов, Глиэр и другие. В 1896—1917 выпустил несколько книг стихов и трёхтомное роскошное «Полное собрание стихотворений»: они вызвали, однако, почти единодушно отрицательное отношение, потому что как реалистам, так и модернистам он был не интересен. Резко выделялась реакция Л.Н. Толстого, заявлявшего в интервью, что из современных поэтов больше всего ценит именно Ратгауза и противопоставляет его «декадентам». В 1910—1918 жил в Москве, затем снова в Киеве, откуда в 1921 выехал в Берлин, а через два года в Прагу. В эмиграции вышло два сборника его стихов: «Мои песни» и «О жизни и смерти». См. публикации Д.М. Ратгауза в каталоге библиотеки ДРЗ.
10 февраля
135 лет со дня рождения Михаила Юрьевича Струкова (10.02 (29.1).1883, Екатеринослав, Россия – 5.01.1974, Пристон, США), инженера, конструктора планеров и самолетов. Окончил Киевский политехнический институт (1908). В годы Великой войны обучался в Военном кавалерийском училище, служил в армии в чине капитана. Награжден орденом Св. Георгия. В 1923 эмигрировал в США. Занимался строительством мостов, железных дорог, общественных зданий. В 1943 — один из основателей фирмы «Chase Aircraft» в Нью-Йорке, специализировавшейся на разработке и производстве транспортных планеров по существующей в США военной программе. Одновременно являлся её вице-президентом и главным инженером. В том же году фирма заключила контракт с ВВС США на проектирование 16-местного десантного планера XCG-14. В конце 1944 последовал новый контракт на создание транспортных планеров, которые имели бы более долговечную конструкцию и при необходимости могли быть преобразованы в самолеты. После установки на CG-18 двух двигателей воздушного охлаждения каждый планер был преобразован в военно-транспортный самолет С-122. Таким образом, изобретатель возродил принцип "от проекта - к планеру, от планера - к самолету", которым руководствовались на заре развития русской авиации. Этот принцип потом использовался во всех конструкциях фирмы "Chase". Самолёт С-122 применялся как военно-транспортный до 1958. В 1956 Струков создает новый самолет C-134, с увеличенной длиной фюзеляжа и, соответственно, с более вместительной грузовой кабиной. Это был самый большой самолет фирмы "Chase" - его взлетный вес достигал 41 т. С-134 был оборудован системой управления пограничным слоем крыла и приспособлениями для взлета со снега и воды. Однако заказов от ВВС не поступало, и фирма "Chase" прекратила свое существование.
50 лет со дня кончины Питирима Александровича Сорокина (4.02 (23.01).1889, Турья Вологодской губ., Россия – 10.02.1968, Винчестер, США), социолога, культуролога, политического деятеля. В 1905 вступил в партию эсеров, как агитатор был арестован и попал в тюрьму в1906. Участвовал в революционном движении в поволжских городах и в Иваново-Вознесенске. Осенью 1907 приехал в Петербург, учился на вечерних Черняевских курсах. Вел просветительскую и агитационную работу среди рабочих. В 1909 сдал экстерном экзамены на аттестат зрелости и поступил в Психоневрологический институт, где имелась единственная в России кафедра социологии. Чтобы избежать воинской повинности и получать стипендию, перешел в 1910 на юридический факультет Петербургского университета. Окончив в 1914 университет, оставлен при кафедре для подготовки к профессорскому званию. Продолжая заниматься социологией, выбрал для специализации уголовное право и пенологию, Один из организаторов Русского Социологического общества им. Ковалевского (1916), его секретарь. В 1916 досрочно сдал магистерские экзамены и стал приват-доцентом. Защите магистерской диссертации по книге "Преступление и кара, подвиг и награда" (СПб., 1914) помешала Февральская революция. В 1917— член Исполкома Всероссийского Совета крестьянских депутатов, с июля секретарь А. Ф. Керенского и главный редактор газеты «Воля народа». Избран депутатом Учредительного собрания. Накануне его открытия, арестован и заключен в Петропавловскую крепость, откуда писал: "Как ни темна ночь, все же впереди огни. Не умрет трудовая Россия. Не умрут и великие идеалы свободы и социализма". Освободившись, вышел из партии эсеров, отказался от политики, решив посвятить себя науке, т.к. она "всегда полезна, всегда нужна народу". В декабре вернулся в Петроград, был избран профессором социологии в Сельскохозяйственной академии в Царском Селе и в Институте народного хозяйства. Собирал материал для "Системы социологии", два тома которой были опубликованы в 1920 в обход цензуры и защищены им в Петроградском университете на степень магистра социологии (1922). Сблизился с И.Павловым, совместно с которым организовал Общество объективных исследований человеческого поведения. Вместе с Бехтеревым рассматривал влияние голода на человеческое поведение, социальную жизнь и организацию общества. Избран профессором по организованной им в университете кафедре социологии (1920), но был уволен после того, как В.И. Ленин заявил, что в статье "О влиянии войны" Сорокин "искажает правду в угоду реакции и буржуазии" и что "подобным крепостникам" место в странах буржуазной "демократии", но не в Советской России. Подготовленная книга о голоде была уничтожена (издана в США после его смерти женой). Травлю его в печати подхватили Л.Троцкий, Г.Зиновьев и др., и он был выслан в Берлин поездом в 1922. Сразу по приезде приглашен президентом ЧР Т. Масариком преподавать в Пражском университете. В Праге пробыл недолго. Получив приглашение от американских социологов Э.Хайеса и Э.Росса, в октябре 1923 выехал в США. Читал лекции в разных колледжах и университетах. В 1930 принял американское гражданство. В том же году Гарвардский университет предложил ему возглавить новое отделение по социологии, которое вскоре стало Центром социологического развития в Америке; он занимал этот пост до 1942, после чего еще в течение 17 лет оставался на должности профессора социологии. В 1959 вышел в отставку. Питирим Александрович не только дал определение социологии, вычленил элементы каждого социального явления, разрабатывал социологическую терминологию. Он создал концепцию всемирно-исторического развития человеческой культуры, положив в основу всех социальных явлений и процессов идеологическую доминанту культуры. Исторический процесс рассматривал как циклическую флуктуацию типов культур, выделив три основных: чувственный, идеациональный, и идеалистический, которым соответствовали три формы истины: чувственная, рациональная и духовная (интуитивная). Высшим методом познания считал интуицию, полагая, что при ее помощи были сделаны все великие открытия. Его вклад в науку оценивается в мировом масштабе как "коперниковская революция в социологии", как "решительный поворот в истории социальной мысли". См. публикации П.А. Сорокина в каталоге библиотеки ДРЗ.
12 февраля
140 лет со дня рождения Виктора Викторовича Голубева (12.02 (30.01).1878, Санкт-Петербург, Россия – 19.04.1945, Ханой, Вьетнамская империя), археолога, учёного-востоковеда, искусствоведа. Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета, учился у М. И. Ростовцева (1900). Продолжил обучение в Гейдельбергском университете, в 1904 получил степень доктора философии. С 1905 жил в Париже, изучал и коллекционировал персидскую и монгольскую миниатюру. Путешествовал по Востоку. В 1910-1912 отправился в археологическую экспедицию в Индию, откуда привез 1500 фотографий памятников индийской культуры, в том числе свыше 300 снимков фресок буддийских пещерных храмов Аджанты. Материалы экспедиции были выставлены в 1913 в музее Чернусского и получили высокую оценку Н.К. Рериха, который писал в статье "Индийский путь": "За эту радость я очень благодарен моему другу В.В. Голубеву". С августа 1914 — представитель Российского Красного Креста во Франции в чине полковника. Организовывал автосанитарные отряды на фронте, стал летчиком; за проявленное мужество награжден французским орденом Военного Креста (впоследствии и орденом Почетного легиона). После революции вынужден был продать часть своих коллекций и подумывал о карьере музыканта, так как блестяще играл на скрипке и имел инструмент работы Страдивари. Но, несмотря на жизненные неудачи и материальные трудности, сохранил верность своему призванию и после войны возобновил работу в области востоковедения. Организовал издание искусствоведческой серии "Ars Asiatica", автор тома, посвященного шиваистской скульптуре Индии. Редактировал и художественно оформлял многотомную серию по классическому искусству Востока, иллюстрировал том о тибетском народном театре. Был избран членом Французской Академии изящных искусств. В 1920 вступил во французскую Дальневосточную школу в Ханое; с 1927 ее действительный член. В течение 25 лет вел исследовательскую работу в Индокитае. За археологические работы в Индокитае Французская Академия удостоила Виктора Викторовича премии Жиль (1935). Автор более 150 научных работ. Особый интерес в научном мире вызвали его раскопки в провинции Тхань-Хоа. Первооткрыватель бронзового века Юго-Восточной Азии. Его архив находится в Ханое и включает материалы также по русской культуре.
80 лет со дня кончины князя Паоло (Павла Петровича) Трубецкого (27.02.1866, Интра, Италия – 12.02.1938, Интра-Палланца, Италия), скульптора, одного из основоположников импрессионизма в скульптуре. Систематического художественного образования не получил. С 1884 жил в Милане, где учился в мастерских Д. Гранди, Э. Баццаро и др. Первая персональная выставка состоялась в США в 1886. В Россию приехал впервые в 1883. Сблизился с художниками «Мира искусства» (1897). Работал в Москве, преподавал в Училище живописи, ваяния и зодчества. Создавал композиции и портреты в динамичной и экспрессивно-грациозной манере, сохраняющей в нарочито «незавершённой» фактуре трепет жизни. В 1899 –1906 работал над памятником Александру III, который был установлен в 1909 в Петербурге на Знаменской площади (в наст. время перед зданием Русского музея). Жил в Париже (1906–1914), выполнил много портретов знаменитостей. Уехал в США (1914–1921). Снова в Париже с 1921 по 1932. В 1932 на склоне лет поселился в Италии в Палланце. Одна из последних его работ – статуя Дж. Пуччини в театре «Ла-Скала».
55 лет со дня кончины Вячеслава Дмитриевича Савицкого (29 (17).03.1880, Екатеринодар Кубанской обл. – 12.02.1963, Лос-Анджелес, США), генерал-майора, общественного и политического деятеля. После окончания Оренбургского кадетского корпуса поступил в Технологический институт, но через год зачислился в Николаевское кавалерийское училище. Участник Великой и Гражданской войн. Из вахмистров казачьей сотни вышел в чин хорунжего на службу в Варшавский Кубанский дивизион, переведен в Собственный конвой императора. В дни революции был командиром 5-й сотни в чине есаула. По возвращении на Кубань зачислился на службу в Кубанский гвардейский дивизион, но вскоре был привлечен к общественно-политической деятельности как член Кубанской рады. Участник Кубанских походов. После возвращения в Екатеринодар, по решению Рады, принял пост военного министра в правительстве Л.Л. Быча с присвоением звания генерал-майора. Однако через несколько месяцев подал в отставку. В начале 1919 Краевая Рада включила его в состав делегации на Версальскую мирную конференцию. В Париже он подписал с другими членами делегации проект Договора Дружбы с горцами, возможно, поэтому не рискнул возвратиться на Кубань, остался во Франции. В 1925 с группой наездников переехал в США, поселился в Калифорнии близ Голливуда, где много снимался в фильмах, исполняя небольшие характерные роли, главным образом, в сценах из русской жизни.
13 февраля
145 лет со дня рождения Фёдора Ивановича Шаляпина (13(1).02.1873, Казань, Россия – 12.04.1938, Париж, Франция), оперного и камерного певца, (высокий бас), режиссёра. Уже в детском возрасте обладал красивым голосом (дискант) и часто подпевал матери, "подлаживая голоса". С 9 лет пел в церковных хорах, пытался научиться играть на скрипке, много читал, но вынужден был работать учеником сапожника, токаря, столяра, переплетчика. В 12 лет участвовал в спектаклях гастролировавшей в Казани труппы в качестве статиста. С разными актерскими труппами кочевал по городам Поволжья, Кавказа, Средней Азии, работая то грузчиком, то крючником на пристани, часто голодая и ночуя на скамейках. В Уфе в декабре 1890 впервые спел сольную партию Стольника в "Гальке" С. Монюшко. 5 апреля 1895 дебютировал партией Мефистофеля в опере "Фауст" в Мариинском театре. В 1896 был приглашен С. Мамонтовым в Московскую частную оперу, где занял ведущее положение и во всей полноте раскрыл свой талант, создав целую галерею незабываемых образов в русских операх. "Одним великим художником стало больше", - писал о 25-летнем певце В. Стасов. Ведущий солист Большого и одновременно Мариинского театров (1899), он с триумфальным успехом гастролировал за рубежом до Великой войны. После Октября 1917 занимался творческим переустройством бывших императорских театров, был выборным членом дирекций Большого и Мариинского театров, руководил (в 1918) художественной частью последнего. В 1918 был первым из деятелей искусств, удостоенных звания народного артиста Республики. Уехав на зарубежные гастроли в 1922, не вернулся, хотя долго считал свое невозвращение временным. На чужбине пользовался неизменным успехом, гастролируя почти во всех странах мира. С 1930 выступал в труппе "Русская опера". В 1935 его избрали членом Королевской Академии музыки и вручили диплом академика. В репертуаре певца было около 70 партий и до 400 песен, романсов и др. жанров камерно-вокальной музыки. «Широкое, могучее неизбытное дыхание великого певца насыщало напев, и, слышалось, нет предела полям и степям нашей Родины». (Б. Асафьев) В 1920-1930-х им было сделано около 300 грамзаписей. "Люблю граммофонные записи,— признавался Фёдор Иванович. — Меня волнует и творчески возбуждает мысль, что микрофон символизирует собой не какую-то конкретную публику, а миллионы слушателей". В 1931 избран почетным членом Союза французских артистов (первый случай избрания иностранного артиста). В 1932 снялся в фильме "Дон Кихот" режиссера Георга Пабста. В том же году в Париже выпустил книгу «Маска и душа: мои сорок лет на театрах». Награжден Командорским крестом ордена Почетного легиона. А на склоне лет начал тосковать по России, потерял жизнерадостность и оптимизм, не пел новых оперных партий, часто болел… В 1948 в фойе зала Pleyel в Париже была открыта памятная доска (барельеф работы К. Беклемишевой). Мемориальная доска установлена также на доме, где жил артист (22, av. d’Eylau, 16-e). До конца своей жизни оставался русским гражданином, — он не принял иностранного подданства, мечтал быть похороненным на родине. Его желание исполнилось: в 29.10.1984 прах певца был захоронен на Новодевичьем кладбище. В архивном собрании ДРЗ хранятся посмертная маска Ф.И. Шаляпина и его рисунок (Фонд 16. Коллекция М.И. Лифарь).
14 февраля
100 лет со дня рождения Венедикта Александровича Абданк-Коссовского (14.(1) 02.1918, Москва, Российская Советская Республика – 10.12.1994, Сиракузы, США), геодезиста, инженера-строителя, общественно-политического деятеля. В 1921 вместе с матерью выехал в Литву, жили в Ковно. Учился в русской гимназии. Много занимался самообразованием и был приглашен в русский профессиональный театр В.И. Бастунова, в котором выступал с большим успехом. Служил в литовской армии. С 1936 член Национального союза нового поколения (НСНП), затем Народно-трудового союза (НТС), из которого вышел в 1956. Подвергался преследованиям в периоды советской и немецкой оккупации Литвы. В 1944 выехал на Запад. Находился в рабочем лагере «Берг» в Австрии, где окончил курсы геодезистов. Участвовал в спасении от насильственной репатриации советских граждан. В 1949 переехал в Марокко, где работал землемером. В Касабланке основал русский театр, участвовал в общественной и культурной жизни русской колонии. С 1961 в США, поселился в Сиракузах. Преподавал в военной школе русский язык. С 1976 председатель Сиракузского отдела Конгресса Русских Американцев (КРА). В 1982 организовал и провёл Всеамериканское совещание русских организаций. Часто давал интервью и выступал по телевидению, радио и в американских газетах против русофобии во всех её проявлениях. В 1993 впервые посетил Россию.
100 лет со дня рождения Николая Михайловича Митрофанова (14 (5).02.1918, г. Валдай, Российская Советская Республика – 23.08.2000, Cuyahoga, Огайо, США), физика-ядерщика, поэта, писателя-фантаста. В 1940 защитил кандидатскую диссертацию при Московском университете. Доктор физических наук (1943).В 1945–1948 в Австрии. В 1950–1962 преподавал ядерную физику и вёл семинары по энергетическим проблемам в университете Сантьяго. В 1962 переехал в США. Консультант в Центре Nasa Годдард по полётам в межпланетном пространстве в Грин Белт (Мэриленд) и в Delta Nuclear Inc. в Форте Уорт (Техас). Профессор физики и астрономии при университете Мэриленда (1962-1964). С 1965 работал старшим научным сотрудником в химической компании Хэршо (Harshaw) в Кливленде (штат Огайо). Автор учебника по физике (1946), статей и 8 изобретений, на которые получил американские, немецкие, английские и французские патенты. Удостоен ряда наград и почётных грамот. В Австрии издавал еженедельник «Колумб». Известен также как поэт и писатель, автор сборника стихов «Каравеллы», посвящённого Валдаю (1980), сборников стихов и фантастических рассказов «Осенняя Элегия» (1983), повестей: «Тени прошлого» (1984) и др. См. публикации Н.М. Митрофанова в каталоге библиотеки ДРЗ.
17 февраля
95 лет со дня основания в Праге, благодаря «Русской акции» правительства Чехословакии, Русского заграничного исторического архива (РЗИА). До 1924 назывался Архив русской эмиграции. Был образован постановлением Комитета объединения российских земских и городских деятелей в ЧСР (Земгор) как общественная организация (17.02.1923) в составе Библиотеки Земгора. Документы хранились в двух отделах РЗИА: документации (А.Ф. Изюмов) и печатных изданий, который состоял из двух подотделов — книжного (С.П. Постников) и газетного (Л.Ф. Магеровский). В 1934 в состав РЗИА на правах отдела был включён Донской казачий исторический архив. В конце 1920-х с окончанием «Русской акции» РЗИА перешёл в ведение чешских государственных учреждений. 13 июня 1945 правительство Чехословакии приняло постановление о передаче документов рукописного отдела и Донского казачьего архива АН СССР по случаю её 220-летия. Документы были вывезены в СССР и надолго погребены в недрах секретных фондов Госархива. Ныне они хранятся преимущественно в ГАРФ и полностью доступны исследователям. Часть документов в советское время была передана в другие архивы согласно их профилю, в том числе в архивы, находившиеся на территории разных союзных республик. Документы журнального и газетного хранилищ находятся в фондах Пражской Славянской библиотеки. См. Каталог собраний документов РЗИА на сайте ГАРФ.
Далее >>
Постоянная ссылка на данную страницу: http://bfrz.ru/static/pamiatnye daty 02.2018/
|
|